РП по физкультуре 5-9 класс
рабочая программа по физкультуре

Ткаченко Анна Вячеславовна

РП 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-9klass.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская основная общеобразовательная школа №4»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______ Г.А.Твердохлеб

   Протокол № _____ от

«____»__________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

школы по УВР МБОУ

«Борисовская ООШ №4»

________Е.Н. Воскобойник «____»__________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Борисовская ООШ №4»

________ М.Н. Скрынник

Приказ № _____ от

 «____»__________ 20__ г.

Рабочая программа

по физической культуре

5-9 класс (базовый уровень)

Учитель: Ткаченко Анна Вячеславовна

2020 – 2021 учебный год

                                   1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по физической культуре и авторской  программы для 5 – 9 класса. В.И. Лях Физическая культура

УМК М. Я. Виленского, В. И. Ляха   и обеспечена  учебниками:

Физическая культура. 5–7 классы / под ред. М.Я. Виленский – М.: Просвещение, 2014.

Физическая культура. 8–9 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2014.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Предмет «Физическая культура» представляет собой одну из немногих дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, которые направлены не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы.

Предлагаемая программа построена на основе рабочей авторской программы В.И. Лях «Физическая культура 5-9 класс», в соответствии с требованиями ФГОС.

            Нами переработаны авторские материалы: пособия для учителей (для 5-7, классов) и авторская программа, которые являются основанием для составления данной учебной программы.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

1. Знания о физической культуре

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

3.Физическое совершенствование

Данная программа имеет цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организация активного отдыха.

 В ходе ее достижения решаются задачи:

  • формировать адекватную оценку собственных физических возможностей;
  • углубить изучение основ базовых видов двигательных действий;
  • развивать творческий подход к дальнейшему развитие координационных и кондиционных способностей;
  • создать основу знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  •  формирование понимание представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта соревнований, оказания первой помощи при травмах;
  • формировать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время;
  • совершенствовать коммуникативные умения: воспитание взаимопомощи, дисциплинированности чувства ответственности.
  • формировать устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; закрепление навыков правильной осанки

        Основные задачи программы заключаются в следующем:

  • продолжить знакомство со знаниями о физкультурной деятельности, отражающей её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
  • обобщить знания о терминологии, средствах и методах физической культуры;
  • формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;
  • расширить двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
  • формировать навыки и умения, необходимые для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
  • формировать умения выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;
  • отрабатывать проектные умения обучающихся средствами физической культуры.
  • формировать позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры обучающихся.

Ведущей идеей курса является формирование устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности личности через развитие основных физических качеств и способностей.

Количество часов для изучения предмета в классах

        Курс предмета «Физическая культура» в основной школе изучается с 5 - 9 класс из расчёта 2 часа в неделю, кроме 8 класса, в связи с изменением учебного плана (всего 374 ч): в 5 классе – 68 ч, в 6 классе – 68 ч, в 7 классе – 68 ч, в 8 классе – 102 ч, в 9 классе – 68 ч.

         Изучение физической культуры в 5-9 классе основной школы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

                   

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения курса Физическая культура 5-9 класса учащиеся

Научатся:

в сфере предметных результатов

  • играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
  •  демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
  • организовывать самостоятельные занятия утренней гимнастики, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности;
  • выполнять физические упражнения из базовых видов спорта и использовать их в физкультурной деятельности;
  • оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
  • пробегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого стартa;
  • пробегать в равномерном темпе до 10 мин (мальчики) и до 9 мин (девочки);
  •  выполнять прыжок в длину после быстрого разбега с 9—13 шагов;
  •  выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
  • метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма;
  •  метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м;
  • выполнять комбинацию изчетырех элементов на перекладине (мальчики); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки);
  • выполнять акробатическую комбинацию из четырехэлементов;  

в сфере метапредметных результатов:

  • ставить цели и задачи на каждом уроке;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома;
  • осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
  • работать с учебным материалом, по физической культуре, осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания всамостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  •  излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи;
  • оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта;
  • осуществлять рефлексию и самоконтроль  учебной деятельности,  проводить самооценку
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

в сфере личностных результатов

  • оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий;
  • контролировать процесс и личный результат учебной предметной деятельности (вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами).

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов

  • организовывать  самостоятельные систематические занятия; физической культурой с соблюдением правил техники безопасности ипрофилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь прилѐгких травмах;
  • выполнять учебный проект.
  •   оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
  • описывать роль и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

в сфере метапредметных результатов

  • анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию;
  • выполнять сбор информации в несложных случаях;
  • оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта;
  • публично представлять результаты учебных достижений.
  • выполнять работу индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов.

в сфере личностных результатов

  • формировать портфолио учебных достижений.
  • использовать речевые средства в соответствии  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

         

3. Cодержание учебного предмета

Знания о физической культуре.

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе.

Физическая культура (основные понятия).Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Теоретические знания для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приѐмы.

Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Спортивные игры.  Баскетбол. Игра по правилам.Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам.

Прикладно - ориентированная подготовка. Прикладно- ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;

5. Тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Количество часов и классы

5

6

7

8

9

1

Народная игра «Лапта»

9

9

10

10

10

2

Лёгкая атлетика

8

8

12

12

12

3

Баскетбол

8

8

5

6

6

4

Гимнастика

9

9

10

18

10

5

Лыжная  подготовка

9

9

9

12

10

6

Волейбол

9

9

10

18

10

7

Лёгкая  атлетика

8

8

9

12

10

8

Народная игра «Лапта»

8

8

14

ИТОГО

68

68

68

102

68

374

Литература

  1. Физическая культура. Методические рекомендации: пособия для учителей 8-9 классы общеобразовательных организаций/ В.И. Лях- Москва.:Просвещение,2014 -190с.
  2. Положения об организации деятельности «Гимназия № 73 по составлению и утверждению рабочих  учебных программ»
  3. Примерная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 №1/15)
  4. Физическая культура. Рабочая программа к линии учебников М. Я. Виленского, В.М.Ляха 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. В. И.Лях: М.: Просвещение, 2015.- 104 с. - ISBN:978-5-09-037153-7
  5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы : проект.– Москва: Просвещение, 2010. - 64 с.: - (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-020555-9
  6. М.Я. Виленский. Физическая культура. 5–7 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений : / под ред. В. И. Ляха . - 4-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2014. – 239 с. ISBN 978-5-09-028319-9, 5-09-015631-X, 978-5-09-029648-9, 978-5-09-022266-2, 978-5-09-025090-0, 978-5-0902-3998-1, 978-5-09-023998-1, 978-5-09-032118-1
  7. В. И.Лях. Физическая культура. 8–9 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений : /под ред. В. И. Ляха . - 4-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2014. – 256 с. ISBN 978-5-09-020922-9, 978-5-09-016730-7, 5-09-015676-X, 978-5-09-032034-4,
  8. М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова,  В.Т.Чичихин. Физическая культура классы. Методические рекомендации 5-7 классы: пособия для учителей общеобразовательных организаций:/под ред. М.Я. Виленского  - Москва: Просвещение, 2014. – 142 с.: ил  – ISBN 978-5-09-029719-6, 978-5-09-034341-1, 978-5-09-029341-1
  9. В. И.Лях. Физическая культура. Методические рекомендации 8-9 классы:     пособия для учителей общеобразовательных организаций:/ В. И.Лях.
  10. - Москва: Просвещение, 2014. – 190 с.: ил- ISBN 978-5-09-031820-4

Электронные ресурсы

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo, свободный. – загл. С экрана. – Яз . рус.
  2. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] / Кодексы и законы РФ : правовая навигационная система. – Электрон.  дан. – М.: Кодексы и законы РФ, 2011. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Российское образование : федеральный портал. – Электрон. дан. – М.: Российское образование, 2011. – Режим доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id =5&topic_id=5&sid =11024, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку физкультуры в 7 классе "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"

Урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола" предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр...

Урок по физкультуре в 8 классе

Тема урока "Начальное обучение волейболу"...

рабочая программа по физкультуре 5 - 9 классы

Программа предмета состоит из следующих разделов: «Гимнастика и акробатика», «Лёгкая атлетика»,  «Лыжная подготовка», «Подвижные  и спортивные игры», и является продолжением программы 1 — 4 ...

формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах

Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...

Ход урока по физкультуре в 5 классе

ход урока по физкультуре...

Урок физкультуры в 3 классе.Челночный бег 3 по10 м.

Моя разработка урока в 3 классе  по теме: " Челночный бег 3 по 10 м" ( раздел Лёгкая атлетика ) представленного  в игровой форме  как  "Путешествие в цирк"...