«Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности»
статья по технологии

Скубак Вера Леонидовна

 Уроки  технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skubak_v.l.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

https://proxy.imgsmail.ru/?email=skubak1980%40mail.ru&e=1606251291&flags=0&h=zlwII1hFikybRdGdO_t4iw&url173=d3d3LjEtb2ZkLnJ1L2ltYWdlcy9tYWlsL2JsYW5rMzAucG5n&is_https=0

                                              Скубак Вера Леонидовна

«Роль уроков технологии

в профессиональном самоопределении личности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33», г. Старый Оскол

В настоящее время общепризнано, что целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы  государства.

В работе учителя технологии особое место занимает сопровождение профессионального самоопределения учащихся. Это  процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.

 Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии

2. Производственное содержание профессии

3. Условия работы и требования профессии к человеку

4. Система подготовки к профессии

Так, например, при изучении раздела «Материаловедение» в 5 классе учащиеся узнают, что процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Изготавливают ткань путем переплетения нитей на ткацких станках, на которых работают ткачи. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполнит швейные операции.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.

На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Таким образом, уроки технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Задачи и периодизация сопровождения профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в ЦТиО является создание условий для эффективного профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса в соответствии ...

Сообщение по теме : " Роль предмета "Технология" в профессиональном самоопределении школьников"

Выбор профессии - важный шаг в жизни школьников. Предмет " Технология " дает возможность ознакомить обучающихся с разнообразными профессиями....