Сообщение по теме : " Роль предмета "Технология" в профессиональном самоопределении школьников"
статья по технологии (8, 9 класс)

Петрунина Надежда Петровна

Выбор профессии - важный шаг в жизни школьников. Предмет " Технология " дает возможность ознакомить обучающихся с разнообразными профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_teh_2022_soobshchenie.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Сообщение на РМО учителей технологии

Роль предмета «Технология» в профессиональном самоопределении школьников.

Выполнила: учитель технологии

               Петрунина Н.П.

2022-2023 учебный год

Роль предмета «Технология» в профессиональном

самоопределении школьников.

      Выбор профессии - это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность.

     Весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию.

    Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.

    Структура обучения предмета «Технология» соответствует сенситивным периодам формирования трудовых, технологических умений и навыков, социализации и профессионального самоопределения. В начальной школе изучаются преимущественно технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий, и в то же время работа с ними способствует интеллектуальному, эстетическому и познавательно-трудовому развитию.       Младшие школьники знакомятся с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными. Этому материалу придается экологическая направленность. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества, включается материал о распространенных профессиях из ближайшего окружения учащихся. Развиваются творческие способности во время выполнения того или иного задания, так как поощряется самостоятельность учащихся и творческий подход к заданию.

        5-9 классах содержание базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса и домашнего быта. Это технологии изготовления швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности, проявляют свои творческие способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый школьник не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, к каждому заданию подходить индивидуально, творчески, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии

     Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Между  тем  как  в  образовательном  курсе  технология,  обучающиеся  знакомятся  с  профессиями  охватывающие,  практически,  все  области  наук.  

Эти профессии  могут,  как  очень  близко,  соответствовать  и  быть  похожими,  так  и  совершенно  отличаться  друг  от  друга.  Так  к  примеру,  такие  профессии  как:  станочник  в  деревообработке,  заточник,  сверловщик,  строгальщик,  фрезеровщик,  шлифовщик  —  профессии  с  очень  схожими  видами  деятельности.  Деятельность  этих  профессии  заключается  в  следующем:  осуществление  работы  происходит  с  применением  знаний  по  геометрии,  физике  и  черчению,  знании  устройства,  правил  наладки  станков  и  проверки  их  на  точность,  устройства  и  правил  использования  измерительных  инструментов,  технологий  термообработки,  заточки,  доводки  инструмента,  а  также  принципов  калибрования  профилей  деталей,  класса  точности  и  чистоты  обработки.  И  пожалуй,  одно  из  самых  важных  и  главных  факторов  объединяющих  эти  профессии  —  это  то,  что  они  занимаются  в  одной  сфере  деятельности  —  в  деревообработке.

     Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания  решаются следующие профориентационные задачи: воспитание  ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у обучающихся правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Наиболее характерные методы и их применение. Рассказ. Этот метод применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др. Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом вводят новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовят ее заранее. В процессе подготовки дают обучающимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные обучающимися сведения использую на уроке.

Вот примерный план беседы о профессии:

 1.Знакомство с историей развития данной профессии.

 2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.

 3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии. 4.Условия труда.

 5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки, которыми должен обладать рабочий данной профессии.

6.Психофизические требования профессии к человеку.

7.Экономические сведения о профессии.

8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста

     Осознанный выбор профессии- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении школьников.

В статье рассматриваются характерные особенности психических процессов и их влияние на профессиональное самоопределение....

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...