Рабочая программа по технологии для 9 класса
рабочая программа по технологии (9 класс)

Фролова Ирина Ивановна

        Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020 – 2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_9_klass.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО учителей               Заместитель директора по УВР            Приказ № 110/5 - О

технологии и ИЗО                             /__________/   О.В. Наумцева                от «31» августа 2020г Протокол № 1                                                                       Ф.И.О                       

от «27» августа 2020г                                  «28» августа 2020 г

                       

                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

для 9 класса основного общего образования

на 2020-2021 учебный год

разработана на основе рекомендаций по изучению курса для общеобразовательных учреждений «Профессиональное самоопределение школьников» под редакцией Ретивых М. В., Симоненко В. Д. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2010 г.

Составитель Фролова Ирина Ивановна, учитель технологии высшей квалификационной категории

Клетня

2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020 – 2021 учебный год, базисного учебного плана  для  общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год,  учебного плана МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на текущий учебный год (приказ № 110/1– О  от 31. 08. 2020 года), в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования.

      Рабочая программа  составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология»,  «Программы  начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф»,  2010 по направлению «Технология», на основе  рекомендации по изучению элективного курса для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Профессиональное самоопределение школьников» под редакцией  Ретивых М.В., Симоненко В.Д. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.  Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.

2. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Цель – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи:

  1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
  2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
  3. оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
  4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
  5. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности.
  6. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  7. воспитывать уважение к рабочему человеку.
  8. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса (ФГОС) основного общего образования МБОУ  Клетнянской  СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева по направлению «Технология» по курсу «Профессиональное самоопределение».

       Курс «Профессиональное самоопределение» является составным компонентом  предпрофильной подготовки выпускников основной школы.   Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Но они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей.

      Выбор профессии –  естественный этап развития каждого человека. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

   Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

   Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Уроки технологии направлены  на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистической самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

-   осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

-   реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

-   активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

-    опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

-    карта интересов;

-    опросник профессиональной готовности (ОПГ);

-    анкета мотивов выбора профессии;

-    шкала потребностей в достижении;

-    опросник темперамента;

-    методика «Мой характер»;

-    методика определения склонностей;

-    тест Дж. Холланда «Тип личности»;

-    карта здоровья;

-    тест «Уровень самооценки»;

-    карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план образовательного учреждения МБОУ Клетнянской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Н. В. Можаева на этапе основного общего образования отводит 35 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология» в 9 классе образовательной области «Технология», из расчета 1 ч в неделю, но учитывая годовой календарный график программа составлена на 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей;

- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

Предметные:

учащиеся должны знать и понимать:

-     сущность жизненного самоопределения;

-     сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

-     правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;    

-     многообразие  мира труда  и профессий,  способы  их классификации и анализа;

-     состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

-     профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

-      способы и средства анализа профессиональной деятельности;

-      методику выполнения профессиональных проб;

-      структуру предпрофильной подготовки и профильного  обучения;              

-      пути получения профессионального образования;

-      возможности получения профессиональной консультации;

-     этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

-     этапы принятия решения о профессиональном выборе;

-     структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

•   пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

•   определять формулу профессии;

•   проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;

•   выявлять свои профессионально важные качества;

•   соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

•   выполнять профессиональные пробы;

•   пользоваться профессиограммами и психограммами;

•    выбирать способ приобретения будущей профессии;

•    получать профессиональную консультацию;

•    заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

•   выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

•  убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

•  профессиональная    направленность:    профессиональные    интересы    и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

•   профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

•   профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования,   условий   поступления   в   выбранное   профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

•  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•  поиск и выделение необходимой информации;

•  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•  структурирование знаний;

•  осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

•  синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

•  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•  подведение под понятие, выведение следствий;

•  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

•  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

•  доказательство;

•  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

•  умение слушать и слышать друг друга;

•  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•  использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;

•  представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;

•  умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

•  определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;

•  осуществление обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

•  уважительное  отношение  к  партнёрам,  внимание  к  личности  другого человека.

Регулятивные УУД:

•  целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что  уже  известно  и  усвоено  учащимися,  и  того,  что  еще  неизвестно;

•  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;

•  оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела и темы

Содержание

I. Основы жизненного  и профессионального

самоопределения. (6ч.)

1. Жизненное самоопределение человека.

2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.

3. Значение, ситуация и правила выбора профессии.

4. Типичные ошибки при выборе профессии.

5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура

6. Тестовый контроль знаний по разделу.

Формирование представления о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни.

Формирование  понимания сущности и структуры процесса профессионального самоопределения и развития.

Формирование представления о значении, условиях и правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».

Правила выбора профессии.

Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии.

Ознакомление учащихся с сущностью, назначением, структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор».

Тест №1 «Основы жизненного и профессионального самоопределе

ния»

II. Мир труда и профессии (6ч.)

1. Профессия и специальность: происхождение и сущность.

2. Многообразие мира труда.

3. Классификация профессий. Формула профессии.

4.Профессиональная деятельность и карьера человека.

5. Рынок труда и его требования к профессионалу.

6. Тестовый контроль знаний по разделу.  

Формирование у школьников представления о происхождении и сущности понятий «профессия», «специальность», «должность».

Формирование у учащихся представления о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики. Формирование психологической готовности к трудовой деятельности.

Формирование  у учащихся представления об основных признаках профессиональной деятельности, о способах классификации профессий и определения формулы профессии.

Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной деятельности и карьеры.

Формировании представления о сущности и состоянии рынка труда, его требованиях к современному профессионалу.

Формирование потребности в постоянном общем и профессиональном развитии.

Тест №2 «Мир труда и профессий».

III. Человек и профессия (10ч.)

1. Профессионально важные качества человека.

2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии.

3. Особенности психических процессов и выбор профессии.

4. Темперамент и выбор профессии.

5. Характер и выбор профессии.

6. Роль способностей в профессиональной деятельности.

7. Тип личности и выбор профессии.

8.Профессиональная деятельность и здоровье.

9.Профессиональная пригодность и самооценка.

10. Тестовый контроль знаний по разделу.        

Формирование представления о профессионально важных качествах человека.

Формирование представления об интересах, склонностях и мотивах выбора профессии.

Формирование представлений о психических процессах.

Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

Формирование представления о сущности, чертах, типах характера и его роли профессиональной деятельности человека.

Формирование представления о сущности, видах способностей и их роли в профессиональной деятельности человека. Осознание своих профессиональных  способностей.

Формирование представления о социально- профессиональ

ном типе личности и его роли в профессиональ

ной деятельности.

Формирование представления о влиянии профессиональ

ной деятельности на здоровье человека, медицинских противопоказаниях к профессиям.

Формирование представления о сущности, степени профессиональной пригодности и самооценки. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

Тест №3 «Мир труда и профессий».

IV. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

(12 ч.)

1. Анализ профессиональной деятельности.

   

2.Профессиональные пробы и творческие проекты.

3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка.

4. Пути получения профессионального образования.

5.Профессиональная консультация.

6.Профессиональное самоопределение и самовоспитание.

7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

8. Тестовый контроль знаний по разделу.

9. Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита. – 4ч.      

Формирование представления об источниках информации о профессиях. Формирование умений пользования профессиограммой как комплексной характеристикой профессии.

Формирование представления о сущности, содержании профессиональных проб и творческих проектов.

Ознакомление с методикой выполнения профессиональных проб и творческих проектов.

Сущность профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Формирование представления о сущности, уровнях и системе профессионального образования.

Формирование представления о сущности, видах и содержании профессиональной консультации.

Формирование представления о человеческих ресурсах, сущностях, методах и способов профессионального саморазвития и самовоспитания.

Формирование представления о структуре готовности к профессиональному самоопределению и алгоритма принятия решения о профессиональном выборе.

Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».

Формирование и развитие проектной деятельности. Выполнение, обсуждение и защита проектов

Перечень вида и количества работ за четверть; год.

Вид работы

1-я ч.

(кол-во часов)

2-я ч.

(кол-во часов)

3-я ч.

(кол-во часов)

4-я ч.

 (кол-во часов)

ИТОГО

Тестирование

1

1

1

1

4

Творческие проектные работы

3

3

Защита творческого проекта

1

1

  1. Календарно - тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема

план

факт

I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч.

1/1

Жизненное самоопределение человека

2/2

Сущность и структура

процесса профессионального самоопределения и развития

3/3

Значение, ситуация

и правила выбора профессии

4/4

Типичные ошибки при выборе профессии

5/5

Творческий проект «Мой выбор»

6/6

Тестовый контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»

II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч.

7/1

Профессия и специальность: происхождение и сущность

8/2

Многообразие мира труда

9/3

Классификация профессий. Формула профессии

10/4

Профессиональная деятельность и карьера человека

11/5

Рынок труда и его требования к профессионалу

12/6

Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий»

III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч.

13/1

Профессионально важные качества человека

14/2

Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

15/3

Особенности психических  процессов и выбор профессии

16/4

Темперамент и выбор профессии

17/5

Характер и выбор профессий

18/6

Роль способностей профессиональной деятельности

19/7

Тип личности и выбор профессии

20/8

Профессиональная деятельность и здоровье

21/9

Профессиональная пригодность

 и самооценка

22/10

Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия»

IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч.

23/1

Анализ профессиональной деятельности

24/2

Профессиональная проба и творческие

проекты

25/3

Профильное обучение и предпрофильная подготовка

26/4

Пути получения профессионального образования

27/5

Профессиональная консультация

28/6

Профессиональное самоопределение и самовоспитание

29/7

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

30/8

31/9

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта

32/10

33/11

Защита творческих проектов «Мой выбор»

34/12

Повторение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...