«Лего - конструирование и моделирование машин и механизмов»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Прохорихина Галина Алексеевна

План - конспект урока по технологии в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по технологии в 6 классе на  тему:

 «Лего - конструирование и моделирование машин и механизмов»

Цели:

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными понятиями: машина, механизм, сформировать понятие о видах механизмов через использовании ИКТ и лего-конструирование, формировать представление о разнообразии машин и их применении.

- Развивающие:

 Развивать умение работать в группах;

- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету  и конструированию.

- Учить создавать  механизм передачи по схеме.

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, взаимовыручки, культуры общения.

- Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Здоровьесберегающие: Создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия учебного материала

Ход:

1.Организационный

(этап мотивации)

1.Здравствуйте, ребята!

 Сегодня у нас необычный урок, потому что на уроке присутствуют гости, посмотрите на них и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь соседу справа, пожмите  руку соседу слева пусть хорошее   настроение  поможет вам активно работать  на протяжении всего урока.

2. Актуализация  знаний учащихся.

Ребята я предлагаю разгадать вам загадку!

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина) слайд 1

Мы с вами повсюду встречаемся с машинами, скажите, что такое машина?  (Заслушиваю ответы учеников, а кто может дополнить?)

Обратите внимание на экран , это машина? Слайд2 (изображение стиральной машины)

А это машина? ( ответы  учеников) Слайд 3 (изображение компьютера)

Возможно, и это машина? ( ответы  учеников) Слайд 3 (изображение грузового автомобиля)  Новый ,красивый, современный автомобиль.

Слайд 4 (изображение военного автомобиля «Полуторка» ГАЗ-АА)

 «Полуторка» ГАЗ-АА самая знаменитая «рабочая лошадка», заслужившая любовь фронтовиков за простоту и неприхотливость. Она стала киногероем, о ней слагали стихи. «Полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда

Эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала больных и ослабевших ленинградцев.(76 лет со дня снятия блокады)

3.Постановка учебной проблемы. планирование действий.

  Итак давайте с вами сформулируем тему нашего урока. ( ответы  учеников)

Что мы должны узнать о машинах? Чему научиться? ( ответы  учеников)

Для чего нам надо это знать ?

4.Открытие нового знания

А теперь попробуем формулировать понятие «машина».

Слайд 5

 Машина –устройство предназначенное для облегчения физического и умственного труда человека.

Слайд 6

 По назначению машины можно разделить на 3 группы:

 Энергетические машины - выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели

 Информационные (назначение + примеры), рабочие (назначение + примеры

Без них невозможна жизнь и деятельность современного общества. Представьте себе, что исчезли машины, вырабатывающие электроэнергию, автомобили, перевозившие  людей и грузы;  бытовые машины и приборы облегчающие домашний труд. Что произойдет с нашей жизнью? (дети отвечают) Тогда жизнь остановится!  Машины наши друзья и верные помощники.

Пример (шуруповерт и отвертку), что из этого является машиной?

(Например,  возьмем инструмент для вкручивания  саморезов и шурупов — шуруповерт и отвертку. Назначение у них одинаковое — вкручивать шурупы. Но шуруповерт — машина, он сам выполняет основную функцию — вкручивает шуруп, человек только управляет ею. А вот отвертка не машина,  а всего лишь инструмент — простейшее орудие,  с помощью которого человек сам совершает работу.)

Ребята а из чего состоит машина? (Механизм) слайд 7

Механи́зм (греч. μηχανή — приспособление, устройство) — внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии (редуктор, насос, электрический двигатель).  Механизмы, входящие в состав машин, весьма разнообразны, к примеру одним из них является зубчатая передача, она передает вращательное движение и используется, например…… в часах. Где еще может использоваться такой механизм?    (В машиностроении и приборостроении.) слайд 8

 Червячная передача – это еще один механизм передачи движения. Вы где-нибудь встречали такой механизм? Он используется в рулевом управлении автомобиля.

Червячные передачи относят к передачам зацеплением. Червячная  передача — это зубчато-винтовая передача, движение в которой осуществляют по принципу винтовой пары, которой, как известно, присуще повышенное скольжение. Направление витков червяка и зубьев колеса одинаковое. Ведущим является червяк. Вращение определяется по типу завинчивания винта и гайки. При этом направление вращения колеса зависит от расположения червяка (верхний, нижний) слайд 9

Цепная передача. Я думаю, почти все вы любите кататься на велосипедах! Именно там и применяется этот вид передачи движения.

Цепная передача – механизм для передачи вращательного движения между параллельными валами с помощью жестко закрепленных на них зубчатых колес – звездочек и охватывающей их многозвенной гибкой связи с жесткими звеньями, называемой цепью. слайд 10

 Со следующим механизмом мы встречались при знакомстве со сверлильным станком.

Кто-нибудь помнит какой там механизм передает вращательное движение?

Совершенно верно! Это ременная передача. слайд 11

Ременная передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — приводного ремня, за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями. Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня (одного или нескольких).

5.Первичная проверка понимания.

Деление класса на 4 группы ,(вместо физминутки) учащиеся встают и берут элемент пазла, собирают его, получается  вид передачи: зубчатая, ременная, цепная и червячная.Ребята посмотрите пазл который вы собрали?

6 Применение новых знаний. 

В практической работе вам предлагается поработать с лего – конструктором и собрать данный вид передачи.(Инструкция рисунок.)

7.Практическая работа учащихся. создание механизма

8. Рефлексия:

Закончи предложение…

сегодня я узнал...
• я понял, что…
• было интересно узнать, что…
• меня удивило…
• мне захотелось…

 я хочу научиться…..

было скучно потому что

9 Домашнее задание:

Подумать и ответить на вопрос:

«Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина?»

или

Записать в тетради  примеры  использование разученных механизмов, передач.

или

Заполнить таблицу:«Достоинства и недостатки механизмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.

Программа обучения по курсу  дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....

Рабочая программа Детского Объединения "Лего-конструирование и моделирование"

Рабочая программа детского объединения "Лего-конструирование и моделирование"...

Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).

Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техни­ческом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Основы конструирования машин и механизмов LegoTechnik. Червячная передача"

Тема занятия: Основы конструирования машин и механизмов LegoTechnik. Червячная передача.Данная тема обозначена в соответствии с программой «Основы робототехники»,2 год обучения.Степень сло...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)

Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)...