Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
статья по технологии

Лескина Светлана Сергеевна

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, надо успешно реализовывать эти возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

  В методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия.

  Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, надо успешно реализовывать эти возможности. Для этого необходимо: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

  В настоящее время, перед школой стоит задача воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей предмет технологии.

  Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

- репродуктивный (объяснительно - иллюстративный):

- воспроизводящий;

- проблемное изложение:

- частично поисковый (эвристический);

- исследовательский

  Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.

  Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

  Например, моделируя фартук, учащиеся работают творчески, т.к. продумывают будущую модель, стремятся внести новые элементы украшения. «Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления - образы их. Проверка этих образов, определение истинных от ложных дается практикой».

  Например, образ модели фартука формируется постепенно в процессе внимательного наблюдения и изучения данной темы. Важнейшим этапом является его практическое выполнение.

  Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

  • Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.
  • Показ. Этап инструктажа.
  • Проба.
  • Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно

выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем

ученикам, которые плохо справляются с заданием.

  • Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются.

  Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я. Гальперин).

  В развитии творческих способностей на уроках технологии (как и во всякой педагогической работе с учениками) решающая роль принадлежит методам работы. В этом смысле слова И. И. Павлова должны быть для нас заветными: «Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

  Методика организации творческой деятельности на технологии должна предусматривать подготовку к целевой установке, осознание путей решения задачи, вдохновения (возбуждение эстетической потребности), проверку найденного решения, обобщение всей проделанной работы.

  Практические методы лучше других способствуют приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

  Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

  Например, при конструировании фартука в 5-м классе, для учащихся это будет практическое изделие, которое будет самостоятельно сконструировано и выполнено на швейной машинке. Первые занятия по изготовлению фартука должны пробудить интерес учащихся к швейным работам. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность, что они смогут отлично справиться с этой работой. На первых занятиях, основным диалектическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся.

  Следует задать учащимся вопрос: «Что необходимо знать, чтобы изготовить подобное изделие?» Как правило, школьницы отвечают, что для этого нужно знать размеры отдельных элементов, иметь чертежи.

  Вначале с помощью учителя выполняется чертеж фартука в М 1:4. Учащиеся выполняют построение в рабочих тетрадях, работа должна быть правильно выполнена с соответствующими размерами, аккуратно.

  Учителю необходимо обращать внимание на обозначение линий на чертеже и соотносить их с расположением этих линий на человеке.

  Особое внимание должно быть уделено обучению снятию мерок. Пояснение обозначений мерок, где ПО — полуобхват наглядно изображает половину окружности (обхвата), воспринимается, как правило, легко, если речь идет параллельно с конструированием чертежа на половину фигуры.

  Так как здесь происходит переход от пространственного изображения к плоскостному, желательно, чтобы использовался манекен с нанесенными на нем линиями, по которым осуществляется измерение.

  Учителю так же обращает внимание, что при подборе ткани для фартука, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Рассмотреть таблицу «цветового круга». Сочетаясь друг с другом, некоторые цвета становятся ярче, заметнее один на другом. Любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему цветов.

  Затем учащиеся обдумывают ту модель фартука, которую будут выполнять. Каждый придумывает свою модель цельнокроеный фартук с простейшими элементами отделки; цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой; цельнокроеный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д. Учащиеся выполняют эскизы, зарисовки. Обмениваются мнениями с друг другом, делают подсказки.

  Во время практической работы учащимся придумывают свои неповторимые модели. Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает фантазию, творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

  В процессе работы на уроке можно создавать‚ проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ткани поставить задачу: предложить самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет учащимся самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

  На уроках по моделированию учитель должен поощрять любую выдумку учащихся, так как у них еще не сформирован вкус.

  В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это надо поддержать.

  На уроках технологии изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок. Чтобы заинтересовать детей, избежать однообразия на своих уроках можно использовать творческие задания. К выбору заданий подойти дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения.

  Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы ученик не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым – более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.

  Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления

изделия.

  Например: В 7-8 классах при знакомстве с видами тканей предлагается представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.

  Учащиеся с большим интересом выполняют работу. Композиции может быть составлена только из легких тканей или плотных, а так же могут быть использованы сразу все в одной работе. Тут может быть использовано и

сочетание цветов, и виды композиции построения.

Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов и формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.

  Например, ученикам 5 класса предлагаю изготовить разделочную доску. Учащимся объясняется, как могут выглядеть разделочные доски и затем выбираются модели для изготовления. За основу может быть взят материал, например, из предметов истории или географии. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии. За основу можно взять следующую ситуацию: «Ребята, представьте, что вы оказались в ХI веке у новгородского князя в гостях. Какой бы необычной формы и красоты могла бы быть изготовлена вами разделочная доска, чтобы приятно удивила и поразила воображение новгородского князя. Подумайте и начертите эскиз доски в тетради». Поразмыслив, ученики предлагают свои варианты. В некоторых случаях корректируется совместно с учеником его работа или предлагается доработать эскиз. Если ученик доволен результатом мысленного эксперимента, поставить: «Сможешь изготовить изделие?» При ответе: "Я смогу" непосредственно приступает к работе.

  Такая форма обучения позволяет способствовать развитию целого комплекса качеств - творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия. Но особенно мысленный эксперимент проявляется по окончанию учебного года в 6-8 классах при выполнении проекта и изготовления изделий.

  Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии - это учебно - трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно - технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

  Например: перед выбором темы проекта предложить учащимся минимальное количество примерных тем. Упор сделать на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

  Проект выполняется по определенному плану. Предлагается подойти к каждому пункту проекта творчески.

  Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, использовать  специальные упражнения, направленные на выработку идей:

- прием “Копилка идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.

- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия.

- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

  В пункте проекта «Разработка идей, вариантов», учащиеся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.

  В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предложить не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

  При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа.

  На последнем уроке проходит защита проектов, учащиеся готовятся, оформляют свои проекты, выполняют презентацию и защищают ее перед классом. Учащиеся готовятся к этому ответственно, во время подготовки к защите учитель указывает ошибки, которые должны быть исправлены.

  Учащиеся практически должны представить то, что придумали сами. Большое внимание уделить оформлению проектов. Поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

  Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяется практической работе, надо поощрять творческую инициативу, всячески поддерживать даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использовать и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п.

Уроки - игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученицам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.

  Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.

  Учебный материал, представленный в игровой форме, лучше всего усваивается.

  Игры могут быть использованы как игровые упражнения, цель которых оживить занятия и вызвать интерес к изучению предмета, воспитать любознательность и совершенствовать ребенка в целом.

  Наблюдая за учащимися, можно сказать о большом значении игры в воспитании личности школьника. Становятся более  дружными, организованными, волевыми, ответственными перед одноклассниками. Они учатся уступать, помогать товарищам, преодолевать трудности, считаться с мнением других.

  Игра - это один из ключей для борьбы с пассивностью учащихся. Для всех, и особенно отстающих, учеников игра - стимул к овладению знаниями на уроках.

  Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами.

  В процессе обучения у учащихся возникают различные интересы, которые удовлетворить в процессе учебных занятий невозможно. Для этого необходимо организовать различные виды внеклассных работ в соответствии с интересами учащихся. Все внеурочные виды работ помогают воспитывать интерес к профессии, любовь к творческому труду, учат мечтать и действовать, углубляют общенаучные и специальные знания, развивают кругозор учащихся, выявляют разнообразные творческие способности, дарование, воспитывают творческую инициативу и самостоятельность.

  Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками «Технологии» и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи - всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их творческой деятельности.

  Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики.

  Одной из более распространенных форм проведения внеклассной работы является кружковая деятельность учащихся. Методика и организация кружков позволяет привлечь многих школьников различного возраста к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. В кружок может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, в любое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в кружке учащиеся получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность. Организация и методика работы в кружках могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.

  Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и творческих способностей.

  Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.

  Кружковые занятия по кройке и шитью ценны ещё и в том отношении, что

дети идут в кружок по собственному желанию, т.е. из-за интереса к данному

виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

  Небольшое количество детей в кружке позволяет учителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

  Изучив ряд навыков по изготовлению и шитью изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

  Таким образом, благодаря проведению внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала. Они позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении технологии, когда в центре внимания  находится ученик со своими интересами и потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.

Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...