Программа кружка "Сделай сам"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Ушаков Тимур Валерьевич

Программа кружка по деревообработке и резьбе по дереву. Предназначена для обучающихся с ОВЗ 5-8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ushakov_kruzhok.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 105

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «СДЕЛАЙ САМ»

Программа предназначена для реализации

в 2020-2021 учебном году

                                                                                                Составитель:

                                                                                   учитель Ушаков Т.В.

Москва 2020

Раздел 1.

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение детей с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами работы в столярной мастерской, изготовление игрушек, сувениров, различных полезных предметов для себя, для друзей, для украшения школы.

Направления программы:

- выпиливание лобзиком;

-  выжигание;

-  резьба по дереву;

- токарные работы;

- изготовление игрушек.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить воспитанников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию и применению поделок из дерева в самостоятельной жизнедеятельности.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам», а педагог не столько помогать ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей для детей 5-8 классов.

Сроки реализации данной программы – 2020-2021 учебный год.

Работа в кружке «Сделай сам» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления воспитанников коррекционного детского дома.

Программа рассчитана на 9 часов в неделю: 3 группы по 3 часа.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению (столярное дело) для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с древесиной, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие творческих способностей воспитанников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Работы воспитанников принимают участие в различных выставках, конкурсах и проектах. Ребята изготавливают поделки и сувениры к различным мероприятиям и праздникам, дарят свои работы друзьям, педагогам, родным и близким.

Раздел 2.

Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.

Изготовление подвижной игрушки

2

14

16

Вопросы

2.

Выпиливание лобзиком

2

30

32

Вопросы

3.

Выжигание

2

20

22

Выставка

4.

Токарные работы

2

14

16

Выставка

5.

Геометрическая резьба по дереву

2

14

16

Выставка

                            Содержание программы

Раздел 1.

Тема 1.1. Изготовление подвижной игрушки. 16 часов.

Теория – 2 часа. Модель колесного трактора. Кабина рама и двигатель из брусков.  Колеса высверливаются корончатыми сверлами из выстроганной заготовки. Диаметр колес – 100 и 50 мм. Труба из цилиндрической деревянной заготовки диаметром 10 мм. Сборка на гвоздях и клею. Ознакомление учащихся с деталями трактора, модель которого будут выполнять, по образцу, рисунку, фотографии. Кровельная сталь. Ее свойства и применение. Ножницы по металлу, их назначение и правила безопасной работы. Ориентировка в задании по образцу и техническому рисунку. Планирование работы в групповой беседе с помощью предметной технологической карты. Взаимный контроль выполненных работ.

Практика 14 часов. Изготовление модели колесного трактора. Разметка и выпиливание деталей модели трактора. Изготовление колес. Изготовление осей колес из рейки сечением 10 мм Склеивание колесных пар на осях. Изготовление металлической детали для фиксации колесных пар на основе.  Крепление вращающихся колес.

Раздел 2.

Тема 2.1. Выпиливание лобзиком. 32 часов

Теория – 2 часа. Лобзик, его устройство и применение. Элементарные сведения о фанере.

Оборудование рабочего места для выпиливания. Упорный столик, струбцина, ее устройство и назначение. Копировальная бумага. Знакомство с устройством и работой механического лобзика. Правила безопасной работы механическим лобзиком. Характеристика образца в групповой беседе. Планирование работы (показ последовательности изготовления изделия учителем, объяснение). Отчет о плане выполненной работы. Контроль изделия по образцу.

Практика – 30 часов.  Сувенир «Елочка на подставке».  Перевод рисунка на заготовку. Крепление пилки в лобзике, снятие пилки. Фиксация упорного столика с помощью струбцины и в зажиме верстака. Положение заготовки при пилении лобзиком по прямой линии. Выполнение плавных и резких поворотов при выпиливании. Выпиливание внутренних очертаний. Зачистка изделия шкуркой.

Раздел 3.

Тема 3.1. Выжигание. 22 часа.

Теория – 2 часа. Электровыжигатель, его устройство и применение. Правила безопасной работы электровыжигателем и обращения с лаком. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Контроль правильности выполненных рисунков на глаз.

Практика – 20 часов. Выжигание рисунков на ранее изготовленных изделиях. Выжигание рисунков с последующей раскраской акварельными красками. Подготовка фанеры для выжигания. Работа выжигательным аппаратом. Раскраска акварелью рисунка, выполненного выжиганием. Нанесение лака на поверхность изделия.

Раздел 4.

Тема 4.1. Токарные работы. 16 часов.

Теория – 2 часа. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.

Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

Основные правила электробезопасности. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

Практика – 14 часов. Ручки для столярных инструментов. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.

Раздел 5.

Тема 5.1. Геометрическая резьба по дереву. 16 часов.

Теория – 2 часа. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

Практика – 14 часов. Доска для резки продуктов. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

Перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников

Воспитанники должны знать:

• названия инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

• правила безопасности труда при работе инструментами в столярной мастерской;

• правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

• способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Воспитанники должны уметь:

• правильно пользоваться инструментами в столярной мастерской;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

• организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

• бережно относиться к инструментам и материалам;

• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

• самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

• правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Календарно-тематический план


Кол-во часов

Разделы и темы

Раздел 1.

Изготовление подвижных игрушек – 16 часов

2

Вводное занятие

2

Материалы из древесины.

2

Разметка деталей модели трактора.

2

Выпиливание деталей модели трактора.

2

Изготовление колес модели трактора.

          2

Сборка колесных пар.

2

Сборка модели трактора.

2

Отделка модели.

Раздел 2

Выпиливание лобзиком – 32 часа

2

Лобзик и выпиловочный столик.

4

Перенос рисунка на заготовку.

4

Выпиливание фигуры по внешнему контуру.

4

Выпиливание фигуры по внешнему контуру.

4

Выпиливание фигуры по внутреннему контуру.

6

Выпиливание фигуры по внутреннему контуру.

4

Обработка кромки изделия.

4

Отделка готовых деталей.

Раздел 3

Выжигание – 22 часа

2

Устройство электрического выжигательного аппарата. Выжигание рисунка.

          4

Нанесение рисунка на заготовку. Выжигание рисунка.

10

Выжигание рисунка.

6

Отделка рисунка.

Раздел 4

Токарные работы- 16 часов.

2

Устройство токарного станка. Показ приемов работы.

2

Подбор материала. Крепление материала в центрах.

2

Черновая обработка заготовки.

2

Чистовая обработка заготовки.

4

Изготовление ручки для стамески.

4

Изготовление ручки для стамески.

Раздел 5

Геометрическая резьба по дереву – 16 часов.

2

Инструменты и материалы для геометрической резьбы по дереву.

2

Техника резьбы по дереву.

2

Выполнение резьбы на учебных досках.

2

Выполнение резьбы на учебных досках.

2

Разметка геометрического орнамента на разделочной доске.

2

Выполнение резьбы на разделочной доске.

2

Выполнение резьбы на разделочной доске.

2

Подведение итогов работы на учебный год.

Итого:

102 часа


Организационно-педагогические условия реализации программы

Для полноценной деятельности кружка при групповой форме занятий в РОЦ 105 создана и хорошо оснащена учебная мастерская. В классе, где занимаются учащиеся, имеются верстаки, станки, приспособления и все необходимые инструменты, а также в полной мере укомплектована мастерская дидактическими и наглядными материалами и приспособлениями.

В мастерской есть три участка:

1. Классный участок.

2. Участок верстаков.

3. Участок станков.

Все необходимые инструменты и материалы хранятся в специальных шкафах, тумбах, установленных в мастерской.

Новизна программы кружка «Сделай сам» заключается в изучении новых технологий по изготовлению поделок из различного материала.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству. Немаловажно и то, что, ребята с ограниченными возможностями здоровья занимаясь в коллективе единомышленников, учатся уважению к труду и человеку труда, самостоятельности и ответственности за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность.

Изготовление изделия - от его идеи до конечного продукта - развивает целеустремленность, волю, настойчивость, мышление, приучает к порядку, точности, аккуратности, позволяет воплощать фантазии в реальную действительность, создает возможности самостоятельных «открытий».

Пробудить способности этих детей, направить их в творческое русло - важнейшая задача занятий в учебной мастерской.

Самостоятельное выполнение различных ремонтных работ в учреждении позволит рационально использовать имеющиеся средства, повысит трудовой авторитет, поможет в будущей жизни.

    Изделия, изготовленные учащимися на творческом кружке, будут показаны на выставках, а также родительских собраниях в течении учебного года.    

Нормативно – правовое обеспечение для разработки программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599

Раздел 3.

Формы аттестации и оценочные материалы.

Формы проведения итогов реализации программы:

- творческие задания;

- конкурсы;

- выставки

Средства контроля:

- тесты;

- вопросы

Раздел 4.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для полноценной деятельности кружка при групповой форме занятий в школе создана и хорошо оснащена столярная мастерская. В классе, где занимаются учащиеся, имеются верстаки, станки, приспособления и все необходимые инструменты, а также в полной мере укомплектована мастерская дидактическими и наглядными материалами и приспособлениями

В столярной мастерской есть три участка:

1. Классный участок.

2. Участок верстаков.

3. Участок станков

Классный участок. На этом участке размещены: классная доска, стол и стулья для учащихся, шкафы для хранения пособий, стол и верстак (рабочее место) учителя.

Участок верстаков. Большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак- рабочее место столяра – это специальный стол для столярных работ, где во время работы находятся инструменты и материалы, нужные для занятия.

Участок станков. Здесь помещаются машины, станки и другое оборудование, облегчающее труд человека.

Хранят все необходимые инструменты и материалы в специальных шкафах, установленных в мастерской. В мастерской много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все правила и инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.

Количество учебных часов для всех учащихся составляет 1 час в неделю. Программа предусматривает постепенное уменьшение помощи учащимся в умственных действиях и переход к более сложным видам ориентировки (от натурального предмета в сочетании с рисунком к графическому изображению объекта работ). Требования к развитию общетрудовых умений приводятся в темах программы, которые предполагают изготовление законченных изделий, то есть когда задача ориентировки в задании и планировании более сложна для учащихся. После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять, запоминать простейшую характеристику объекта, осуществляется переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ предмета

Задаваемый программой уровень теоретической и практической подготовки учащихся предусматривает самостоятельное выполнение производственных заданий. Программа предусматривает, помимо устного, широкое использование письменного инструктирования, а также предметных технологических карт. В процессе работы учащиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения изделий.

Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего в формировании образа изготавливаемого объекта и планировании работы. Столярные изделия, изготовленные учащимися на творческом кружке, будут показаны на выставках, а также родительских собраниях в течении учебного год

                           

                           Контрольно-измерительный материал

Вопросы по темам кружка «Умелые руки»

(столярное дело)

Неподвижные игрушки

1. Из древесины каких пород изготовлена модель трактора?

2. С помощью каких инструментов размечают детали модели трактора?

3. Какими инструментами вы пользовались при изготовлении модели трактора?

4. Как соединяются детали модели между собой?

5. Чем нужно обработать поверхность деталей модели, чтобы она была гладкой и красивой?

Выпиливание лобзиком

1. Зачем надо зачищать фанеру перед нанесением на неё рисунка?

2. Какой стороной копировальная бумага кладётся на заготовку?

3. Зачем нужна калька при переводе рисунка?

4. Какие контуры нужно выпиливать сначала — внутренние или наружные?

5. Как правильно работать лобзиком?

Выжигание

1. Кто может разбирать и ремонтировать электрический выжигатель?

2. Можно ли работать неисправным (сильно греющимся) выжигателем?

3. Как перенести изображение на поверхность заготовки?

4. Почему нельзя долго держать перо выжигателя на одном месте поверхности заготовки?

5. Какие лаки применяются для отделки изделий?

Токарные работы

1. Какие изделия можно изготовить на токарном станке?

2. Какой потребуется инструмент для изготовления ручки для стамески?

3. Чем и как проверить размеры выступа под кольцо на ручке для стамески?

4. Как быстрее овладеть приемами работы на токарном станке?

5. На каком расстоянии до поверхности заготовки должен быть установлен подручник?

Геометрическая резьба по дереву

1. Изделия из каких пород древесины лучше украшать резьбой?

2. Какими инструментами выполняется резьба?

3. Чем отличается резак от обычной стамески?

4. Как размечают рисунок для резьбы, переносят его на деталь?

5. Зачем изделия покрывают мастикой, краской?

Список литературы

1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2.- М., 2010.

2. Домовая резьба- Буриков В.Л., Власов З.Н.- М.,2016

3. Технология обработки древесины 5-9 классы – Карабанов И.А.2018

4. Мозаика и резьба по дереву.- Кирюхин А.В.- М.,2016

5. Обработка древесины в школьных мастерских- Рихвк Э.В.,- 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...