План – конспект урока технология +геометрии в 8 классе
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Трощиева Елена Владимировна

Межпредметные связи. Совершенствовать умения  работы с чертежными инструментами, циркулем, транспортиром, угольниками; дать представление о лоскутном шитье; уметь строить геометрические фигуры, делать из них шаблоны,  выкраивать детали прихватки из ткани по выбранной или придуманной схеме;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_tehnologiya_geometrii_v_8_klasse.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока технология +геометрии в 8 классе

 Трощиева Е.В. , МО ( учитель математики)

       Тема урока «Лоскутная математика»

Тип урока: урок комплексного применения  знаний.

Технология: информационно-коммуникационные технологии

Формы работы учащихся: наблюдение, беседа, групповая, самостоятельная

Оборудование: ПК, магнитная доска, изделия , выполнение в стиле пэчворк, лоскутное одеяло, чертежные принадлежности  (циркулем, транспортиром, угольниками), ткань, ножницы, булавки, мел.

       Цели урока:

      Образовательная:

     - совершенствовать умения  работы с чертежными инструментами, циркулем,               транспортиром, угольниками;

- дать представление о лоскутном шитье;

- уметь строить геометрические фигуры, делать из них шаблоны,  выкраивать детали прихватки из ткани по выбранной или придуманной схеме;

Развивающие:

- умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развитие  творческих способностей, креативности личностных качеств,

- развитие пространственного  и аналитического мышления

Воспитательные: 
- воспитание патриотизма, уважения к прошлому своего народа;

- воспитание умения слушать других;

- привитие интереса к геометрии,

- привитие аккуратность, терпеливости, аккуратности

Личностные УУД:
-внутренняя позиция учащихся;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- коррекция;
- оценка.

Этапы урока

1. Оргмомент.

2.Мотивация.

3. Знакомство с лоскутным шитьем

4. Актуализация знаний .

5. Графическая работа по математике (построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов)

6. Практическая работа по технологии (выбор схемы «печворк», изготовление шаблонов из бумаги, подборка и выкраивание деталей из ткани для прихватки)

7. Рефлексия

8. Подведение итогов, оценка результата

9 Домашняя работа

Ход урока

1. Оргмомент.

        Проверка  готовности учащихся к уроку, дети сидят по группам

 Е.В.

Здравствуйте, добро пожаловать всем на наш необычный урок.

Мы надеемся, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится.

2.Мотивация.

О.М.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, интегрированный: это значит, что у нас будет идти урок математики одновременно с уроком технологии. Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроках математики и геометрии, вы сможете применить на уроке технологии.

Е.В.

Чтобы узнать тему нашего урока, давайте послушаем отрывок из произведения Евгения Ивановича Носова. Ваша задача догадаться  как  называется произведение;

Читает ученица:  

  Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда сшивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу
 (презентация слайд).

О.М.

-О чем пишет Евгений Иванович?   (о лоскутном шитье), а как  соединить лоскутное шетье  с математикой в одной теме, и назвать тему урока  «Лоскутная математика»

                         3. Знакомство с лоскутным шитьем

Е.В.

Для начала окунемся в историю лоскутной техники.

Этот вид рукоделия пришел к нам из глубокой древности. Ставя на изделие заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделия из лоскутков.

В России первоначально это было не столько лоскутное шитье, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища.

Лоскутное шитье - популярно и сегодня. Оно продолжает жить и развиваться, обретая современные черты, благодаря появлению новых материалов и оборудования.

Лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы.

- Знаете ли вы как иначе называется лоскутное шитье? (пэчворк, квилт, текстильная мозаика, текстильный коллаж, лоскутная пластика) (презентация слайд )

Разные названия одного творчества

Пэчворк - в переводе с английского «лоскутная работа».

 Квилт - стёганое одеяло.

Текстильный коллаж - в переводе с французского – наклеивание.

Текстильная мозаика –орнамент, выполненный из отдельных пригнанных друг к другу лоскутков и т.д.

Изделия, сшитые в технике лоскутного шитья или пэчворк неповторимы и оригинальны, хочу обратить ваше внимание на образцы, выполненные в различных техниках (вытавка).

Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов. Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном из плотной бумаги или картона.

(Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия - слово немецкое).

4. Актуализация знаний.

Любое изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.

- Вы уже догадались  чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Создадим изделие в технике лоскутного шитья – пзчворк, а именно прихватку)

Какими могут быть цели и задачи нашего урока: 

- сделать шаблоны  геометрических фигур,

-подобрать по цвету ткань,

-выкроить по шаблонам детали прихватки из ткани,

-собрать  прихватку из ткани по выбранной или придуманной схеме;

О.М.

- Ребята, прежде чем мы начнём делать шаблоны геометрических фигур, проведём геометрическую разминку. Назовите геометрические фигуры на первые буквы слова пэчворк.

П

Э

Ч

В

О

Р

К

На доску прикрепляю модели: прямоугольник, элипс, четырехугольник, восьмиугольник, окружность, ромб, квадрат

5. Графическая работа по математике (построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов)

О.М.

Мы определили цели  – это построить геометрические фигуры и сделать шаблоны. Нам понадобится цветной картон, карандаш,  линейка, угольник, циркуль.

Строим: квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник

6. Практическая работа по технологии (выбор схемы «печворк», изготовление шаблонов из бумаги, подборка и выкраивание деталей из ткани для прихватки)

Е.В.

Построенные геометрические фигуры мы будем использовать как шаблоны, для выкраивания деталей прихватки.

Е. В.

Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (Слайд )

Уч. Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

Е.В.

Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?

Уч . Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

О.М.

При создании композиции изделия вам помогут приложения, собранные в папки

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:  (Приложение 1)

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3.  Декатировка  – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

Создание композиции изделия  

 Можно выкладывать узоры, симметричные и несимметричные, можно сочетать различные цвета и оттенки.

  1.  Рекомендации по подбору лоскута , сочетания цветов    (Приложение 2, 3)

Соединяя различные цвета, используют следующие приемы: Сочетание контрастных цветов Сочетание родственных цветов («раскат» цвета) Сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой. Черный цвет, белый и серый используются как отделка. Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатный

-Откройте (приложение 4).

Мы познакомимся с четырьмя основными техниками лоскутного  шитья.

  1. Четыре основные техники лоскутного шитья : 

  1. «полоска»

Соединяя между собой нарезанные на узкие полоски ткань, можно получить разные композиции: «Колодец», «Тюльпан», «Избу» и еще многие интересные мотивы. Полоски кроят по долевой нитке.

2. «треугольник»

Очень часто используют лоскутки в форме прямоугольных треугольников. При раскрое большого количества пар двухцветных треугольников сначала выкраивают квадраты, затем их соединяют по диагонали двойной строчкой. Разрезают по диагонали, разворачивают и утюжат.

  3. «квадрат»

Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани в форме квадратов. По шаблону кроят необходимое количество квадратиков, а затем их соединяют в единое полотно шахматка, комбинированная шахматка

4. «свободная техника»  

В этой технике используют сочетание квадратов, полосок, треугольников в различных комбинациях, что позволяет получать удивительные мозаичные а также фантазийные изделия.

Далее в папке вы найдете схемы лоскутного шитья.

Е.В.

-Еще раз хочу вас спросить, какие  инструменты нам понадобятся для работы?

Инструменты и приспособления; ножницы; игольница с иглой и булавками; утюг, гладильная доска.

 Работа с этими инструментами требует соблюдение правил техники безопасности. Их вы также найдете в папке на столе (приложение 4).

Послушайте задание: составьте модель-схему прихватки, используя шаблоны геометрических фигур, которые лежат у вас на партах.

 (Учащиеся составляют модель прихватки используя шаблоны геометрических фигур и обводят их по контуру, нумеруют последовательность, сборки помещает листы с моделями на доске).

Во время выполнения работы можете воспользоваться алгоритмом технологии лоскутного шитья (в папке)

Технология лоскутного шитья: (приложение 5).

- сделать шаблоны из геометрических фигур,

- выполнить эскиз (схемы) орнамента (2 экземпляра)

-подобрать по цвету ткань,

-выкроить по шаблонам детали прихватки из ткани,

-соединить лоскутные детали прихватки из ткани в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.

Практическая работа по технологии ( схемы прилагаются)

Учащиеся по группам выполняют практическую работу. 

Работают 15 минут.

Е.В.

-Понравилось ли вам чертить и рисовать, составлять модели схемы печворк, подбирать ткань?

Так как вы сегодня выступали в роли дизайнеров, художников и конструкторов, а они всегда подписывают свои работы, то и мы свои работы подпишем.

О.М.

А сейчас давайте посмотрим работы своих одноклассников. Оцените варианты прихваток, других групп.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

          Демонстрация, полученных цветных шаблонов.

            О.М.

Ребята, а бабушка Варвара Ионовна так же разрабатывала шаблон, чтобы сшить одеяло? (Нет)

7. Рефлексия

С какими терминами вы познакомились?

Дома составьте кроссворд, используя новые термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

План конспект урока по геометрии 9 класс

План конспект урока №2  по геометрии 9 класс. Понятие вектора, равные вектора...

План-конспект урока № 4. Геометрия 11 класс.

План-конспект урока № 4. Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: - закрепить  определение и свойства вектора системы координат  ...

План-конспект урока № 4 . Геометрия 11 класс.

План-конспект урока № 4 . Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: - Изучить определение и свойства вектора системы координат  в прост...

План-конспект урока № 5. Геометрия 11 класс.

План-конспект урока № 5. Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: Изучить определение и свойства вектора системы координат  в простра...

Планы конспекты уроков по геометрии !0 класс

Планы уроков по геометрии Атанасян 10 класс с 1 по 9 уроки. Контрольная работа №1...

План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам

План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам...