2021 Интегративный урок "Трудом велик и славен человек" на стажировочной площадке КИРО на базе МБОУ СОШ №1 г.Льгова.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Алфимова Светлана Васильевна

Интегративный урок "Трудом велик и славен человек" на стажировочной площадке КИРО на базе МБОУ СОШ №1 г.Льгова.

Ссылка на видео этого урока  https://www.youtube.com/watch?v=vKsaoiqYnE4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Трудом велик и славен человек».

Цель: формировать уважительное отношение к труду и человеку труда, показать важность труда для пользы общества.

Задачи:

- Обучающие: формирование представлений об исторических и культурных ценностях при помощи произведений художественной литературы;

- Развивающие: развитие памяти и логического мышления;

- Воспитательные: формирование уважительного отношения к труду и бережного отношения к труду других людей;

Тип урока: интегративный

Форма работы с обучающимися: групповая

Методы: презентация, беседа-рассуждение, практическая работа с раздаточным материалом.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, образец оберега «Зерновушка»

Планируемые результаты:

-Личностные: имеют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-Предметные: способны оценить значение труда в жизни человека, знакомы с историей и технологией создания славянских оберегов;

-Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, умеют формулировать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке.

Ход занятия:

1. Организационное начало занятия

2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Беседа

-Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.

  Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.

  Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.

  Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художественной литературы.

  Так о чём сегодня мы с вами будем говорить? Какую роль играет труд в жизни человека? (ответы детей)

  Тема урока «Трудом велик и славен человек».  (Слайд 1)

  Мы поговорим с вами о трудолюбии – важнейшем нравственном качестве человека  и покажем на что способны мы сами в процессе выполнения практической работы.

3. Актуализация знаний

  На столе у вас лежит сказка «Маркел – самодел».  Вы прочитали её дома. Автор этой сказки Евгений Андреевич Пермяк. Вы видите его портрет на слайде. (Слайд 2)

  Его сказки отличаются большой выдумкой, смелой фантазией. Герои сказок не ищут помощи у волшебных сил. Всегда побеждает разум, мудрость, настойчивость и труд.

  «Только труд делает маленького человека большим, — говорил Е. Пермяк. Только труд приносит счастье, почёт и радость».

  Давайте вспомним, о чём говорилось в сказке Евгения Андреевича Пермяка «Маркел – самодел» с помощью теста. Работаем по тесту с карточками, которые лежат у вас на столе. По выбранному вами варианту ответа поднимаем карточку. Смотрим на экран.

Тест (Слайд 3)

1. Сыновей и дочерей Маркел-Самодел воспитал:   (а)

а) трудолюбивыми  б) недружными  в) ленивыми

2. В наставлении отца звучала пословица:   (в)

а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

б) Труд человека кормит, а лень – портит.

в) Разные руки по-разному хватки, во всякой голове-свои задатки.

3. Каждый из братьев и сестёр делает свою работу:   (б)

а) для себя  б) для всех  в) для своей семьи

4. «Срубить по избе»-значит:  (а)

а) построить  б) сломать  в) снести

5. Гончар- это тот, кто:   (в)

а) землю пашет  б) железо куёт  в) горшки обжигает

Каков смысл сказки «Маркел-Самодел»? Найдите в тексте ответ.

Послушаем стихотворение «Всё для всех»

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать 

Негде без тёплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки 

Вовремя не смастерили 

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку 

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба 

Много ль нашьёт, натачает? 

  Почему прозвучало это стихотворение? Перекликается ли оно с наказом Маркела-Самодела? Как? Почему?

  «Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове свои задатки».

4. Первичная проверка понимания.

А сейчас мы перенесёмся в другую сказку, но попасть в неё можно, сказав волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной «Раз, два, три! Двери в сказку отвори» Музыка.  (Слайд 4)

  Мы попали в сказку «Мороз Иванович». Её написал Владимир Фёдорович Одоевский. Содержание её нам знакомо. Послушаем, что говорит автор о двух героях.

(Слайд 5)

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна дочь старика была родная,

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Ещё вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии её в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

(Слайд 6)

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета-

Ленивицей, люди прозвали за это.

5. Первичное закрепление.

- Почему автор так назвал дочек?

- Чем в своём доме занималась рукодельница?

- Как проходил день у ленивицы?

- Как вы считаете, справедливо ли их наградил Мороз Иванович?

  Вывод: Какова работа, такова и награда.

6. Физминутка.  (Слайд 7)

Не только в этих сказках, о которых мы говорили сегодня на уроке, присутствует тема труда, она есть и в других народных сказках, пословицах. Чтобы их вспомнить, мы с вами разгадаем кроссворд.

1.Что уронила рукодельница в колодец? (Слайд 8)

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку? (Слайд 9)

3. Терпение и ………., всё перетрут. (Слайд 10)

4. Он обогнул весь белый свет, а счастье нашел на родной стороне. Его любимый инструмент – гусли. (Слайд 11)

5. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал. (Слайд 12)

6. За кого работала щука всю сказку? (Слайд 13)

7. Сказочный герой: чудо - …….. . (Слайд 14)

8. Помощница деда при сборе урожая. (Слайд 15)

9. Количество работников при постройке сказочных домов. (Слайд 16)

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.  (Слайд 17, 18)

В

Е

Р

Е

Т

Е

Н

О

Р

Ы

Б

А

К

Т

Р

У

Д

 

С

А

Д

К

О

К

О

Л

О

Б

О

К

Е

М

Е

Л

Я

 

Ю

Д

О

Б

А

Б

К

А

Т

Р

И

Т

Е

Р

Е

М

О

К

  Какое ключевое слово появилось у нас после разгадывания кроссворда? Что оно означает? (Трудолюбие-одно из важнейших нравственных качеств человека.) Отвечают дети.

7. Практическая работа «Урожайный оберег – Зерновушка».

  Сейчас мы выполним с вами практическую работу «Урожайный оберег – Зерновушка» .  (Слайд 19)

  Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье, живущей на селе. В процессе создания её по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

  Вот такую куклу мы сейчас с вами изготовим. (Показать образец)

На столе у вас лежит всё необходимое для изготовления нашей Зерновушки. Приготовленные украшения для сарафана-мешочка нужно приклеить. В украшенный сарафан-мешочек  засыпать крупу. Верх затянуть.

Итог практической работы.   Этот оберег, выполненный нашими руками, является уникальным, неповторимым. Мы сможем порадовать своих близких, подарив им такой оберег. (показать)

8. Рефлексия. (Слайд 20)

  Как для вас прошёл урок? Покажите выбранный вариант карточкой.

9. Итог урока. (Делают дети)

  Когда человек трудится, он видит результат своего труда. И это поднимает настроение, вдохновляет человека.

  Мы тоже трудимся. Наш главный труд – учёба в школе.

  На уроках мы получаем знания, которые нам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию. А это значит, что мы тоже выполним наказ Маркела-Самодела.

Выставление оценок.

  Вы сегодня хорошо потрудились, а за работу что получаете? Оценки.

Спасибо всем за активную работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Трудом велик и славен человек. Тема урока:

Слайд 3

Евгений Андреевич Пермяк 1902 - 1982

Слайд 4

Тест 1. Сыновей и дочерей Маркел-Самодел воспитал : а) трудолюбивыми б) недружными в) ленивыми 2. В наставлении отца звучала пословица : а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. б) Труд человека кормит, а лень – портит. в) Разные руки по-разному хватки, во всякой голове-свои . задатки. 3. Каждый из братьев и сестёр делает свою работу : а) для себя б) для всех в) для своей семьи 4. «Срубить по избе»-значит : а) построить б) сломать в) снести 5. Гончар- это тот, кто : а) землю пашет б) железо куёт в) горшки обжигает

Слайд 8

Ф и зм и н у т к а

Слайд 9

1. Что уронила рукодельница в колодец?

Слайд 10

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку?

Слайд 11

3. Терпение и ………., всё перетрут.

Слайд 12

4. Он обогнул весь белый свет, а счастье нашел на родной стороне. Его любимый инструмент – гусли.

Слайд 13

5. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал.

Слайд 14

6. За кого работала щука всю сказку?

Слайд 15

7. Сказочный герой: чудо - …….. .

Слайд 16

8. Помощница деда при сборе урожая.

Слайд 17

9. Количество работников при постройке сказочных домов.

Слайд 18

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.

Слайд 20

Урожайный оберег – Зерновушка

Слайд 21

Рефлексия а) Если ты всё усвоил и тебе урок понравился; б) если что-то нужно доучить; в) если ты ничего не понял и урок никак не тронул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа стажировочной площадки

Программа предполагает работу стажиро­вочной  площадки для педагогов и руководителей общеобразовательных школ по проблеме организации комплексной внеурочной деятельности школьников  в ...

стажёрская площадка АКИПКРО на базе МБОУ "Гимназия №85"

отзывы о работе учителей русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №85"...

Деятельность Стажерской площадки на базе МБОУ "СОШ №43"

Являясь автором проекта-победителя конкурсного отбора образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, на присвоение статуса стажерской площадки, осуществляла сопровождение муниципальной...

районный семинар «Деятельность пилотной площадки на базе МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева» по введению курса «Основы финансовой грамотности»

          5 декабря 2017г.  состоялся районный семинар    «Деятельность  пилотной площадки на базе МБОУ «Хоринская средняя школа №1...

Реализация Национального проекта «Образования» центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «ЦО №46» в 2021 учебном году

В стенах МБОУ «ЦО №46» учебного корпуса №2 имени А.В. Чихирева открыл свои двери центр образования естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста». Пе...