Рабочие программы по технологии 5 кл
рабочая программа по технологии (5 класс)

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_2020g.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАЯНГОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено_______                   Согласовано_______                        Утверждаю_______

На заседании МО                        Заместитель директора                     Директор школы

                                                       по УВР Раднаева Е. Б-С.                  Дондупова Е. Р.

Протокол №____                               Протокол №____                               Приказ №____ 

от «___» _____2020г                   от «___» _____2020г                          от «___» _____2020г

Рабочая программа

Предмет__      Технология            _

Класс_____________5 класс_____

Уровень обучения ____базовый__

Учитель _Будзанаев Ж. В. учитель технологии,  

Срок действия программы  2020 - 2021 учебный год

с. Баянгол

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                                             3

Предметные результаты                                                                                                           4

Содержание учебного предмета                                                                                              8

Календарно-тематическое планирование                                                                             10

Список литературы                                                                                                                 13

                                                                                                                           

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;

-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ",

- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ" о рабочей программе педагога, в соответствии с ФГОС ООО;

Примерной программы по предмету «Технология. Технический труд» (авторы В.М.Казакевич, Г.А.Молева). Дрофа, 2017г

Актуальность: Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета осуществлён с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Распределение учебных часов рабочей программы составлено с учетом рекомендаций Программы основного общего образования «Технология. Технический труд» (авторыВ.М.Казакевич, Г.А.Молева).

 Структура рабочей программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011).

Разделы: «Пояснительная записка», «Планируемые результаты освоения учебного предмета», «Содержание учебного предмета»,   «Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы», список литературы,  оформлены согласно «Положению о рабочей программе» МБОУ «Баянгольская СОШ ».

Предметные результаты:

Выпускник научится: правилам поведения в мастерской, получит представление о простейших правилах безопасности жизнедеятельности.

Выпускник получит возможность научиться: узнает о влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. Выпускник научится : распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность работ. Организовывать рабочее место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда. Выпускник получит возможность научиться : грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы. Выпускник получит возможность научиться: составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики. Выпускник получит возможность научиться: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами  освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

В познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;документирование результатов труда и проектной деятельности;

расчет себестоимости продукта труда;экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование технического изделия;моделирование художественного оформления объекта труда;разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;публичная презентация и защита проекта технического изделия;

разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В психофизической сфере

развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Критерии оценивания знаний

Критерии оценки знаний учащихся

Оценка "5" ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, умеет изложить его своими словами и самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами ,правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка "4" ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал и допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами и правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка "3" ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материла допускает значительные ошибки при его изложении своими словами ,затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами,слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка "2" ставиться, если учащийся почти не усвоил учебный материал не может изложить его своими словами.

В начале учебного года учитель, объясняя учащимся требования к устному ответу, дает следующие установки: изучая программный материал, следует   прочно запоминать   понятия   и   термины;   при   устном   ответе использовать "технический язык", правильно   применять и произносить термины.          

Проверка и оценка практической работы учащихся

Оценка "5" ставится, если тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила техники безопасности, правильно   выполнялись    приемы    труда,   самостоятельно    и   творчески выполнялась  работа, задание выполнено в установленный срок и раньше, изделие изготовлено с учетом установленных требований.

Оценка "4 " ставится, если, допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места,  полностью соблюдались правила техники безопасности, в    основном    правильно    выполнялись    приемы    труда,  самостоятельно выполнялась работа ,изделие изготовлено с незначительными отклонениями.

Оценка "3" ставится, если, имели место недостатки в планировании труда и организации рабочего места,  не полностью соблюдались правила техники безопасности, отдельные приемы труда выполнялись неправильно.

Содержание учебного предмета

5 класс

Технология обработки древесины

Организация труда и оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Правила охраны труда в учебных мастерских.

Графическая документация (понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже, масштабе). Типы линий, применяемых в чертежах, чтение графической документации. Этапы создания изделий из древесины. Понятие о технологических и инструкционных картах. Древесина как природный и конструкционный материал. Экономное использование лесных ресурсов. Породы древесины. Строение древесины. Изделия из древесины, применяемые в доме. Разметка заготовок из древесины. Разметочный инструмент. Пиление древесины. Виды пил. Пилы для поперечного, продольного и смешанного пиления. Строгание древесины: устройство и назначение шерхебеля, рубанка, фуганка. Сверление отверстий. Инструменты для сверления. Устройство и назначение дрели, коловорота. Виды сверл, применяемых для сверления древесины. Соединение деталей столярных изделий на гвоздях, шурупах. Зачистка поверхностей деревянных деталей. Выжигание, выпиливание лобзиком, лакирование изделий из древесины. Методы расчетов расхода материала.

Профессии: плотник, столяр.

Практические работы. Составление технического рисунка и эскиза детали призматической формы. Чтение чертежей изготавливаемой детали. Пиление древесины вдоль и поперек волокон. Строгание кромки и пласти. Разметка деталей. Сверление древесины с помощью ручной дрели. Соединение деталей изделий на гвоздях, шурупах. Выжигание рисунка электровыжигателем. Выпиливание лобзиком. Зачистка поверхностей напильником с грубой насечкой и шлифование шкуркой. Покрытие лаком или водными красителями. Определение пород древесины и ее пороков.

Технология обработки металла

Рабочее место для ручной обработки металлов. Правила охраны труда в учебных мастерских.

Инструмент для ручной обработки металлов, измерительный, разметочный инструменты. Тонколистовой металл и проволока. Правка тонколистового металла и проволоки. Разметка» Технологическое планирование при изготовлении изделий из тонколистового металла и проволоки. Чтение чертежей изделий из металла, технологическая карта на изготовление деталей из тонколистового металла и проволоки. Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. Гибка тонколистового металла и проволоки. Пробивание и сверление отверстий. Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке. Соединения деталей из тонколистового металла (фальцевым, швом, заклепками). Отделка изделий. Методы расчетов расхода материала.

Профессии:( слесарь, жестянщик.)

Практические работы. Составление технического рисунка и эскиза детали из тонколистового металла (1—2 элемента). Чтение чертежа (технологической карты) изготавливаемой детали. Правка и разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Резание заготовок. Зачистка заготовок из листового металла и проволоки. Сгибание заготовок. Пробивание и сверление отверстий. Работа на сверлильном станке. Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок. Отделка готовых изделий из тонколистового металла и проволоки.

Электротехнические работы

Теоретические сведения. Оснащение рабочего места для выполнения электротехнических работ, правила электробезопасности.

Электрическая схема простейшей неразветвленной цепи, условные обозначения на ней источников электрического тока, лампы накаливания, выключателей и проводов. Понятие об электрической ; цепи и ее элементах. Схемы одно- и двухламповых светильников. Проводники и изоляторы. Понятие о коротком замыкании; Устройство лампы накаливания, патрона, выключателя, штепсельной вилки. Виды и назначение проводов, применяемых в бытовых светильниках. Изоляционные материалы в виде изоленты и трубки. Виды, устройство и назначение электромонтажных инструментов. Устройство одно- и двухламповых светильников. Виды конструкций (настольная лампа, бра, торшер и др.). Требования к конструкциям светильников: электробезопасность, соответствие формы изделия его назначению, эстетичность в оформлении и др. Приемы оконцевания и изоляции места соединения проводов. Соединение проводов и элементов цепи. Ознакомление с профессией электромонтера.

Чтение и составление простейшей электрической схемы. Выбор заготовок (полуфабрикатов деталей) и планирование работы. Изготовление деталей. Сборка изделий. Оконцевание  проводов. Монтаж электроцепи изделия, электроарматуры, простейшей осветительной проводки. Контроль качества изделий: проверка правильности сборки электрической цепи; испытание в работе (под напряжением 42 В).

Календарно-тематическое планирование                                                        

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения  уроков

план

фактическая

1-2

Вводное занятие.

Правила поведения в мастерской. Правила ТБ

2

3-4.

Дерево и древесина.

Породы деревьев

2

5-6.

Условия определяющие

внешние свойства древесины. Пороки древесины

2

7.

Лесоматериалы.

1

8-9

Получение шпона и фанеры

2

10

Обработка древесины

1

11-12

Рабочее место для обработки древесины.

2

13-14

Эскиз, технический рисунок и чертеж детали изделий.

2

15-16

Планирование работы по изготовлению изделия.

2

17-18

Разметка заготовок из древесины

2

19-20.

Пиление древесины

2

21-22.

Строгание древесины

2

23-24.

Сверление древесины

2

25.

Соединение столярных

Изделий гвоздями и шурупами.

1

26.

Ручные  электрические

машины для обработки древесины

1

27.

Отделка древесины.

1

28-29.

Выжигание

2

30-31.

Выпиливание лобзиком

2

32-33.

Виды металлов и сплавов. Их свойства.

2

34.

Общие сведения о пластмассах

1

35-36.

Тонколистовой металл и проволока.

2

37.

Оборудование и организация рабочего места.

1

38-39.

Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.

2

40-41.

Правка  тонколистового металла.

2

42-43.

Разметка тонколистового металла.

2

44-45.

Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла.

2

46-47.

Устройство сверлильного станка.

2

48-49.

Правила и приемы работы на сверлильном станке.

2

50-51.

Соединение тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва.

2

52-53.

Отделка изделий из тонколистового металла.

2

54-55.

Правка, разметка, резка, рубка,

отделка  проволоки.

2

56-57.

Общие понятия об электрическом токе. Сборка электрических цепей.

2

58-59.

Электрические провода. Электромонтажные работы.

2

60.

Понятие о технике и техническом устройстве.

1

61

Понятие о машине как технической системе

1

62

Классификация машин.

1

63

Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения.

1

64.

Что такое творчество и творческий проект

1

65.

Этапы выполнения творческого проекта. Подготовительный этап.

1

66.

Конструкторский этап. Разработка конструкторской документации по теме проекта.

1

67

Заключительный этап. Обобщение результатов проектной деятельности. Выводы по итогам работы.

1

68.

Заключительный этап. Защита проекта.

1

Итого:

68

                                                          Список  литературы.

Литература для учеников:

1. Технология. Технический труд: учебник для 5 класса / В.М Казакевич., Молева Г.А. М.: Дрофа 2017год.-192с.

2. Тетрадь для выполнения проекта.

Литература для учителя:

1. Технология. Технический труд: учебник для 5класса / В.М Казакевич., Молева Г.А. М.: Дрофа 2017год.-192с.

2. Примерная программа по технологии 5-8 класс.

Дополнительная литература:

1. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

2. Тетрадь для выполнения проекта.

3. Чудесные поделки из всякой всячины своими руками Пойда О.В.-М.,2013.

4. Сделай сам: полное руководство Джексон А. – М., 2014.

5. Журналы: «Сделай сам», «Моделист-конструктор», «Юный техник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас

Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...