Рабочие программы инструктора по труду
рабочая программа по технологии


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №________

от «____»___________2020г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР

_________________

«___» ____________2020г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

___________________

Приказ № __________

от «___» ___________2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Труд – основа моей жизни!»

Автор-составитель:

Е.В. Будник,  инструктор по труду,

пгт. Емельяново, 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников детского дома, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Актуальность проблемы. Воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков для успешной социализации в обществе.

Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов она готовится, не имеют практического опыта приготовления пищи; помещения за ними убирает технический персонал; белье стирают в прачечной специалисты по стирке и ремонту одежды.  Поэтому, возникла необходимость проводить теоретические и практические занятия по трудовому воспитанию как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного  участия каждого воспитанника. Этот труд является повседневным и добровольным,  и большей частью не оплачивается. Организуется в интересах членов всего детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя работу на участке, субботники по благоустройству и озеленении территории детского дома.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее разработке с учетом психолого-медико-возрастных особенностей воспитанников. Главный акцент делается на получение воспитанниками трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Цель программы: формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома посредством трудовой деятельности.

Задачи:

1. Создание условий  для раннего  включения детей в посильную трудовую деятельность,   развитие каждого ребенка сообразно способностям,  интересам и возможностям.

2. Воспитание потребности в труде, развитие мотивов трудовой деятельности,  трудовой активности,  интереса к трудовой  деятельности, творческого подхода к труду.

3. Формирование убеждения в том, что труд — это основа личного и общественного благополучия человека; формирование культуры труда, трудовых знаний, умений и навыков, умений рационально трудиться; формирование самоопределения в трудовой и профессиональной деятельности.

4. Развитие у детей чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

Нормативно-правовая основа программы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ;  ФГОС ОО;  

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года N 26.);

- Устав КГКУ «Емельяновский детский дом».

Методологическая основа программы:

- принципы гуманизма (гуманистический характер взаимодействия между участниками  программы);

- научности (представление для усвоения подлинных, прочно установленных наукой знаний);  

- системности (соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала);

- ориентации на зону ближайшего развития (учет объема накопленных знаний, умений и навыков воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей);

- связь теории с практикой (закрепление полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью).

Теоретическая основа программы – работы в исследуемом направлении: Е.В. Сергеева  «Кулинария с элементами домоводства», О.О. Сидорчук «Организация общественно-полезной деятельности с младшими школьниками во внеурочное время», В. Долгачева «Обучение общественно полезному труду в специальных образов. учреждениях: Комнатное цветоводство»   и другие.

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой обобщение большинства известных подходов в исследуемом направлении и выстроенных в единой логике «от простого к сложному»; структурирована по принципу соответствия основным методам познания (анализ и синтез информации); построена  на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. Кроме того, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка. Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.                                                                                                        

Адресат программы: воспитанники, обучающиеся в 1-11 классах разных категорий, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Продолжительность программы: срок реализации программы – 1  год;  режим занятий: 1 занятие в неделю (по 2 часа), общее количество в год - 72 часа; продолжительность занятия - 45 минут, 15 минут - короткий перерыв, проветривание.

Методы работы: словесные методы (объяснение, учебная лекция, беседа), практические методы (упражнения репродуктивные и практические работы).

Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа. В группе не рекомендуется более 12 воспитанников. Возможен разновозрастной состав группы.  

Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН:

- 5 минут - организационный момент:  сообщение темы занятия, цели и задач предстоящей работы;

-  35 минут образовательная деятельность: воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе направленных на решение коррекционно-развивающих задач; проверка выполненных работ;

- 5 минут - рефлексия, подведение итогов.

Занятия по программе проводятся блоками:

1. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд,  связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за памятниками, парками, охрана птиц,  летнюю работу на участке во время каникул.      

2. Сельскохозяйственный труд - подсобное сельское хозяйство должно стать базой трудовой подготовки воспитанников. Важно научить детей вести домашнее хозяйство, жить на земле.

3. Кулинария - теоретические и практические занятия по кулинарии дают основы знаний и умений в приготовлении различных блюд, культуре питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Полученные на занятиях знания, помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности.

Методическое обеспечение программы.

Библиотечный фонд.

Интернет ресурсы.  

Технические средства:

1. Музыкальный центр.

2. Персональный компьютер.

3. Экран.

4. Видеопроектор.

Методическое обеспечение:

1.Наглядные пособия.

2. Аудио, видео – средства

3. Раздаточные материалы.

4. Эскизы.

5. Схемы.

Садовый и огородный инвентарь:

  1. Грабли.
  2. Лопаты.
  3. Тяпки.
  4. Лейки.

Ожидаемый результат. 

Общественно-полезный труд:

- воспитанники младшего школьного возраста: уметь убирать  дорожки  от мелкого мусора;

- воспитанники среднего школьного возраста:  уметь   расчищать   дорожки  от снега, убирать    мусор с участка,  собирать опавшую листву и укладка в кучи граблями, подметать  дорожки с твёрдым покрытием,  собирать мусор в кучи, переносить мусор;

- воспитанники старшего школьного возраста: уметь подгребать  опавшие листья, подметать дорожки,  собирать и удалять мусор;                                                                                                                                     - расчищать  дорожки  от снега, проводить обрезку  секатором ветвей кустов, подвязку кустов,   посадка кустарников, собирать мусор и выносить его в установленное место; уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности  при работе секатором;                                                                уметь оказать помощь при перекопке огорода.

Сельскохозяйственный труд:

- воспитанники младшего школьного возраста: знать сельскохозяйственный хозяйственный инвентарь для работы на огороде,   в теплице; уметь  правильно посадить лук, проводить уборку   послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.); уметь проводить  весенне-осенние работы в цветнике; проводить посадку настурции, земляники садовой;                                                                            уметь проводить сбор  семян однолетних цветочных растений,  уборку  однолетних цветковых растений в цветнике; уметь проводить полив растений: нижний, верхний, погружения; проводить  рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;

- воспитанники среднего школьного возраста:  уметь выращивать основные виды овощей в закрытом и открытом грунте;   обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд);  подбирать и готовить  посадочный   материала;  проводить  посадку семян овощей в закрытый и открытый грунт;  распознавать всходы культурных растений от сорняков;  знать способы  борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений; уметь проводить рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей  к колышкам,  прореживание  посадок;  уметь проводить посадку однолетних цветковых растений семенами; уметь проводить уборку растительных остатков из цветника; уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений;  знать сезонные особенности содержания комнатных растений;

- воспитанники старшего школьного возраста: уметь  выращивать  в  теплице   рассаду капусты, томатов, цветов; высаживать рассаду  в открытый грунт; выращивать огурцы в закрытом и открытом грунте;                                                       уметь вскапывать почву  на грядке,  оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки; закладывать корнеплоды на хранение;                                                                                ухаживать за ягодными кустарниками; уметь  проводить посадку  однолетних и многолетних цветочных  растений,  ухаживать за ними;                                                                                                  убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями; уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами, проводить подкормку растений.

Кулинария: воспитанники овладеют:

- теоретическими знаниями: в составлении технологических карт на каждое блюдо; в соблюдении санитарно-эпидемиологических правил, нормативов СанПиНа и гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов; в соблюдении правил безопасного труда при работе с пищевыми продуктами, «Способы нарезки овощей», «Разделка рыбы», «Разделка мяса», «Сервировка стола», «Питание подростка», «Виды изделий из теста»; в правильном использовании инструкций нагревательных приборов, инструментов и приспособлений для механической и тепловой обработки продуктов;

- овладеют практическими умениями и навыками: в использовании кухонной, столовой посуды и инвентаря.

Контроль работы и отчетность. Эффективность работы отслеживается по результатам аттестации, направленной на выявление уровня развития способностей и личностных качеств воспитанника и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БЛОК «Общественно-полезный труд»

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома

Научить правилам  уборки  территории детского дома,   сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и  озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка

Привитие  уважительного  отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев  и зеленых насаждений

1 раз

(весна)

БЛОК «Сельскохозяйственный труд»

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;    ведением домашнего хозяйства.

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

ежедневно  с мая по сентябрь -младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минутстарший подросток -1 час

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

-размножение растений

1 раз в неделю

с мая по сентябрь -младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минутстарший подросток -1 час

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними

- посадка  и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю)

Работа в теплице

Формирование  у воспитанников трудовых навыков по выращиванию растений и уходу за ними.     Формирование экологической культуры, основ рационального ведения сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории школы.     Воспитание трудолюбия, привитие трудовых умений и навыков.

Образовательное .  Производственное . Опытническо – исследовательское.   Природоохранное и просветительское.

Планируется производство сельскохозяйственной продукции  по сезону.

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений

 Выращивание зелени (укроп, лук, петрушка, салат).

Выращивание овощей.   Выращивание цветов- Выращивание комнатных растений.

График сезонных работ.

БЛОК «Кулинария»

  1. Вводное занятие (2 часа).

Основные теоретические сведения

Диагностика ЗУН. Постановка задач на учебный год. Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). История развития Русской кухни. Основы рационального питания. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практические работы

Подготовка рабочего места и инвентаря. Чаепитие.

  1.  Кухня. Техника безопасности на занятиях кулинарии. Гигиена приготовления пищи (2 часа).

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Инструктажи по технике безопасности.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Выполнение правил гигиены вовремя приготовления пищи. Выполнение правил техники безопасности во время приготовления пищи.

•/ правильное приготовление: блюд из картофеля, супов, изделий из крупы, из теста, молочных и яичных блюд, сладких блюд и напитков. Аттестация не должна ставить воспитанника в стрессовую ситуацию. Поэтому, формами проведения являются:        подготовка и проведение праздников

(приготовление блюд, сервировка стола, приглашение к празднику, угощение), мастер - классы, проводимые старшими детьми, выставки - ярмарки, приготовление угощения гостям и др.

Промежуточная аттестация - это старт к новым достижениям, оценка качества обученности воспитанников по программе, по итогам каждого полугодия.

Аттестация проводится в три этапа (в начале, середине и конце года).

Система оценки достижения планируемых результатов

Определение результатов деятельности по программе представлены в виде таблицы (приложение 1 «Мониторинг результатов обучения воспитанников по программе»). Она позволяет наглядно определить, с помощью определенных критериев, возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных воспитанников, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Таблица дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных результатов воспитанников.

Фиксация полученных результатов каждого воспитанника предлагается по индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной программе (приложение 2).

Индивидуальная карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением воспитанников и отслеживать динамику образовательных результатов по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Это способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип по развитию стимула и мотивации обучения каждого воспитанника.

Приготовление картофельного пюре, картофеля жареного, картофеля тушёного, драники, чипсы.

  1.  Супы (8 часов)

Основные теоретические сведения

Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Знакомство с технологией приготовления супов с макаронными изделиями, щей и борща.

Практические работы

Приготовление супов прозрачных и заправочных. Приготовление супов: бульон с гренками, щей со свежей капустой, борща вегетарианского. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

  1.  Блюда из рыбы и птицы (бчасов).

Основные теоретические сведения

Виды мяса, питательная ценность мяса. Правила приготовление вторых блюд из мяса. Рыба, рекомендуемая для детского питания. Питательная ценность рыбы. Виды блюд из рыбы. Виды блюд мясных.

Практические работы

Приготовление куриной грудки, рыбный салат, рыба жареная, пельмени.

  1.  Изделия из теста (6 часов).

Основные теоретические сведения

Виды теста (блинное тесто, дрожжевое, пельменное , песочное). Состав теста. Рецепт теста. Различие по консистенции.

Практические работы

Приготовление различных видов теста. Приготовление хвороста, оладьи, пирогов, пиццы, чебуреки.

  1.  Масленица (4 часа).

Основные теоретические сведении

История происхождения праздника. Подготовка праздника. Символ праздника - румяные блины. Сервировка праздничного стола.

Практические работы

  1.  Сервировка стола. Правила поведения за столом. Закуски. Бутерброды (4часа).

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак, в поход, в путешествие. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток, правила поведения за столом.

Практические работы

Холодные бутерброды. Горячие бутерброды. Выбор продуктов. Расчёт продуктов. Кулинарная обработка продуктов. Тепловая обработка бутербродов. Техника безопасности при приготовлении. Сервировка стола. Оформление готовых бутербродов.

  1.  Блюда из овощей. Салаты, винегреты (6 часов).

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них витаминов. Виды салатов. Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов.

Практические работы

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Салаты и заправки к ним. Приготовление салатов: оливье, из крабовых палочек, винегрет. Очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками. Винегрет. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей.

  1.  Блюда из картофеля (8 часов).

Основные теоретические сведения

Разнообразие картофельных блюд. Национальные блюда из картофеля. Практические работы

Приготовление блинов с мёдом, сметаной и других блюд. Проведение праздника. Сервировка праздничного стола.

  1.  Молочные и яичные блюда(4часа).

Основные теоретические сведения

Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи. Значение молочных блюд (питательные и вкусовые качества). Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги).Пищевая ценность яиц (питательные и кулинарные качества). Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные).

Практические работы

Приготовление коктейля, сырников, ленивых вареников, яичницы, омлета.

  1.  Окраска яиц к празднику Пасхи (2 часа)

Основные теоретические сведения

История возникновение праздника Светлой Пасхи. Традиции празднования Пасхи в православной кухне. Творческая подготовка к окраске яиц. Практические работы

Окраска и роспись яиц. Освящение яиц в храме.

  1.  Сладкие блюда и напитки (4 часа).

Основные теоретические сведения

Технология приготовления сладких блюд. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Посуда чайная, для кофе. Горячие и холодные напитки. Практические работы

Самостоятельное приготовление: коктейль, желе.

  1. День именинника (4часа)

Основные теоретические сведения

Семейные традиции. Приглашение, подбор подарка, Оформление подарка. Значение подарков.

Практические работы

Сервировка стола к празднику. Приготовление праздничных блюд. Мастер классы. Блюда по - желанию. Торт без выпечки. Поздравление. Вручение подарка.

15.Экскурсии, выставки, конкурсы. Заготовка продуктов. Работа на участке (8часов).

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав, для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Сушка фруктов, ягод, грибов, зелени, трав для фито - чая. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике. Подготовка и проведение выставки. Конкурсы, связанные с кулинарным искусством. Весенние - осенние работы на участке.

16. Итоговое занятие (6 часов).

Демонстрация воспитанниками умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление сладких блюд, соревнование на быструю и правильную нарезку овощей, викторина — вопросы, раскрывающие содержание работы курса занятий по кулинарии, награждение лучших и праздничныйчай.



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №________

от «____»___________2020г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР

_________________

«___» ____________2020г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

___________________

Приказ № __________

от «___» ___________2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Веселый огород»

Автор-составитель:

Е.В. Будник,  инструктор по труду,

пгт. Емельяново, 2020г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд» составлена на основе Рабочей программы по сельскохозяйственному труду для 5-9 классов, разработчики: Кушка Е.В., Черникова Н.Ф, 2011 год (с использованием программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под  редакцией  В.В. Воронковой).  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2010 г).

Учебник « Сельскохозяйственный труд» для 7 класса, автор-составитель Ковалева Е.В – М.: Просвещение, 2006г.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ;
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Нормативно- правовые документы образовательного учреждения. 

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение предмета «сельскохозяйственный труд» заключается во всестороннем развитии личности воспитанников и воспитанников с особыми возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета способствует получению воспитанниками первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

          При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых воспитанниками на уроках природоведения, естествознания и математики и других:

  • Математика (расчеты, подсчет стоимости);
  • Письмо и развитие речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
  • ИЗО (зарисовка, аппликация);
  • Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
  • История (история развития сельского хозяйства; история возникновения продуктов растениеводства и т.д.);
  • Чтение и развитие речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
  • Обществознание (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина);
  • Естествознание   (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды).

                                                                     

Программа предусматривает подготовку к самостоятельному выполнению заданий по сельскохозяйственному труду. Занятия по трудовому обучению   направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Программа рассчитана на 340 часов,  занятия проводятся по 10 часов в неделю.

          Программа по сельскохозяйственному труду представлена в виде двух модулей - модуль «Сельскохозяйственный труд» и модуль «Цветоводство». Модуль «сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство» спланированы с учетом агротехнических требований по выращиванию растений. Основой модуля «Сельскохозяйственный труд. Растениеводство» является изучение разделов: «Овощеводство», «Садоводство», «Защищенный грунт», «Минеральные удобрения»; модуль «Сельскохозяйственный труд» - раздел «Животноводство» и модуль  «Цветоводство». Программа состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве и составе почвы в защищенном грунте, о плодоводстве и семеноводстве.  Происходит знакомство с классификацией двулетних цветковых культур, практические занятия предусматривают сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады. Приводятся данные о свойствах и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству воспитанники знакомятся с правилами содержания свиней.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, выполнение практических работ, содержание контрольных работ распределяет учитель, исходя из уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возможностей. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, лабораторные работы, экскурсии. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях получаемых обучающимися на занятиях перечисленных выше.

Домашняя работа по сельскохозяйственному труду не задается в связи с тем, что невозможно выполнять практические работы без контроля педагога и специального инвентаря.

Обязательной частью программы является инструктаж по технике безопасности: по основным темам и дополнительный к каждой практической работе.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников  детского дома к обучению в колледже по специальности «Озеленитель» и «Садовник», адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности, как в личном подсобном хозяйстве, так и в производственных организациях нашего  региона.

 

Цель.

  • освоение сельскохозяйственных знаний, на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры
  • овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, выполнение трудовых операций с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие     познавательных     интересов,     мышления,     пространственного   воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере сельскохозяйственной деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о сельскохозяйственном труде, как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
  • применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Этики и эстетики труда: правил использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

Задачи.

  • развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,  

трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

  • обучение        обязательному        общественно-полезному, производительному труду; подготовка воспитанников к  выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
  • ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
  • формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения;
  • ознакомление с условиями и содержанием обучения по профилю,  испытание своих сил в процессе практических работ в условиях учебно-производственных мастерских, на учебно-опытном участке, в фермерском хозяйстве,  в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
  • формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
  • формирование знаний об организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
  • совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
  • коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  • коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
  • развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

В основу разработки программы  «Сельскохозяйственный труд» заложены   дифференцированный и деятельностный  подходы. 

Дифференцированный подход к построению программы для  воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя воспитанникам,  возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение воспитанниками знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития, успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, формирование  жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу программы «Сельскохозяйственный труд» положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки  обучающихся и  и др.);
  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности воспитанника и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьёй.

Измерители качества ЗУН

Основными формами организации деятельности являются:

- лекция

- экскурсия; наблюдение

- лабораторная работа;

- практикум,

-обобщение знаний, умений, навыков                                                                                                     -контроль  знаний, умений, навыков.

-коррекция недостаточно усвоенных тем.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы педагога, в процессе которой происходит усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Контрольные работы. Контрольные работы — это такие практические занятия, на которых воспитанники совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.   

В конце каждой четверти проводится контрольная работа (в  начале и конце учебного года – диагностическая контрольная работа и контрольная работа за год) в форме теста и практического задания. 

 После выполнения работы воспитанники выполняют работу над ошибками. Работа над ошибками — это работа, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к воспитанникам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Формы опроса:

  • письменный;
  • устные ответы;
  • работа по  карточкам
  • работа с технологическими картами
  • работа со словарем
  • тестирование.

         В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг знаний и умений, который будет отражать индивидуальные достижения и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями и навыками по тем или иным предметам, воспитанники могут быть разделены на три типологические группы.

  • Первую группу составляют воспитанники, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
  • Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретных  заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
  • Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и  итоговые достижения каждого в овладении конкретными учебными действиями и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Критерии оценки

оценка

Устный ответ

Практическая работа

«5»

Полностью излагает изученный материал   в   объеме   программы по сельскохозяйственному труду:

•        умеет   использовать таблицы, схемы;

•        понимает        и объясняет терминологию предмета;

•        самостоятельно выстраивает ответ.

 Умеет   ориентироваться в технологической карте, последовательно       и аккуратно выполняет   действия

•        Умеет         рассказать о последовательности выполнения данного практического задания;

•        Умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;

•        Соблюдает правила безопасной работы

«4»

• Допустил малозначительные ошибки и недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

-отвечает на наводящие вопросы.

- Последовательно выполняет практическую работу, но допускает 1 -2 неточности:

-        - незначительно нарушена технологическая последовательность работы

- Соблюдает правила безопасной работы

«3»

- Обнаруживает    знания и понимание   учебного  материала по данному   вопросу,   но   эти знания излагает не полностью:

- монологическая речь несвязная.

-  Последовательно выполняет практическую работу, но   допускает   3-4   ошибки при выполнении,    

-грубо нарушена последовательность  работ

- нарушены правила безопасной работы,

- не       умеет пользоваться технологической картой.

«2»*

Ответ   выявляет   грубые ошибки, непонимание      и несоответствие содержанию   программы

Практическая работа не выполнена.

*Примечание.

 Если воспитанник не усваивает программу, то для него разрабатывается индивидуальная программа по предмету (согласно решения ПМПк).

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный план предусматривает изучение предмета «Сельскохозяйственный труд»  10  часов в неделю,  340 часов за год.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

90 ч.

70 ч.

100 ч.

80 ч.

340 ч.

Планируемые результаты

Требование к уровню подготовки воспитанников.

Должны знать:

  • Общие сведения о ягодных кустарниках, способы заготовки семенников овощных растений( укропа, столовой моркови, столовой свеклы); виды удобрений: способы внесения в почву и хранения; виды защищенного грунта; породы свиней, корма для свиней, способы содержания, некоторые болезни  свиней; группы овощных растений, зеленные овощи.

Должны уметь:

  • Различать семенники овощных растений, убирать их; вскапывать приствольный круг; выращивать двулетние цветковые растения; распознавать удобрения,  подготавливать почвенные смеси для парников и теплиц, кормить животных, ухаживать за свиньями, высаживать рассаду овощных растений в открытый грунт, выращивать зеленные и капустные овощные растения.

     

Освоение воспитанниками программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные  (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

       

Личностные результаты освоения программы включают:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;                                                                                                                                     2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)принятие и освоение социальной роли воспитанника, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13)формирование готовности к в жизни.

Предметные результаты освоения программы:

1)знакомство с составом почвы её обработкой;

2)уборка урожая семенников лука репчатого, семенников столовой моркови и семенников столовой свеклы; сроки, способы сбора семенников, правила сортировки семян, их хранение;

3)уборка лука репчатого(лука-севка, лука-репки): сроки и способы уборки, подготовка и хранение лука репчатого. Виды инвентаря  для уборки лука репчатого. Работа по технологической карте.

4) уборка столовых корнеплодов: сроки. Способы, требования к качеству уборки, учет урожая. Правила безопасной работы при уборке столовых корнеплодов.

5)расширение знаний о ягодных кустарниках: строение и особенности растения малины, крыжовника, черной и красной смородины. Значение ягодных кустарников для человека. Уход за ягодными кустарниками. Вредители и болезни ягодных кустарников.

6) плодовые деревья: семечковые и косточковые. Строение и некоторые особенности растения яблони, груши, вишни, сливы. Сорта, размножение плодовых деревьев. Определение и вскапывание приствольного круга.

7)учатся классифицировать минеральные удобрения, их назначение. Способы внесения удобрений в почву. Правила безопасной работы  с минеральными удобрениями и внесением удобрений.

8) узнают сведения о капустных овощных растениях; видах и сортах, гибридах. Выращивание рассады капусты, выращивание капусты в открытом грунте.

9)В разделе животноводство знакомятся с выращиванием свиней. Породы , производственные группы. Содержание свиней и корма для них.

10) изучают зеленные овощные растения, сроки и способы выращивания.

11) знакомятся с защищенным грунтом –теплица, парник. Их значением, строением.

12) На учебно-опытном участке; осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

  • Минимальный уровень:
  • знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
  • знание свойств материалов и правил хранения; санитарно- гигиенических требований при работе с производственными материалами;
  • знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
  • владение основами современного  сельскохозяйственного производства;
  • чтение технологической карты, используемой в процессе работы;
  • составление стандартного плана работы;
  • понимание и оценка красоты труда и его результатов;
  • использование эстетических ориентиров/эталонов в быту и дома;
  • эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
  • распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
  • учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работ;
  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
  • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
  •  Достаточный уровень:
  • осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
  • планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
  • осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
  • создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
  • самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
  • прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
  • владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира);
  • владение основами современного  сельскохозяйственного производства,
  • чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
  • определение утилитарной и эстетической ценности  предметов, изделий (цветочное оформление, поделки из природного материала)
  • понимание и оценка красоты труда и его результатов;
  • использование эстетических ориентиров/эталонов в быту и дома;
  • распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
  • учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы
  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
  • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Планируемый результат

Наименование раздела

Вводное занятие-1

1

Вводное занятие. Охрана труда

1

Иметь представление о программе обучения на четверть. Знать правила безопасной работы  на уроках труда. Иметь представление о профессиях сельскохозяйственного направления.
Уметь организовать свою работу

Овощеводство

Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы, семенные головки лука-13

2

Уборка семенников лука репчатого

1

Предметные: признаки созревания, сроки и правила уборки стеблей с семенами. Различать семена моркови, свеклы, лука репчатого. Правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: работать с книгой, производить обмолот семенников моркови., свеклы, лука репчатого

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий;

3

Уборка семенников лука репчатого

1

4

Уборка семенников столовой моркови

1

5

Уборка семенников

столовой моркови

1

6

Уборка семенников столовой свеклы

1

7

Уборка семенников столовой свеклы

1

8-9

Диагностическая контрольная работа

2

10

Работа над ошибками

1

11

Обмолот семян  столовой моркови

1

12

Обмолот семян  столовой свеклы

1

13

Обмолот семян лука репчатого

1

14

Уборка семенников лука, моркови и свеклы

1

Овощеводство. Уборка лука-6

15-16

Уборка лука - севка

2

Предметные:  знать признаки созревания, сроки и правила уборки лука-репки, лука репки.. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: работать. Используя технологическую карту

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий;

17-18

Уборка лука репчатого

2

19-20

Уборка лука репчатого

2

Практическое повторение -14

21-24

Уборка картофеля

4

Предметные:  знать признаки созревания, сроки и правила уборки картофеля.  Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем.

Познавательные: уметь выбрать необходимый инструмент, работать в команде

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

25-26

Прополка многолетних цветочных растений

2

27-30

Уборка картофеля

4

31-34

Прополка декоративных кустарников

4

Овощеводство. Уборка столовых корнеплодов и учет урожая-17

35-36

Уборка столовых корнеплодов.

2

Предметные:  знать признаки созревания, сроки и правила уборки корнеплодов моркови и свеклы. Иметь представление о сортировке корнеплодов и правилах . Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем.

Познавательные: уметь выбрать необходимый инструмент, вести учет урожая.

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий; работать в группе

37

Основы безопасной работы при уборке корнеплодов

1

38

   Уборка моркови. Учет урожая

1

39

Уборка моркови.

1

40

Уборка свеклы. Учет урожая

1

41-44

Уборка моркови. Сортировка

4

45

Хранение столовых корнеплодов

1

46-50

Уборка свеклы. Сортировка

5

51

Уборка столовых корнеплодов. Хранение

1

Садоводство. Ягодные кустарники и уход за ними-15

52

Ягодные кустарники

1

Предметные:  различать ягодные кустарники. Знать строение ягодных кустарников, их значение, продолжительность плодоношения Правилах ухода за ними.  Знать о болезнях и вредителях ягодных кустарников, Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем при уходе за ягодными кустарниками

Познавательные: уметь определять по внешнему виду ягодный кустарник. Проводить обрезку, прополку, подкормку ягодных кустарников. Систематизировать информацию о ягодных кустарниках из дополнительной литературы

Регулятивные:   уметь организовать свою работу; способность к волевому усилию

53

Черная смородина

1

54

Красная смородина

1

55

Осенний уход за кустами смородины

1

56-57

Уход за кустами смородины

2

58

Крыжовник

1

59-60

Уход за кустами крыжовника

2

61

Малина.

1

62-63

Осенний уход за посадками малины

2

64

Вредители ягодных кустарников

1

65

Болезни ягодных кустарников

1

66

  Ягодные кустарники

1

Практическое повторение-6

67-72

Осенняя перекопка почвы

6

Предметные:  знать правила перекопки почвы осенью Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь подобрать необходимый инвентарь, работать Используя (по необходимости) технологическую карту

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий;

Цветоводство. Сбор семян однолетних цветковых растений-10

73

Однолетние цветковые растения

1

Предметные:  различать однолетние цветочные растения, знать  признаки созревания, сроки и правила сбора семян. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: работать в паре

Регулятивные:   составление плана и последовательности действий;

74

Правила сбора семян цветковых растений.

1

75-76

Экскурсия. Однолетние цветковые растения

2

77

Сбор семян цветковых растений

1

78-79

Контрольная работа за I четверть

2

80

Работа над ошибками

1

81-82

Сбор семян цветковых растений

2

Практическое повторение-8

83-86

Осенняя перекопка почвы

4

Предметные:  знать правила перекопки почвы осенью Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь подобрать необходимый инвентарь, работать Используя (по необходимости) технологическую карту

Регулятивные:   уметь дать оценку своей работы

87-90

Прополка многолетних цветочных растений

4

Вводное занятие-1

91

Вводное занятие. Правила поведения на уроках

1

Знать правила безопасной работы  на уроках труда. Иметь представление о профессиях
Уметь организовать свою работу

Практическое повторение-5

92-96

Уборка урожая яблок

5

Предметные:  знать правила сбора яблок и соблюдать правила безопасной работы.

Познавательные: уметь работать в коллективе

Защищенный грунт. Заготовка почвы для теплицы и парника -10

97

Земляные смеси для парников и теплиц

1

Предметные:  знать правила заготовки, составления и хранения земляных смесей для теплиц и парников Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь подобрать необходимый инвентарь, работать Используя (по необходимости) технологическую карту

Регулятивные:   уметь организовать свою работу

98

Заготовка почвенных смесей. Хранение

1

99-100

Заготовка дерновой земли

2

101-102

Укладка дерновой земли под навес

2

103-106

Заготовка перегноя

4

Защищенный грунт. Подготовка парника к зиме -4

107

Парник

1

Предметные:  знать строение и назначение парника. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь подобрать необходимый инвентарь, работать в паре

Регулятивные:   уметь организовать совместный труд

108-110

Выемка парникового грунта

3

Садоводство. Основные плодовые деревья -15

111

Основные плодовые деревья

1

Предметные:  знать основные плодовые деревья России (историю, продолжительность плодоношения, сорта, размножение), их строение и значение для человека. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь различать плодовые деревья, определять приствольный круг, подбирать необходимый инвентарь, работать с дополнительной литературой,

Регулятивные:   уметь организовать свою работу с дополнительной литературой, добиваться успеха

112

Строение плодовых деревьев

1

113

Приствольный круг плодового дерева

1

114

116

Перекапывание приствольного круга

3

117

Яблоня

1

118

Груша

1

119

120

Экскурсия в сад

2

121

Вишня

1

122

Слива

1

123

Размножение плодовых деревьев

1

124

Выращивание саженцев плодовых деревьев

1

125

Плодовые деревья

1

Минеральные удобрения -16

126

Виды удобрений, их значение

1

Предметные:  знать и различать виды удобрений (органические и минеральные). Смешивание и хранение минеральных удобрений. Значение для народного хозяйства, их использование. Знать и соблюдать правила безопасной работы с минеральными удобрениями

Познавательные: уметь подготовить рабочий раствор удобрения для подкормки.

Регулятивные:   предвидеть результат своей работы

127

Минеральные удобрения

1

128

Азотные удобрения

1

129

Фосфорные удобрения.

1

130

Комплексные удобрения

1

131

Калийные удобрения

1

132

Смешивание минеральных удобрений

1

133

Хранение минеральных удобрений

1

134

Внесение минеральных удобрений в почву

1

135

136

Экскурсия. Магазин.  Ассортимент удобрений

2

137

Распознавание минеральных удобрений

1

138

140

Подкормка цветочных растений

3

141

Минеральные удобрения

1

Цветоводство. Двулетние цветковые растения -19

142

Классификация цветковых растений

1

Предметные:  знать классификацию цветковых растений. Особенности двулетних цветочных растений (история возникновения, выращивания, размножения), а также их использование в оформлении. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь различать цветочные растения по внешнему виду, по описанию. Составлять технологическую карту выращивания цветкового растения, используя схему. Составлять план- схему оформления пришкольного участка.

Регулятивные: -самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале

143

Двулетние цветковые растения

1

144

Виола

1

145

Маргаритка

1

146

Гвоздика

1

147

Незабудки

1

148

Использование двулетников в оформлении

1

149

Двулетние цветочные растения

1

150

 Зимовка рассады виолы в теплице

1

151

152

Контрольная работа за II четверть

2

153

Работа над ошибками Уход за цветочными растениями

1

154

155

Экскурсия. Магазин. Семена цветочных растений

2

156

160

Уход за цветочными растениями

5

Вводное занятие-2

161

Вводное занятие. Отрасли сельского хозяйства

1

Иметь представление о программе обучения на четверть. Знать правила безопасной работы  на уроках труда (ориентируясь в заданиях). Иметь представление о народном хозяйстве, его отраслях.
Уметь организовать свою работу

162

Основы безопасной работы.

1

Животноводство. Свиноферма-10

163

Свинья как домашнее животное

1

Предметные: Знать об особенностях, видах, породах свиней, их содержании. Знать и соблюдать правила безопасной работы  во время экскурсии

Познавательные: уметь различать группы свиней, систематизировать знания для обобщения и составления ответа

Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 

164

Виды свиней

1

165

Породы свиней

1

166

Содержание свиней

1

167

Содержание свиней в хозяйствах

1

168

Экскурсия. Свинарник

3

170

171

Промышленная свиноводческая ферма

Содержание свиней

1

1

Корма для свиней -8

172

Свинья как домашнее животное

1

Предметные: Знать  виды кормов для свиней, правила подготовки кормов к вскармливанию.

Познавательные: уметь различать виды кормов по описанию, внешнему виду.

Регулятивные: -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

174

Виды свиней

1

175

Породы свиней

1

176

Содержание свиней

1

177

Содержание свиней в хозяйствах

1

178

Экскурсия. Свинарник

3

179

Промышленная свиноводческая ферма

Содержание свиней

1

1

180

Свинья как домашнее животное

1

Уборка свинарника 5

181

Уборка свинарника

1

Предметные: знать болезни свиней, меры их предупреждения. Правила ухода за свиньями. Инвентарь для уборки свинарника. Знать и соблюдать правила безопасной работы  во время экскурсии

Познавательные: уметь составлять последовательность работ по уборке свинарника (рассказывать опираясь на технологическую карту)

Регулятивные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных задач;

182

Уход за свиньями. Инвентарь для уборки

1

183

Болезни свиней, их предупреждение

1

184

Правила работы при уходе за свиньями

1

185

Свиньи

1

Овощеводство. Капуста-6

186

Группы овощных растений

1

Предметные: знать классификацию овощных растений, строение и особенности белокочанной капусты, ее сорта и гибриды.

Познавательные: уметь различать группы овощных растений

Регулятивные: распределение ролей в группе, сотрудничество

187

Капуста

1

188

Строение белокочанной капусты

1

189

Особенности белокочанной капусты

1

190

Сорта и гибриды капусты

1

191

Выращивание белокочанной капусты

1

Выращивание рассады капусты-10

192

Выращивание рассады капусты

1

Предметные:. Знать о сроках и способах выращивания рассады капусты разных сортов. Болезни и вредителей капусты. Выращивание капусты разных видов в открытом грунте. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: уметь работать по технологической карте, систематизировать знания и умения по данной теме.

Регулятивные:  работать в паре

193

Выращивание рассады капусты

1

194

Выращивание рассады капусты

Среднеспелых сортов

1

195

Выращивание капусты в открытом грунте

1

196

Выращивание кольраби

1

197

Выращивание цветной капусты

1

198

Выращивание брюссельской капусты

1

199

Вредители капусты

1

200

Болезни капусты

1

201

Капуста

1

Защищенный грунт.  Заготовка навоза для парника-9

202

Теплица

1

Предметные: знать виды защищенного грунта, строение, назначение теплицы и парника. Последовательность укладки навоза в штабель. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные: распознавать виды защищенного грунта, давать их характеристику.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

203

Парник

1

204

 206

Укладка навоза в штабель

3

207

 210

Укладка навоза в штабель

4

Набивка парника навозом-10

211

Глубина набивки котлована парника навозом

1

Предметные: знать строение парника, правила укладки навоза  в парник. Знать и соблюдать правила безопасной работы с инвентарем

Познавательные уметь укладывать навоз в парник.

Регулятивные: работать в коллективе

212 216

Подвоз навоза к парнику

5

217

218

 Укладка в котлован

2

219

220

Укрытие парника пленочными рамами

2

Подготовка парника под рассаду-6

221

Состав земляной смеси для капусты

1

Предметные: знать состав земляной смеси.

Познавательные: работать по технологической карте

Регулятивные: работать в коллективе

222  226

Подготовка земляной смеси. Укладка в парник

5

Подготовка парника под рассаду-6

227

Сроки посева семян капусты

1

Предметные: знать о сроках посева семян капусты разных сортов.  Знать и соблюдать правила безопасной работа

Познавательные: уметь составлять земляные смеси по технологической карте.

Регулятивные: работать в -сотрудничестве



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с детьми на огороде.

На территории детского дома имеется огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с детьми находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского дома, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

 Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в детском доме;

 Через наблюдение деятельности взрослых;

 Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет воспитанникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно –ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Овощной огород как точка экологической тропы представляет собой сюжетный огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами).

На огороде воспитанники самостоятельно высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, для формирования представлений о разнообразии растений их особенностях.

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Можно выращивать мяту перечную, календулу лекарственную, маттиолу розовую, девясил большой,  эхинацею пурпурную, тысячелистник обыкновенный,  подорожник большо, мать-и-мачеху, хрен обыкновенный.

Техника безопасности при работе с садово-огородным инвентарём

При работе с садово - огородным инвентарём (грабли, метла, лопаты) следует соблюдать элементарные правила техники безопасности, чтобы не нанести ущерба своему здоровью. Многие садовые инструменты (лопаты, грабли) имеют острые режущие кромки, поэтому при пользовании ими рекомендуется соблюдать осторожность.

Общие требования безопасности.

1. Перед началом работ следует проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надёжно закреплены).

2. Использовать инструменты можно только по их прямому назначению.

3.  Переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.

4. При обработке почвы граблями следует беречь ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов.

5. Нельзя бросать инструменты, передавать их нужно из рук в руки.

6. Нельзя находиться вблизи (сзади) человека, работающего граблями.

7. Для защиты рук рекомендуется пользоваться перчатками и рукавицами.

8. При переносе лопат, граблей, вил на острые поверхности следует надевать защитный чехол.

9. После работы инструменты должны быть очищены от земли   

и сложены в условленном месте.

 10.  Вымыть руки с мылом, привести одежду в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Технический труд." 5- 9 классы

Рабочая программа по технологии мальчики...

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» 5-9 кл

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» позволяет уделить внимание не только формированию правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейного бюджета, готовности к выполн...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"

Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....

Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах, реализующих АООП ДО для детей со сложным дефектом (обучение плаванию)

Рабочая программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраст...

Рабочая программа инструктора по физической культуре МАДОУ ДСКН №4 г.Сосовоборска

Рабочая программа инструктора по физической куультуре на 2022-2023 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рабочая программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспит...