Рабочая программа инструктора по физической культуре МАДОУ ДСКН №4 г.Сосовоборска
рабочая программа по физкультуре

Фрушкина Надежда Николаевна

Рабочая программа инструктора по физической куультуре на 2022-2023 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizruka.docx107.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска.

ПРИНЯТО:                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета                                                                                                                                                                                        Заведующий МАДОУ ДСКН №4

МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска                                                                                                                                                                                        г.Сосновоборска

Протокол №_____                                                                                                                                                                                                                          ___________В.В.Тиншан

«____»_________20___г.                                                                                                                                                                                                               Приказ №____                      

                                                                                                                                                                                                                                                          «_____»________20.г.

Рабочая программа

инструктора по физической культуре

Образовательная область «Физическое развитие»

на 2022-2023 учебный год

Содержание

  1. I. Целевой раздел
  2. 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….
  3. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………………………..
  4. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………...
  1. 1.1.3. Интеграция с другими образовательными областями……………………………………………………..
  1. 1.1.4. Возрастные особенности детей конкретного возраста……………………………………………………..
  2. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………………………....
  3. 1.2.1. Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО………………………………………………………......
  4. 1.2.2. Портрет выпускника………………………………………………………………………………………….
  5. 1.2.3. Планируемые результаты реализации задач ОО «Физическое развитие»……………………………...
  6. II. Содержательный раздел

2.1.Особенности образовательной деятельности………………………………………………………………….

  1. 2.2. Содержание образовательной деятельности по физической культуре ……………………….……………
  2. 2.2.1Образовательная деятельность в соответствии с физическим развитием ребенка………………………..
  3. 2.2.2. Виды образовательной деятельности по физическому воспитанию……………………………………...
  4. 2.2.3. Требования к организации ОД по физической культуре (занятия)………………………………………
  5. 2.3. Содержание образовательной деятельности по физической культуре, в части, формируемой
  6. участниками образовательных отношений………………………………………………………………………..
  7. 2. 4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы…………………………….
  8. 2.4.2.Здоровьесберегающие технологии…………………………………………………………………………..
  9. 2.5. Образовательная деятельность с детьми категории ОВЗ…………………………………………………...
  10. 2.6. Особенности взаимодействия с семьями  воспитанников…………………………………………………...
  11. III. Организационный раздел.
  12. 3.1. Программно-методическое обеспечение……………………………………………………………………..
  13. 3.3. Особенности организации развивающей ППРС физкультурного зала……………………………………
  14. 3.5. Показатели физической подготовленности…………………………………………………………………..

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»).

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642 (с изменениями на 7 октября 2021 года).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020г., утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28).
  • СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Устав МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска.
  • Адаптированной  основной   образовательной  программой   дошкольного  образования  детей, имеющих нарушения зрения;
  • Адаптированной  основной   образовательной  программой   дошкольного  образования  детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • Основной  образовательной  программой  дошкольного образования МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска.

            Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. В общей системе образования и воспитания физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим здоровьем ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно – волевых черт личности. Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

        Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь  физического воспитания с другими сторонами воспитания.

     Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

     Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

  1. Основные цели и задачи Программы.

         Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.

Цель программы – создание условий  для  полноценного физического, личностного, интеллектуального развития ребенка дошкольника, его физических способностей, «здорового духа» через организацию физической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствованные предметно — физических упражнений (действий)  и сознательным применением их в различных жизненных ситуациях.

                Задачи:

  •  Развивать физическую компетентность через развитие интереса и желание вести здоровый образ жизни: выполнять необходимые гигиенические процедуры, режим дня, регулировать двигательную активность и т.д.
  • Создавать условия для развития физкультурно – силовых  способностей и физической самореализации детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;
  • Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;
  • Содействовать охране и укреплению здоровья детей;
  • Обогащать двигательный опыт через различные виды движений;
  • Формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа опирается на научные принципы  построения:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

   Кроме  принципов, выделяются методы физического развития и воспитания. Традиционно различаются три группы методов.

  1. Наглядные методы, к которым относятся:

- имитация (подражание);

- демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому следует привлекать самих воспитанников;

- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);

- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства ритма и музыкальных способностей.

    2. К словесным методам относятся название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое.

    3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное  выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме.

     Наряду с методами значительное внимание отводится средствам физического воспитания. К средствам физического развития и оздоровления детей относятся:

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и пр.), которые способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм;

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые формируют положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивает эффект закаливания и усиливает эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, которые обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество выполняемых движений.

     Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех средств и методов, а также  - форм организации  физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организованными формами работы являются:

- разные виды занятий по физической культуре;

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

- активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.);

- самостоятельная двигательная деятельность детей;

- занятия в семье.

Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре, утренней гимнастики,  подвижных  игр  и  физических  упражнений  во  время  прогулок,  физкультминуток  на занятиях  с  умственной  нагрузкой,  времени  для  самостоятельной  двигательной  активности воспитанников  и  активного  двигательного  отдыха  создает  определенный  двигательный  режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

 

 1.1.3.Интеграция с другими образовательными областями.

Безопасность

формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.

Социально-коммуникативное

развитие

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

Познавательное развитие

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.

Речевое развитие

проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой.

Музыкальное развитие

ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Труд

участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

1.1.4.Возрастные  особенности  физического  развития  детей  3 – 7 лет.

Возраст

Особенности физического развития

3-4 года

Дети растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол). Двигательные навыки у ребёнка данного возраста: переход от бега к ходьбе по сигналу, умеет держаться прямой линии при ходьбе, прыгает с места, встает из положения «лежа» не раскачиваясь, прыгает с нижней ступеньки (40 см), хлопает в ладоши и притопывает, бежит, ускоряя и замедляя темп, стоит на одной ноге, ходит на цыпочках, лег- ко поворачивается боком, делает прыжки на одной ног, ловит бро- шенный мяч, легко поднимается с корточек. Ребёнок чередует бег с прыжками, стоит на одной ноге 10 сек., неуклюже подпрыгивает на одной ноге, чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке, поднимается по висячей лестнице, меняя ноги, перепрыгивает через препятствие (35 см), делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие, делает кувырки вперед. Ходит назад с носка на пятку, прыгает вперед 10 раз, не падая, бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м, ловит теннисный мяч с расстояния 1 м.

4-5 лет

К  пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность  увеличивается.  Значительно развивается мускулатура,  особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук. У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д. Это возраст «граций» — малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде.

5-6 лет

Возрастной  период называют периодом «первой вытяжки», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ребёнка колеблется около 106-107 см., а масса тела 20-21 кг. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно- связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не заверше- но. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой,  которые дают соответствующую нагрузку. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо как можно больше играть с детьми мячом. Развиваются и сердечно - сосудистая система и дыхательная. Объём лёгких примерно составляет 1500-2200 мл, и развивается под влиянием физических нагрузок. Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно - сосудистую систему; под влиянием физиче- ских нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и минимальное кровяное давление. По мере тренировки реакция сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становиться  более  эко- номичной.  У дошкольников  обмен  веществ отличается высокой активностью (в 2-2.5 раза больше, чем у взрослого человека). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергети- ческих запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии. У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением, оказывает воздействие на внимание, память, мышление. Развитию этих свойств способствуют различные задания, поручения, требования. Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у де- тей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.

6-7 лет

Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося челове- ческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хороше- го качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки. Начинается интенсивно развиваться способность  целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, голо- вы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Многих детей привлекает результат движений, возможность по- мериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются. Взрослым необходимо поддерживать индивидуальные интересы детей.

1.2.Планируемые результаты освоения Программы.

  1. Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО.

           Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные  возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Таким образом, целевые ориентиры Программы  базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе, и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.

  1. 1.2.2. Портрет выпускника.

       Под портретом выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребёнка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

      Портрет выпускника имеет большое значение:

- во-первых, он выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

- во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,

- в-третьих, портрет выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Портрет физически развитого выпускника.

 Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в  двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Может создавать условия для двигательной деятельности, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни, организовывать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со своими сверстниками, с более младшими дошкольниками. На основе приобретенного опыта, может самостоятельно провести утреннюю гимнастику со всей группой.

Развит интерес к спортивным играм и упражнениям. Может  по внешнему  виду мяча, определить к какой спортивной игре он относится. Знает  элементы спортивных игр: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, хоккей. Умеет правильно держать клюшку и вести шайбу, умеет вести мяч по прямой отбивая его от пола. Может вести мяч ногой.

Может быстро перестраиваться на месте и во время движения, выполнять упражнения ритмично. Во время движения и стоя на месте, умеет соблюдать равновесие, развита координация движений и ориентировка в пространстве.

Правильно выполняет все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)

Проявляет дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, владеет своим телом, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность движений.

1.2.3.Планируемые результаты реализации задач ОО «Физическое развитие».

Тем. Блоки

Образовательной области Физическое развитие

IIмладшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот. к школе группа

Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни

- Различают и называют органы чувств, имеют представление об их роли в организме человека и как за ними ухаживать.

- Имеют представление о полезной и вредной пище.

-Знают, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна

восстанавливаются силы, что закаливание важно для здоровья.

-Могут сообщать о своем самочувствии взрослым, соблюдать навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

 -Знают части тела и органы чувств человека.

о значении их для жизни и здоровья человека.

-Умеют распознавать и называть полезную и вредную пищу, знакомы с понятиями «здоровье» и «болезнь».

- Могут устанавливать связь между совершаемым действием

и самочувствием, оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым.

-Знают значение

физических упражнений для организма человека.

-Имеют представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.

- Умеют акцентировать внимание на особенностях своего организма и здоровья.

- Имеют представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.

-  Сформированы представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека,

о правилах ухода за больным, могут охарактеризовать

свое самочувствие.

- Знают о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека.

-Сформированы представления об активном отдыхе, о правилах и видах закаливания.

-Расширены представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

-Проявляют желание заниматься физкультурой и спортом, знают основы техники безопасности и правила поведения

в спортивном зале и на спортивной площадке.

-Знакомы с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Физическая культура

-Умеют

ходить и бегать свободно, сохраняя перекрестную

координацию движений рук и ног.

-Умеют действовать совместно, строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

-Умеют отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед.

-Могут бросать предметы в цель, отталкивать мячи при катании, бросании, ловить их двумя руками одновременно.

-Умеют ползать, сохранять правильную осанку.  

-Умеют реагировать на сигналы, выполнять правила в подвижных играх, ориентироваться в пространстве.

-Проявляют интерес к

двигательной деятельности.

-Умеют перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой.

-Умеют энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться

в пространстве.

-Могут прыгать через короткую скакалку, принимать правильное исходное положение при метании, отбивании мяча.

-Могут кататься на двухколесном велосипеде, строиться, соблюдать дистанции во время передвижения, выполнять ведущую роль в подвижной игре.

-Могут самостоятельно организовывать знакомые игры, выполнять действия по сигналу.

-Умеют легко ходить и бегать, лазать по гимнастической стенке.

-Могут прыгать в длину, в высоту с разбега.

-Умеют подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его обеими руками на месте и вести при ходьбе.

-Умеют кататься на двухколесном велосипеде, на самокате, ориентируются в пространстве.

-Знают элементы спортивных игр, игр с элементами соревнования,

игры-эстафеты.

- Помогают взрослым готовить и убирать инвентарь.

-Могут самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

-Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности, умеют сохранять правильную осанку в различных видах

деятельности.

-Могут соблюдать заданный темп в ходьбе и беге, сочетать разбег с отталкиванием в прыжках.

-Умеют перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

-Умеют быстро перестраиваться на месте и во время движения, выполнять упражнения ритмично.

-Умеют соблюдать равновесие, развита координация движений и ориентировка в пространстве.

-Дошкольники умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

-Развит интерес к спортивным играм и упражнениям.

II. Содержательный раздел

2.1.Особенности образовательной деятельности.

         По действующему СанПиН для детей возраста от 3 до 4 лет планируют не более 10 занятий в неделю  продолжительностью  не  более  15  минут  (СанПиН  2.4.1.3049-13).  Занятия  по  физической культуре проводятся 3 раза в неделю (одно из них на воздухе).

Возраст детей от 4 лет до 5 лет: продолжительность не более 20 минут, 3 раза в неделю (одно из них на воздухе).

Возраст детей от 5 лет до 6 лет: продолжительность не более 25 минут, 3 раза в неделю (одно из них на воздухе)

Возраст детей от 6 лет до 7 лет: продолжительность не более 30 минут, 3 раза в неделю(одно из них на воздухе).

Два раза в год проводится оценка индивидуального физического развития, в течение двух недель.

  1. 2.2. Содержание образовательной деятельности по физической культуре.

     В структуре организованной образовательной деятельности выделяются:

Вводная часть, которая направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости), включающая в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть, в ходе которой выравнивается функциональное состояние организма детей. В ней дети выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Образовательная деятельность по физическому развитию  планируется с учетом комплексно-тематического планирования ООП ДО (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

2.2.1. Образовательная деятельность в соответствии с физическим развитием ребёнка.

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

 -выполнению основных движений,

общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.

3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять  построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.

4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.

5.Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

-уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

-соблюдению и контролю правил в подвижных играх;

-самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

-умению ориентироваться в пространстве;

-восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;

-развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

3.Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.

4.Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений);

-формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;

-учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;

-побуждать к проявлению творчества в двигательной

деятельности;

-воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

3.Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

-закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;

-закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;

- развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

3.Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, координацию движений.

4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

  1. 2.2.2. Виды образовательной деятельности по физическому воспитанию.

        Занятия тренировочного типа, которые направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.) и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров простого и сложного устройства. В занятие данного типа входят упражнения на спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту, веревочной лестнице и др. Используется стандартное и нестандартное оборудование.

       Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость с хода, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д). 

  1. 2.2.3. Требования к организации ОД по физической культуре (занятия).

Основные направления развития

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

«Физическая культура»

двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные.

Досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, реализация проектов.

«Здоровье»

двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение худ. литературы

игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов

  1. 2.3. Содержание образовательной деятельности по физической культуре, в части, формируемой участниками образовательных отношений.

         ДОУ осуществляет выполнение стандарта дошкольного уровня  образования по всем направлениям развития ребенка. С 2005 года  приоритетным направлением в деятельности учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития. Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей провели анкетирование среди педагогов и родителей. По результатам анкетирования: 88 % сотрудников детского сада и 72 % от общего числа родителей поддержали инициативу руководства детского сада о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные Программы, разработанные авторским коллективом учреждения самостоятельно и направленные на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы.

Парциальная программа

Образовательная область

Возраст

Программа «Школа мяча».

«Физическое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

5 – 7 лет

Программа

«Обучение ходьбе  на лыжах».

«Физическое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

5 – 7 лет

Программа «Топтыжка».

«Физическое развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

3 – 7 лет

Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.

Цели и задачи реализации

парциальных образовательных Программ

Парциальная программа

Цели реализации парциальных образовательных Программ

Задачи  реализации  парциальных образовательных Программ

Программа «Школа мяча».

Совершенствование  физических качеств дошкольников.

1. Формировать интерес к физическим упражнениям с мячом.

2. Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.

3. Развивать координацию движений; ручную умелость.

4. Воспитывать выдержку, организованность,

самостоятельность, творчество, фантазию.

Программа

«Обучение ходьбе  на лыжах».

Организация спортивно-массовой работы с детьми

  1. Укреплять  здоровье дошкольников.

  2. Приобщать  детей  к  здоровому образу жизни;

  3. Формировать  потребность к  самостоятельной  

  двигательной деятельности с использованием лыж.

Программа «Топтыжка».

Формирование  правильной осанки и профилактика деформации свода стопы  с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.

1. Помочь  детям  овладеть  навыками  и  умениями  чувствовать  внутреннее  состояние  своих  органов  (межпозвоночный  столб)

2.Учить  детей  правильно  выполнять  упражнения  по развитию подвижности позвоночника.

3. Развивать  умения  детей  по  овладению  способами правильного взаиморасположения частей тела.

4. Способствовать    закреплению  навыков  правильной осанки.

5. Вырабатывать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

6. Учить  детей  выполнять  правильно упражнения  по  профилактике плоскостопия.

Таким образом, в целевом разделе образовательной Программы обозначены цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения Программы.

Обозначенные в целевом разделе цели и задачи реализуются через содержание образовательной деятельности учреждения.

Планируемые результаты освоения

парциальных образовательных программ

Парциальная программа

Образовательная область

Планируемые результаты

Программа «Школа мяча».

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

  • приобщение педагогов, воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни;
  • развитие интереса к занятиям, играм и упражнениям с мячом;
  • интегрирование занятий физической культурой с другими образовательными областями;
  • достижение стабильных, качественных показателей в области усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом у дошкольников.

Программа

«Обучение ходьбе  на лыжах».

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

  • у дошкольника развито  «чувство лыж», «чувство снега», равновесие;
  • дошкольник  овладел чувством ритмичной ходьбы на лыжах;  
  • дошкольник приобщен к традициям большого спорта (лыжи).

Программа  «Топтыжка».

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

  • дошкольник знает, что опорно-двигательный аппарат служит опорой и защитой тела; названия и расположение основных частей скелета; правила по сохранению здоровья. Старается правильно выполнить упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы.
  • дошкольник владеет навыками самоконтроля; умеют проверять правильность своей осанки, походки, правильно стоять, сидеть.
  • у дошкольника выработан стереотип правильной осанки, знает методы контроля над её сохранением и укреплением.
  • дошкольник сознательно относится к выполнению правил правильной осанки, походки.
  • дошкольник проявляет дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество на занятиях, демонстрируют красоту, выразительность движений.

  1. 2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.

2.4.2. Здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

(физкультурные минутки и паузы)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижсти.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В МАДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

Пальчиковая гимнастика

Проводится в любой удобный отрезок времени.

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

(физминутки на тренажёрах)

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика после сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин., во всех возрастных группах.        

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий МАДОУ.        

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает МАДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение        

Проблемно-игровые

(игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму        

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия (Музыкотерапия)

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Медико-профилактические (Закаливание   в соответствии с медицинскими показаниями)

Обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Ежедневно после сна (вода комнатной температуры).

Дошкольные группы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры умывания и дать детям элементарные знания о том, что водные процедуры важны для здоровья

Хождение по мокрым дорожкам после сна

1-2 раза в неделю.

Первая и вторая младшие группы

Хождение по мокрым дорожкам сопровождается музыкой.  Дети ходят вместе с воспитателем. Воспитатель стимулирует детей.

Контрастное обливание ног

Летом ежедневно после первой прогулки. Зимой – 2-3 раза в неделю со средней группы

Контрастное обливание ног перекликается с сухим обтиранием всего тела. Дети помогают друг другу.

Сухое обтирание после сна (махровые варежки)

Летом ежедневно после первой прогулки. Зимой – 3-4 раза в неделю со средней группы

Сухое обтирание махровыми варежками всего тела перекликается с контрастным обливанием ног. Дети помогают друг другу.

Ходьба босиком

Все дети.

Ежедневно в помещении, а летом на тропе здоровья

Дети ходят босиком на физкультурных занятиях (2-5 минут, 1 раз в месяц), в группе – после сна ежедневно. Дети должны знать, что ходьба босиком по полу закаляет организм и профилактирует плоскостопие

Облегченная одежда

Все дети. Ежедневно.

Провести беседу с детьми и родителями о важности одежды как для взрослого человека, так и для ребёнка: из чего она сшита, как часто нужно стирать и т. д.

Фитотерапия и Витаминотерапия 2 раза в год (осень, весна)

Витаминизация 3-х блюд

Ежедневно для всех детей

Витаминотерапия — это применение различного рода витаминов с целью профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также для восполнения в организме недостатка в них.

Применение фитотерапии в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено прежде всего тем, что отвары, настои трав оказывают общеукрепляющее, профилактическое действие на организм. Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели, даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы.

Употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период. Все дети

Дети должны знать, что, понюхав лук и прослезившись, они уже прошли один сеанс фитотерапии, обработав свою носоглотку фитонцидами, очень эффективными и достаточно мощными. То же самое происходит, когда мы употребляем свежий чеснок в периоды эпидемии гриппа. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Полоскание рта после еды

Ежедневно со средней группы

Объяснить детям, что полоскание рта после еды освобождает рот от остатков пищи и тем самым защищает зубы от заболевания.

Чесночные бусы

Ежедневно. Все дети по эпидпоказаниям

Давать детям чеснок в пищу, когда происходит эпидемия гриппа с целью профилактики. Кроме употребления чеснока в пищу, можно сделать чесночные бусы (зубчики чеснока нанизываюся на нитку как бусы) и повесить их га шею ребёнка для профилактики ОРВИ и ОРЗ.

  1. 2.5. Образовательная деятельность с детьми категории ОВЗ.

        В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не могут и не должны быть изолированы от сверстников. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

        Главное  направление работы дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.

     Основными задачами являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

    Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

2.5.1.Особенности физического развития и двигательных способностей детей с ОВЗ.

        К детям с особенностями развития (с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ) относят тех, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

        В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга.  Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности.  В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в  становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с ОВЗ возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей с  ОВЗ  нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.
      У большинства  же детей с ОВЗ отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они  шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.
     При   беге у  дошкольников  с ОВЗ   также   наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны, у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания копуса. Большинство детей с ОВЗ совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.
Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с ОВЗ очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным развитием.

Эффективность работы на занятиях по физической культуре с детьми ОВЗ достигается благодаря созданию адекватных условий: 

  • специально созданная и постоянно поддерживаемая ситуации успеха;
  • совместная деятельность в ходе физкультурно-оздоровительного процесса со взрослыми и самостоятельная деятельность со сверстниками;
  • создание условий для развития эмоционального контроля

В работе с детьми с ОВЗ  педагог руководствуется  правилами:

  • помоги, но не навреди.
  • заинтересуй, но не настаивай.
  • каждый ребенок индивидуален.

      На занятиях по физической культуре с детьми ОВЗ, используется индивидуально-дифференцированный подход. Исключаю запрещенные упражнения для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Особое внимание в ходе занятий у деляется  многократному  повторению игр и игровых упражнений. Используются игры, не требующие длительных объяснений. На занятиях по физической культуре ОРУ и ОВД выполняются детьми по показу, в отдельных случаях по показу ребенка, который выполняет движения одновременно с педагогом.

 В образовательную деятельность включаются:

  •  Дыхательная гимнастика, которая способствует выработке правильного диафрагмового дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для детей с нарушением темпа речи, имеющими дефекты звукопроизношения.
  • Коррегирующая  ходьбу, способствующая  развитию координации движений, профилактике плоскостопия.
  • Элементы  психогимнастики  проводятся  с  целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, способствуют развитию и коррекции различных сторон психики ребенка.
  • Ритмическая  гимнастика, укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
  • Пальчиковая гимнастика,  способствующая  тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка. 
  • Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.
  • Релаксация, помогающая  расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в  образовательном учреждении:

  • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
  • Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.
  • Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.
  • Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.
  • Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

  1. 2.6. Особенности взаимодействия с семьями  воспитанников.
  2. Вторая младшая группа.

Задачи взаимодействия воспитателя по физическому развитию с семьями дошкольников.

1. Познакомить родителей с особенностями физического развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

2.Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

     Воспитатель по физической культуре,  знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед: «Как уберечь ребенка от простуды?» инструктор совместно с воспитателем подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.

Воспитатель по физической культуре  стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми —  подвижные игры, прогулки, в конце года совместные занятия по физическому развитию. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель по физической культуре стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

Средняя группа.

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

  1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического развития.
  2. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком.
  3. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

В средней группе воспитатель по физической культуре совместно с педагогами группы стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, педагоги организуют совместные праздники и досуги: «Мой папа самый, самый…», «Веселые игры». Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми включались в игры, эстафеты.

Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей в педагогический процесс как активных участников, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию физических качеств, двигательных навыков, здоровья детей.

Старшая группа.

В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников.

Задача взаимодействия инструктора с семьями дошкольников

  1. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.

Подготовительная к школе группа.

Воспитатель по физическому развитию активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия инструктор способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.

  1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.

Инструктор по физической культуре  опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками  спортивных досугов «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей»

III. Организационный раздел.

3.1.  Программно-методическое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение

  1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред.Л.А. Парамоновой .- М.:МЦ Сфера, 2011
  2. Занозина А.Е., Гришанина С.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008
  3. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2010.
  4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М., 2005
  5. Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010
  7. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание – 2004.-№ 1.- с.37- 45.
  8. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 3-7 лет / авт. – сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011
  9. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2000
  11. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.- М. Мозаика-Синтез, 2010
  12. Кондратьева Н.Л., Богина Т.Л. -  Физическая культура и здоровье дошкольников.
  13. Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2011г.
  14. Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с
  15. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  16. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2013», . – 160 с
  17. Вареник Е.Н. – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  18. Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 264 с.
  19. Ефименко Н.Н. – Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и восстановления детей дошкольного и младшего  школьного возраста». – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 256 с.

  1. Особенности  организации  развивающей  предметно  –  пространственной  среды физкультурного зала.

         Среда развития ребенка  –  это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Развивающая  предметно-пространственная  среда  –  это  система  материальных  объектов  деятельности  ребенка, функционально  моделирующая  содержание  его  духовного  и  физического  развития.  Она  должна объективно  –  через  свое  содержание  и  свойства  –  создавать  условия  для  творческой  деятельности каждого  ребенка,  служить  целям  актуального  физического  и  психического  развития  и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Окружающая  ребенка  среда  должна  обеспечивать  ему  физическое,  умственное,  эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

         Для  полноценного  физического  развития  детей,  удовлетворения  потребности  в  движении  в дошкольном  учреждении  должны  быть  созданы  определенные  условия.  В  групповых  комнатах выделено  достаточно  места  для  активного  движения,  физкультурные  уголки  наполнены разнообразными  пособиями,  в  том  числе  и  изготовленные  своими  руками.   Оборудован спортивный зал и площадка на улице с различным спортивным инвентарем.

        Все  это  повышает  интерес  к  физкультуре,  развивает  жизненно  важные  качества,  увеличивает эффективность  занятий.  Особое   значение  в  воспитании  здорового  ребенка  придается  развитию движений  и   физической  культуры  детей  на  физкультурных  занятиях.  Поэтому  необходимо использовать  разнообразные  варианты  проведения  физических  занятий:  традиционные  занятия, занятия-соревнования, занятия с играми разной подвижности, занятия с элементами танцевальных движений, занятия серии «здоровье». Где детям прививаются навыки по уходу за собой и оказанию первой  помощи.  Но  нельзя  лишать  ребенка  естественной  активности,  загоняя  ее  лишь  в  рамки специальных  физкультурных  занятий.  Необходимо  развивать  двигательную  активность  детей  на прогулке, в играх используя возможности оборудования на участке детского сада и во всех других видах детской деятельности. В ДОУ созданы все условия для физического развития детей, как в спортивном зале, так и на спортивном участке:

Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры детей.

1.  Спортивный зал, оснащенный стандартным и нестандартным спортивным оборудованием;

2.  Спортивная площадка, оснащенная спортивным оборудованием;

3. Групповые комнаты детского сада, со специально отведённым уголком для физкультурно-оздоровительной работы.

              Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

МАДОУ  ДСКН №4 г.Сосновоборска  не  предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная  среда  спортивного зала должна быть:

•  содержательно-насыщенной, развивающей;

•  трансформируемой;

•  полифункциональной;

•  вариативной;

•  доступной;

•  безопасной;

•  здоровьесберегающей;

 •  эстетически-привлекательной.

Перечень спортивного оборудования зала:

№ п\п

Наименование

Колличество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30

31

32.

Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований.

Гимнастические скамейки.

Мешочки для метания  100 - 120 г.

Мячи резиновые (различного диаметра).

Фитбол мячи.

Мяч футбольный.

Мяч баскетбольный.

Лабиринт игровой.

Баскетбольное кольцо.

Обруч маленький  плоский.

Обруч металлический.

Обруч пластиковый.

Батут.

Мат гимнастический (искусственная кожа).

Канат для перетягивания.

Канат для лазания.

Клюшка (комплект).

Конус сигнальный.

Сетка волейбольная.

Дуга для подлезания.

Доска наклонная с гладкой поверхностью.

Доска наклонная с ребристой поверхностью.

Диск здоровья детский.

Палка гимнастическая.

Лента короткая.

Скакалка.

Кегли.

Дорожка – змейка.

Игра «Городки».

Тренажер для стоп

Дорожки для стоп

1 комплект

3 шт.

14 шт.

20 шт.

8 шт.

2 шт.

10 шт.

1 шт.

2 шт.

6 шт.

16 шт.

2 шт.

2 шт.

5 шт.

1 шт.

2 шт.

4 шт.

6 шт.

1 шт.

4 шт.

1 шт.

2 шт.

1 шт.

25 шт.

24 шт.

25 шт.

26 шт.

1 шт.

1 компл.

10шт

3 шт.

Технические средства обучения

1.  Музыкальный центр.

2.  CD и аудио материал.

  1. 3.5.  Показатели физической подготовленности.

Наименование

Пол ребёнка

возраст

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Ниж. Сред.

Сред.

Выс.

Ниж. Сред.

Сред.

Выс.

Ниж. Сред.

Сред.

Выс.

Бег на 30 м (сек)

м

10,5

9,5

8,8

10

9.5

7,9

8,5

8

7

д

10,7

9.5

8.7

9,8

9,5

8,4

9

8,7

7,3

Прыжок в длину с места (см)

м

60

85

95

100

105

110

116

120

130

д

55

80

93

90

100

104

110

115

123

Прыжок в высоту с места (см)

м

-

-

-

14

17

20

16

20

27

д

-

-

-

14

16

20

16

20

27

Метание мешочков с песком вдаль (правая рука)

м

2,5

3,0

4,0

3,9

4,0

5,7

4,5

7,5

10

д

2,0

3,0

3,5

3,0

3,7

4,4

4,5

5,0

6,5

Метание мешочков с песком вдаль (левая рука)

м

2,0

2,5

3,0

2,5

3,0

4,5

4,0

5,0

6,8

д

2,0

2,4

2,8

2,4

3,0

3,5

3,5

4,7

5,5

Наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке (см)

м

1

2

4

2

5

7

3

7

10

д

3

5

7

4

6

8

7

10

15

Статическое равновесие, стоя на одной ноге (сек).

м

3,5

4,5

7

7,5

17,5

45

25

45

70

д

4,5

6

8,5

9,0

12

45

49

60

80

Подбрасывание и ловля мяча (количество)

м

-

-

-

15

20

25

26

35

40

д

-

-

-

15

20

25

26

35

40

Отбивание мяча от пола (количество)

м

-

-

-

5

7

10

11

17

25

д

-

-

-

5

7

10

10

15

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая образовательная программа инструктора по физической культуре

Рабочая образовательная программа инструктора по физической культуре разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Мин...

Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах, реализующих АООП ДО для детей со сложным дефектом (обучение плаванию)

Рабочая программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рабочая программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспит...