Статья. Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии
статья по технологии (8 класс)

В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками с ОВЗ на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом на шарнирах».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии»

Бортников Игорь Олегович, учитель технологии ГБОУ школы №231 г. Санкт-Петербурга

  1. Аннотация

В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом на шарнирах».

  1. Актуализация проблемы и ее место в современном образовании

Проблема невысокого уровня обратной связи между учителем и учениками часто стоит и при работе с детьми с условной нормой в развитии, но особенно остро она проявляется при обучении детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость).

В силу особенностей развития детей с нарушениями интеллекта для них характерны такие нарушения эмоционально-волевой сферы, как апатия, вялость, пассивность, либо наоборот чрезмерная подвижность.

При освоении трудовой деятельности также дают о себе знать отсутствие самостоятельности и инициативности. Охотно выполняя старое, заученное задание, они не стараются переходить к выполнению нового. Естественно, это вызывает трудности при изучении нового материала.

Очевидно, что эти особенности эмоционально-волевой сферы и свойства характера негативно влияют на степень усвояемости материала, ведь пассивность и отсутствие самостоятельности в процессе обучения и работе на уроках технологии предопределяют низкую вовлеченность ученика в учебную деятельность.

Из этого следует, что такие учащиеся требуют как постоянного контроля со стороны педагога, так и дополнительной стимуляции к изучению новой темы.

Но прежде чем переходить к изучению нового материала, мы должны понять, насколько правильно ученик усвоил изложенный ранее материал, понимает ли он, что нужно делать, зачем и в каком порядке.

  1. Теоретическое обоснование

Большой вклад в изучение проблемы формирующего оценивания вложила М.А. Пинская в практическом руководстве «Оценивание для обучения» (2009). В нем она приводит такие методики, повышающие эффективность взаимодействия учителя и ученика, как:

Далее я приведу таблицу, в которой примером будет служить работа по изготовления «Альбома на шарнирах»

  1. Методики повышения эффективности взаимодействия «учитель-ученик»

Название

Описание:

Действия с полученными результатами

Временные затраты

Мини (минутный)

обзор

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы:

  • «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?»
  • «Какой момент остался наименее ясным?»

Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое Анализ: небольшое

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке.

(Из каких частей состоит альбом на шарнирах?)

Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.

Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое Анализ: небольшое

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, для технологии это могут быть термины (Кулисы, блок, картонная сторонка, отстав) и применение (основа блока, защита блока, создание крышки, соединение картонных сторонок). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки.

Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.

Подготовка: среднее

В классе: среднее Анализ: среднее

Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего- либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.

(Напишите своими словами, что такое: блок, картонная сторонка, отстав, бумвинил, корешок)

Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.

Подготовка: небольшое

В классе: среднее Анализ: среднее

Саммари в одном предложении

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы:

«Для чего делаем альбом; из каких частей он состоит; какие материалы и инструменты нужны для создания альбома на шарнирах?»

Задача

– требуется отбирать только чёткие характеристики

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи.

Подготовка: небольшое

В классе: среднее Анализ: среднее

«Светофор»

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?  

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: –

Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Подготовка: небольшое

В классе:

Небольшое

Анализ:

Среднее

  1. Выводы

Используя данные техники в процессе обучения, в особенности с детьми с ОВЗ, можно решить сразу несколько важных задач, стоящих перед педагогом:

- Привлечение внимания учеников к новой теме, смена вида деятельности, более детальная и углубленная диагностика уровня вовлеченности каждого конкретного ребенка в тему;

- Предварительное оценивание детей в рамках определенной темы. Данное оценивание позволяет проанализировать ответы учащихся, выявляя таким образом слабые места в их знаниях и четко представляя, в каком направлении нужно проработать недостаточный уровень знаний.

- Важно, что данное оценивание не является категоричным, когда от ответа ученика на вопросы зависит его оценка, что неизбежно вызывает стресс и может вызывать непроизвольные ошибки. Это позволяет тонко и нетравматично выявить пробелы в знаниях как у всего класса, если одни и те же ошибки повторяются, либо избирательно у каждого ученика в отдельности и вовремя их исправить, не прибегая к «карательным» мероприятиям в виде оценок в журнал, что снижает тревожность и позволяет выявить реальную картину усвоения нового материала.

                       6. Список литературы:

  1. Пинская, Марина Александровна. Оценивание для обучения : практическое руководство / М. А. Пинская. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с.; 20 см. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой"; Вып. 28).; ISBN 978-5-9667-0601-2
    (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой"; Вып. 28)
    GR Б-ка 1 сент. (У)

  1. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Проф. Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1955-1965. - 3 т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»

Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...

Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...

Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.

Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает  гарант...

Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"

В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....