Методическая разработка внеурочного занятия по технологии 8-9 класс
методическая разработка по технологии (8 класс)

Силина Анна Валерьевна

Тренинг-занятие по профориентации для подростков «Первый шаг к самопознанию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_proforientatsii.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 167

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Тренинг-занятие по профориентации для подростков

 «Первый шаг к самопознанию»

Выполнила: Силина А.В.

Учитель технологии

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Очень важно, чтобы у подростка сформировалась адекватная «Я-концепция».

Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является то, что младшие и, в большей степени, старшие подростки очень много времени уделяют переживаниям, связанным с отношением к собственной личности. Но вот что интересно: эти переживания почти всегда оказываются негативными, отрицательными. И их количество только увеличивается с возрастом. Откуда это берётся? Как правило, это результат восприятия подростками тех суждений и мнений, которые высказывают о них взрослые люди, прежде всего, родители и учителя. К сожалению, взрослые как раз чаще говорят об их недостатках, в которых прекрасно разбираются, а вот увидеть положительные черты, выделить их, подчеркнуть, часто забывают или не считают нужным.

Для того чтобы процесс самопознания и самореализации личности происходил в верном направлении, подростку очень важно научиться опираться на те положительные черты характера, которые у него есть, могут серьёзно в этом помочь и увлечения подростка. У самих подростков всегда вызывают только положительные эмоции сама возможность справляться со своими недостатками: «Я поборол свою лень и у меня получилось! Это возможно!» Т.е. здесь процесс самопознания переходит в самореализацию так, как это и должно быть, он знает, что лениться, но и понимает, что может с этим справиться.

Старших подростков больше всего интересует, какими они станут в будущем, какая личность из них получится. Именно этот возраст, как и младший юношеский, являются т.н. сенситивными периодами (поворотными пунктами в развитии, которые иногда принимают форму кризиса) для определения временной перспективы развития, системы постановки целей.

Одно из возможных последствий – отсутствие воли у учащегося или слабая воля. Часто причиной этому является слабость целей. Это происходит из-за того, что подростку бывает незачем преодолевать какие-либо препятствия, взрослые сами за него всё делают. Если появляется значимая цель, то она провоцирует появление сильной воли. Практика как раз доказывает, что если у подростка появляется важная для него жизненная цель, то многие проблемы в воспитании пропадают сами собой. Если именно в этот период временная перспектива на будущее не приобретёт в голове подростка чётких очертаний или сформируется неправильно, то дальше самопознание и самореализация будут, мягко говоря, проходить очень сложно, в том числе и для родителей.

Цель занятия: развитие у подростка навыков самопознания и психологической готовности к профессиональному и личностному  самоопределению.

Задачи:

  • развитие у подростка умения анализировать свои личностные качества;
  • формировать у подростка адекватную самооценку;
  • приобретение навыков самопрезентации;
  • отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей;
  • активизировать профессиональное самоопределение участников;

Методы – ролевые игры, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию.                                                

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И ЗНАКОМСТВО

Цель: дать представление о целях занятия.

Время: 10 минут.

Вступление посвящено ознакомлению участников группы с принципами и правилами проведения таких занятий. Задача вступления: добиться возникновения у участников группы формирования начал мотивации на работу по самопознанию и на активное участие в ней.

"Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, — почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга.

Вся жизнь человека делится на несколько этапов: детство, подростковый возраст, юность, зрелость. Самым счастливым и беззаботным временем является, несомненно, детство. Но наступает момент, когда каждому человеку, к сожалению, приходиться прощаться с ним и вступать в следующий период жизни, становиться серьёзнее. Вот и вы сейчас вступаете в более взрослую и серьёзную жизнь, в которой вам предстоит принимать множество важных решений, делать выбор в различных ситуациях.

Сегодня мы с вами на занятии поговорим об очень важной теме, о нашей жизни. Поговорим о целях, которые мы ставим перед собой, и какие препятствия могут возникать на пути достижения цели. Мы будем учиться  развивать умение анализировать свои личностные качества; осознавать свою индивидуальность, свои особенности (физические, психологические). Это поможет нам сделать свой выбор профессии, опираясь на знания своих особенностей.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Цель: Принятие правил групповой работы.

Время: 5-10 минут.

  • Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

  • Правило «Здесь и теперь» - говорит о том, что мы обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе. Нельзя говорить: «А вот если бы здесь был другой человек…». Это правило важно тем, что оно позволяет прекратить любую дискуссию, как только она затягивается. Мы обсуждаем только то, что происходит внутри круга. Группа может скатиться на разговоры и об одной игре можно говорить 3 часа.
  • Правило закрытости группы или правило безопасности – означает, что рассказывать о происходящем на тренинге можно, но не называть имён и фамилий участников. А также не обсуждать между собой происходящее за кругом.
  • Активность - в группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

РАЗМИНКА

Цель: разминка, снятие эмоционального напряжения, позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Время: 5-10 минут

Тренер предлагает  построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде и т.д.

ЧТО Я УМЕЮ

Цель: создание позитивной обстановки, возможность задуматься о своих умениях и повысить их самоценность.

Ребята выстраиваются в круг. Педагог предлагает выйти в центр круга тех, кто обладает определёнными способностями и называет набор умений:  вышивать, плавать,  кататься на роликовых коньках, программировать,  доить корову, печь пироги, рисовать, водить машину,  вязать и т.п.

Остальные участники аплодируют тем, кто выходит в круг.                                

САМОРЕКЛАМА

Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.
Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.


Обсуждение: 
Трудно было рекламировать себя?

 И так, что же такое самосознание и самооценка? (ответы участников).
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.
В состав образа “Я” входит все то, самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ Я”) и с тем, каким он хотел бы быть. Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д.
- Ребята, помните, что адекватная самооценка и уверенность в своей значимости – качество принципиально важное для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно в различных ситуациях, принимать решения, успешно взаимодействовать с другими людьми.
- Ребята, скажите, для кого из вас характерно состояние неуверенности в себе, в своих силах, сомнения и нестабильная самооценка? (ответы детей)
- Если да, то в чем это проявляется? (ответы детей).

ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН

Цель: показать участникам тренинга, что не стоит бояться признавать свои недостатки, и убедить их, что от такого признания можно стать сильнее и увереннее.

Ребята, представьте, что вы очутились в волшебном городе, где есть волшебные магазины. В нем продаются и покупаются не продукты или одежда, а черты характера. И у вас есть уникальная возможность прикупить себе немного того качества, которого, как вам кажется, вам не хватает. Отнеситесь к выбору качества с полной ответственностью: кто знает, вдруг вы действительно обретете то, о чем думали? Но все не так просто: за деньги, как вы понимаете, купить можно не все. Однако хозяин магазина готов обменять требуемое вам качество на какое-то другое – то, с которым вы готовы расстаться. Вам совсем не обязательно отдавать или просить 100% этих качеств; вы вполне можете определить долю или уточнить контекст. Например, если вы считаете себя чрезмерно пунктуальным, можете отдать взамен требуемой вами черты привычку приходить вовремя на занятия, секции, тем, которые всегда опаздывают на любую встречу на полчаса, или 15% своей пунктуальности».

В течение игры покупки, количество покупаемого товара, а также товар, приобретаемый продавцом взамен, фиксируется в специальных протоколах, который ведет помощник психолога, для анализа результатов игры.

Действительность сделки подтверждает выданный покупателю, именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах. Кроме массы указывается срок годности (1 день) и фамилия продавца. Чеки можно пронумеровать, и вы узнаете сколько покупателей у вас сделали покупки. Педагог-психолог для правдоподобности может предложить правило: если в течение срока годности покупатель использует (хоть один раз) качество, которое он сдал (например: грубость), то сделка о “купли продаже” автоматически аннулируется.

Обсуждение: Что удалось купить? Что удалось обменять? Что было легче купить или совершить обмен? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?

НЕБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ

Цель игры: знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.

Ход игры

1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали па необитаемый остров где-то в южных широтах. Когда нас спасут - не известно. Перед нами стоят 2 задачи: первая - выжить, вторая - остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...».

2. Участники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске.

3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2-й и 3-й этапы закончить в течение 5-10 минут.

4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап - 3-5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать число желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. (Если времени на игру мало, можно остановиться на этом этапе, организовав после него дискуссию по теме «Несоответствие потребностей общества и профессиональных намерений школьников».)

6. Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь и через 3 минуты он умрет». За это время надо выбрать из участников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», ведущий сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, ведущий предлагает совету организовать дальнейшее выживание, а сам уходит на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных ребят (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп; 3) пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно- гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д. Если Совет неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство ведущего может и не понадобиться.

9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости ведущий может и сам ответить на эти вопросы.

10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься каким-либо одним ее аспектом (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры - обеспечение конкретных потребностей задач выживания.

Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения:

• хочешь сказать - подними руку;

• один говорит - все молчат;

• время на высказывания - 15-20 секунд.

Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно предложить делать одному из участников.

При наличии достаточного количества времени в ходе игры можно обсуждать вопросы соответствия качеств участника требуемой работе и даже организовать игровые группы подготовки кадров.

Способности сами по себе не приходят, их необходимо развивать. Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё-таки, в конце концов, находит его. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.                                                                        

УПРАЖНЕНИЕ НА СОЗДАНИЕ РЕФЛЕКСИИ

Ребята получают сердечки, сделанные из бумаги. Они пишут на сердечках способности, которые хотели бы в себе развить и профессию, которую хотели бы приобрести.                

        

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Все участники, стоя в кругу, произносят фразу «Мы молодцы!» (сначала тихо, затем громче и совсем громко)

Напутствие ведущего: «Ищите себя, ребята!  Я желаю всем вам найти себя в этом большом мире!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с подростками в тренинговой форме, как правило, очень позитивно воспринимается участниками. Необычная подача материала, игровая форма взаимодействия, неожиданные задания, возможность обсуждения каких-то интересных моментов мероприятия и взгляд на себя со стороны, осознание своей индивидуальности и в то же время общности с группой – оставляют неизгладимое впечатление о  тренинге. Каждый участник выносит что-то важное для себя, анализирует, осознает.

 Пройдя подобную работу, подросток делает настоящее открытие – познает себя.

Источники, использованные в работе:

  1. Белякова В.Н., Гончарова И.И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения. Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020 - №3 (7) – С.43-52
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  3. Кон И. С. Категория Я в психологии // «Психологический журнал», №3. – 1983.
  4. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: «Профилактика асоциального поведения
  5. .Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.;

Интернет-источник:  https://www.psyoffice.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Итоговое занятие по технологии в 6 классе раздел "кулинария"

Итоговый урок по кулинарии для 6 класса. Проводится в форме игры с делением класса на группы. Проверяется усвоение знаний по темам: макароны, крупы, творог, этикет, ТБ. Форма работы - групповая....

План – конспект занятия по технологии в 6 классе " Приемы крепления тесьмы"

План – конспект занятия по технологии " Приемы крепления тесьмы" разработан для изучения раздела "Изготовление кружев из тесьмы - сороконожки". В конспекте занятия показаны  приемы крепления тесь...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации "Решение задач на проценты"

Данное занятие рассчитано для учащихся 9 классов и проводится во внеурочной деятельности по предмету математика, в целях подготовки к итоговой государственной аттестации.Цель данного занятия: повторит...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации "Методы вычисления площадей плоских фигур"

Данное занятие предназначается для учащихся и учителей математики для подготовки к государственной итоговой аттестации. Цель данного занятия: повторить и систематизировать практические умения и навыки...

Занятие по технологии в 5 классе "Бутерброды"

Занятие по технологии в 5 классе "Бутерброды" Занятие  по изучении новой темы и выполнения практической работы...