рабочие программы по технологии
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Шагдуров Анатолий Санжиевич

рабочая программа по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_567kl.docx658.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебный предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология».  Программа для 5-6 классов рассчитана на 70 часов, для  8 класса 35 часа, что соответствует учебному плану школы.

Рабочая программа по предмету «Технология» для 5-8 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

-Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;

-Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

-Федеральных перечней учебников на 2020-2021 учебный год (утверждены приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. номер 19983);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г.  №16 «Об утверждения санитарно-эпидемических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район»  № 439 от 21.12. 2015 г.

-Учебного плана  МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год.

  Рабочая программа учебного предмета «технология» составлена на основе программы по технологии для 5–8 классов авторов: учебник «Технологии» /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко,- Вентана- Граф, 2018/ и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и  распространѐнных в нѐм технологиях;
  • освоение        технологического        подхода        как        универсального        алгоритма        преобразующей        и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приѐмами ручного и механизированного труда с использованием распространѐнных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлѐнности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Задачи учебного курса.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающихся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности        и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение     основными     понятиями      рыночной      экономики, менеджмента      и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Общая характеристика учебного курса «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В результате изучения технологии обучающиеся:

овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,
  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.

ознакомятся:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками,
  • с назначением и технологическими свойствами материалов,
  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,
  • с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,
  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно- практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчѐтных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Создание благоприятного психологического климата на уроке, снятие эмоционального напряжения, правильная постановка урока и другие здоровье сберегающие технологии используются в образовательном процессе. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в        сформированности        целостного        представления        о        техносфере,        которое        основано        на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и способах деятельности;
  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой деятельности;
  • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного образования для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной области будущей практической деятельности;
  • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

При        изучении        технологии        обеспечивается        достижение        личностных,        метапредметных        и                предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

-Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технический труд»

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  • Овладение установками, нормами и правилами организации труда
  • Осознание необходимости общественно-полезного труда
  • Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
  • Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
  • Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
  • Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
  • Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

В познавательной сфере:

- Рациональное использование учебной идополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

  • Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Создание изделий из древесины»,

«Культура дома», «Творческие проекты».

  • Владение формами деятельности, соответствующими культуре труда

В мотивационной сфере

  • Оценивание своей способности и готовности к труду.
  • Осознание ответственности за качество результатов труда.
  • Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ.
  • Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении работ.

В трудовой деятельности:

  • Планирование технологического процесса
  • Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
  • Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
  • Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов.

В физиолого-психологической деятельности:

  • Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
  • Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
  • Соблюдение        требуемой        величины        усилий        прикладываемых        к        инструментам        с        учетом технологических требований
  • Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

В эстетической сфере:

  • Основы дизайнерского проектирования изделия
  • Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела

«Конструирование и моделирование изделий из дерева»

В коммуникативной сфере:

  • Формирование рабочей группы для выполнения проекта
  • Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

Содержание курса «Технология»

5 класс (70ч.)

Технология обработки древесины.(28)

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Столярные инструменты. Древесина как природный конструкционный материал. Породы древесины.

Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическая документация. Линии чертежа.

Этапы создания изделий из древесины. Составление технологической карты. Разметка заготовок из древесины. Практическая работа. Пиление столярной ножовкой. Т.б. при пилении.

Строгание древесины. Практическая работа. Сверление отверстий. Практическая работа.

Соединение деталей гвоздями и шурупами. Практическая работа. Склеивание и зачистка изделий из дерева. Практическая работа. Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева.

Практическая работа. Понятие о механизме и машине. Практическая работа.

Технология обработки металла. Элементы машиноведения.(16)

Рабочее место для ручной обработки металла. Т.б. при ручной обработке металла. Тонколистовой металл и проволока. Свойства металлов. Изображение деталей из металла. Этапы создания

изделий. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Практическая работа. Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Отработка приемов.

Культура дома.(10)

Культура дома. Интерьер дома. Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Культура общения. Семейные праздники. Подарки.

Информационные технологии.(14)

Графический редактор. Создание рисунка. Текстовый редактор. Оформление титульного листа. Творческий проект. Работа над проектом. Работа над проектом. Защита проекта. Резерв.

Содержание курса «Технология»

 6 класс (70)

  1. Технология обработки древесины. (28)

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

Пороки древесины. Определение пороков. Производство и применение пиломатериалов.

Древесные материалы. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Азбука поведения в природе. Чертеж детали. Сборочный чертеж. Основы конструирования и моделирования изделий из дерева. Правила конструирования. Соединение брусков. Т.б. при

соединении брусков .Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Практическая работа. Составные части машин. Механизмы. Устройство токарного станка для точения древесины. Правила безопасной работы на токарном станке.

Технология точения древесины на токарном станке. Практическая работа. Художественная

обработка изделий из древесины. Приемы резания стамеской. Окрашивание изделий из древесины.

  1. Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.(14)

Свойства черных и цветных металлов. Сплавы черных металлов. Сотовый прокат. Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Практическая

работа.

Изготовление изделий из сортового проката. Производственный процесс. Резание металла слесарной ножовкой. Т.б. при резании. Рубка металла. Практическая работа. Опиливание заготовок из сортового проката.  Отделка изделий.

  1. Культура дома.(8)

Закрепление настенных предметов. Установка форточных, оконных и дверных петель. Устройство и установка дверных замков. Накладные и врезные замки. Простейший ремонт сантехнического оборудования.

Практическая работа. Основы технологии штукатурных работ. Последовательность проведения штукатурных работ.

  1. Творческие проекты. (18)

Техническая эстетика изделий. Элементы технической эстетики. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. Разработка творческого проекта. Составление плана работы.

Экономические расчеты. Затраты на проект. Работа над проектом. Испытание объекта техники. Устранение ошибок. Оформление проекта. Защита проекта. Резерв.

Содержание курса «Технология» 7 класс. ( 70 )

  1. Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

Технология обработки древесины. Физико-механические свойства древесины.

Конструкционные материалы. Конструкторская документация. Технологическая документация. Практическая работа. Заточка деревообрабатывающих инструментов.

Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. Отклонения и допуски к размерам деталей. Практическая работа. Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями.

Практическая работа. Точение конических и фасонных деталей. Практическая работа. Художественное точение древесины. Практическая работа.

  1. Художественная обработка древесины.

Мозаика на изделиях из дерева.        Практическая работа. Технология изготовления мозаичных наборов. Практическая работа. Изготовление рисунка. Склеивание и отделка мозаичного набора.

3 Культура дома.

Культура дома. Основы технологии оклейки помещений обоями. Культура дома.

Основы технологии молярных работ. Культура дома. Основы технологии плиточных работ.

4.Технология обработки металла.

Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Черчение деталей.

Изготовление на токарном станке. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Правила техники безопасности . Виды и назначения токарных резцов.

Управление ТВ-6. Приѐмы работы на ТВ-6. Практическая работа. Техническая документация для изготовления изделий на станках. Лабораторная работа.

Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Техника безопасности при работе на станке. Нарезание резьбы. Практическая работа.

5.Творческие проекты.

Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. Алгоритм решения изобретательских задач. Экономические расчѐты при выполнении проекта. Самостоятельная работа. Работа над проектом.

Испытание объекта техники. Устранение ошибок и брака. Оформление технического описания. Работа над оформлением. Защита проекта. Резерв.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Технология»   Знать и уметь по разделу I.

  • Уметь организовывать и оборудовать рабочее место для обработки древесины;
  • Знать правила безопасности труда;
  • Знать строения и породы древесины, виды пороков, их характерные признаки, текстуру и использование, виды пиломатериалов;
  • Иметь понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали;

  • Уметь правильно выбрать заготовку и инструмент;
  • Владеть приемами последовательности разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса;
  • Знать назначение инструментов при работе с древесиной;
  • Уметь украшать изделия выжиганием, окрашиванием лакокрасочными материалами.

Знать и уметь по разделу II.

  • Знать основные виды мебельной фурнитуры;
  • Уметь отремонтировать щеколду, задвижку, петлю, и т.д.;
  • Иметь понятие об этапах ремонтных работ в быту;
  • Уметь ремонтировать простейшие нагревательные электроприборы;
  • Иметь представление об электротехнической арматуре и проводных электробытовых приборах.

Знать и уметь по разделу III.

  • Знать основные понятия о машине, классификацию и устройство машин по выполняемым ими функциям;
  • Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.);
  • Знать правила безопасности труда при обработке металлов;
  • Знать способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки;
  • Уметь последовательно сверлить отверстия на сверлильном станке;
  • Уметь подготавливать поверхность к покраске;
  • Уметь правильно выбрать заготовку и спланировать работу;
  • Уметь контролировать изделие по чертежу с помощью измерительных инструментов.

  • Иметь понятие о проекте;

Знать и уметь по разделу IV.

  • Знать виды приспособлений используемых в быту для хранения аудио, видеокассет, дисков;
  • Уметь дать оценку своим материальным и профессиональным возможностям в разработке и реализации проекта;
  • Уметь разработать эскизный вариант изделия;
  • Уметь изготовить образец, чертеж;
  • Уметь определить примерную «цену» проекта;
  • Знать как реализовать продукцию, знать основные этапы проектирования;

Описание материально-технического обеспечения

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении предмета технологии необходимо комплексное использование средств обучения. Его необходимость объясняется тем, что полнота представлений зависит от того, сколько чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Рабочие места для обучающихся (парта, стул); Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения. Поэтому, при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а так же учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Рабочее место учителя; верстаки, станки ТВ-6, сверлильный станок, токарный станок по дереву, долбежный станок, циркулярный станок, таблицы.

Технические средства обучения:

Ноутбук, учебная доска.

Основная литература:

В.Д. Симоненко. Учебник .Технология .Технический труд. 5,6,7класс», «Вентана – Граф»

2012г.

Л.П. Антонов, Е.М. Муравьев. Обработка конструкционных материалов. Практикум в

учебных мастерских. Москва, «Просвещение», 1982г.

Н.И. Макиенко. Слесарное дело «Высшая школа» Москва, 1968г.

Методические        рекомендации        к   проведению        уроков        6        класс.        Под        редакцией        В.Д. Симоненко. Москва, «Вентана – Граф» 2012г.

Технология поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. 5, 6, 7, классы, Волгоград, «Учитель», 2012г.

В.И. Коваленко, В.В. Куленѐнок, «Объекты труда», Просвещение 1991г. Презентации по основным темам .

Программы. Раздаточный материал.

Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе и определен федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Дополнительный список и интернет-ресурсы включают издания, расширяющие знания школьников по отдельным аспектам и проблемам курса.

Оценивание образовательных достижений

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • соблюдение норм и правил поведения;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
  • наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения        личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, работа по карточкам и т.д.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

Критерий оценки качества знаний и умений по технологии (теория и практика совместно).

Оценка метапредметных результатов Лист наблюдения

Познавательные УУД

Кол – во баллов

Виды работы на уроке

Фамилии уч-ся( уровень)

А.

Н.

Н.

1. Восприятие информации

1.1 Устную инструкцию воспринимает:

4

С первого предъявления

3

Нуждается в дополнительных разъяснениях

2

Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым

контролем усвоения

1

Не воспринимает устную инструкцию

1.2 Письменную инструкцию воспринимает:

4

Самостоятельно

3

Нуждается в разъяснениях

2

Нуждаются        в        пошаговом        предъявлении        с

пошаговым контролем усвоения

1

Не воспринимает письменную инструкцию

2. Интеллектуальная обработка информации

2.1 Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

Способен выделять самостоятельно

2

Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах)

1

Испытывает значительные затруднения

2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

Способен выделять самостоятельно

2

Нуждается в помощи

1

Испытывает значительные затруднения

2.3 Темп интеллектуальной деятельности

3

Выше, чем у других учащихся класса

2

Такой же, как у других учащихся класса

1

Значительно снижен

3. Результативность интеллектуальной деятельности

3.1 Результат получает:

4

Успешно        (рационально)        воспроизводит

предложенный алгоритм

3

Оригинальным, творческим способом

2

Нерациональным путем

1

Путем подгонки под ответ (методом «тыка»)

3.2 Предъявление результата:

4

Способен        дать        развернутый        ответ        и

аргументировать свое решение

3

Способен дать правильный ответ, но не может его

аргументировать

2

Приходится «вытягивать» ответы

1

Необходимость        отвечать        вызывает        серьезные

затруднения

3.3 Самооценка результата работы:

3

Способен        дать        объективную        оценку        результату

работы, так как понимает суть допущенных ошибок

2

Не всегда может дать объективную оценку своей

работе,        хотя,        как        правило,        видит        допущенные

ошибки

1

Не может объективно оценить свою работу, так как

не понимает, что допустил ошибки

3.4 Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения

3

Способен усвоить программу по вашему предмету в

нормативные сроки

2

Для        освоения        программы        требуется        система

дополнительных занятий

1

Освоение программы   по        различным причинам

затруднено

Общий балл:

Ключ к обработке данных

Кол – во

баллов

Статус

Уровень

9 - 15

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может

объективно оценить свою работу, так как не видит своих ошибок.

НИЗКИЙ

16 - 23

Воспринимая учебную информацию, как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы,

хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

СРЕДНИЙ

24 - 31

Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности высокий. Успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию. Может дать

объективную оценку результату своей работы.

ВЫСОКИЙ

Лист наблюдения

Регулятивные УУД

Кол – во баллов

Виды работы на уроке

Фамилии уч-ся

1. Получив задание

3

Планирует работу до еѐ начала

2

Планирует действия в ходе работы

1

Вообще не составляет плана

2. Вопросы, уточняющие задания

4

Не нуждается в дополнительных пояснениях

3

Задает вопросы до начала работы

2

В ходе работы

1

Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи

3. Выполняя задание

4

Точно придерживается плана

3

Отступает от плана в деталях

2

Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо

нарушает порядок действий

1

Работает хаотично, без плана

4. Завершая задание

3

Обязательно добивается запланированного результата

2

Не доводит работу до логического завершения

1

Довольствуется любым результатом

4. Закончив работу

4

Проверяет результат, находит и исправляет ошибки

3

Результат не проверяет

2

Результат        не        проверяет,        так        как        убежден        в        его

правильности

1

Результат проверяет, но ошибок не видит

5. Помощь в работе

4

Не нуждается

3

Нуждается и принимает

2

Нуждается, но не умеет пользоваться

1

Нуждается, но не обращается

Общий балл:

Ключ к обработке данных

Кол – во баллов

Статус

Уровень

6 - 10

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен

обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью

НИЗКИЙ

11 - 16

В ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

СРЕДНИЙ

17 - 22

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею.

ВЫСОКИЙ

Лист наблюдения

Коммуникативные УУД

Кол – во баллов

Виды работы на уроке

Фамилии уч-ся

1. Изложение собственных мыслей

3

Может самостоятельно донести свою мысль до других

2

Может        донести        свою        мысль

помощью наводящих вопросов

до        других

только        с

1

Не может донести мысль даже с помощью наводящих

вопросов

2. Ведение дискуссии

2.1 Способность отвечать на вопросы

4

Отвечает развернутым ответом

3

Дает краткий (неполный) ответ

2

При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности

слов

1

Практически не может   самостоятельно   отвечать   на

вопросы

2.2 Способность задавать опросы

3

Самостоятельно формулирует корректные вопросы

2

Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику

и требуют уточнений

1

Не        может        формулировать        вопросы,        понятные

собеседнику

2.3 Способность корректно возражать оппоненту

3

Возражает оппоненту корректно

2

Не всегда корректно

1

Как правило, не соблюдает корректность

3. Взаимодействие в учебной группе

3.1 Способность аргументировано отстаивать собственную позицию

3

Аргументировано отстаивает свою позицию

2

Не всегда аргументировано

1

Не может аргументировать

3.2 Способность гибко менять свою позицию

4

Может        гибко        менять        свою

необходимости

позицию

в        случае

3

Не всегда может менять свою позицию

2

Не может менять свою позицию, даже если понимает

необходимость

1

Не понимает необходимости менять свою позицию

3.3 Способность подчиняться решению группы для успеха дела

3

Может подчиняться решению группы

2

Не всегда может подчиняться

1

Не подчиняется

4. Соблюдение социальной дисциплины

3

Удерживает социальную дисциплину в ходе общения

2

Не всегда удерживает

1

Игнорирует

Общий балл

Ключ к обработке данных

Кол – во баллов

Статус

Уровень

8 - 13

Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении.

НИЗКИЙ

14 - 20

Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом либо волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха

дела. Может нарушить социальную дисциплину.

СРЕДНИЙ

21 - 26

Может самостоятельно донести свою мысль до других. Способен корректно отвечать на вопросы и формулировать их. Может подчиниться решению группы Умеет аргументировать свою позицию и гибко менять ее в случае необходимости. Всегда удерживает социальную дисциплину в ходе общения.

ВЫСОКИЙ

Календарно – тематическое планирование 5класса(70ч.)

№ урока

дата

Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

Технология обработки древесины.(28ч.)

1,2

06.09.

1.Оборудование рабочего места для ручной

Практическая работа

06.09.

обработки древесины.

2. Столярные инструменты.

3,4

13.09.

1.Древесина как природный конструкционный

Изучение пород древесины

13.09.

материал.

2.Породы древесины.

5,6

20.09.

1.Пиломатериалы.

Зарисовка, построение.

20.09.

2.Древесные материалы.

7,8

27.09.

1.Графическая документация.

Черчение

27.09.

2. Линии чертежа.

9,10

04.10.

1.Этапы создания изделий из древесины.

Создание технологической карты

04.10.

2.Составление технологической карты.

11,12

11.10.

1.Разметка заготовок из древесины. 2.Практическая работа.

Практическая работа

11.10.

13,14

18.10.

1.Пиление столярной ножовкой.

18.10.

2.Т.б. при пилении.

15,16

25.10.

25.10.

1.Строгание древесины. 2.Практическая работа.

Практическая работа

17,18

08.11.

1.Сверление отверстий.

Практическая работа

08.11.

2.Практическая работа.

19,20

15.11.

1.Соединение деталей гвоздями и шурупами.

2.Практическая работа.

Практическая работа

15.11.

21,22

22.11.

1.Склеивание и зачистка изделий из дерева.

Практическая работа

2.Практическая работа.

22.11.

23,24,

1.Выжигание, выпиливание и лакирование

25,26

29.11.

изделий из дерева. 2.Практическая работа.

Практическая работа

29.11.

27,28

06.12.

1.Понятие о механизме и машине. 2.Практическая

Выполнение контрольной работы

06.12.

работа.

2.Технология обработки металла. Элементы машиноведения.(16ч.)

29,30

13.12.

  1. Рабочее место для ручной обработки металла.
  2. Т.б. при ручной обработке металла.

Изучение теории, правила ТБ

13.12.

31,32

20.12.

1.Тонколистовой металл и проволока

Теория

20.12.

2.Свойства металлов.

33,34

27.12.

1.Изображение деталей из металла.

Зарисовка. Работа со схемами

27.12.

2. Этапы создания изделий.

35,36

17.01.

1.Правка заготовок из тонколистового металла и

Практическая работа

17.01.

проволоки.

2.Практическая работа.

37,38

24.01.

1.Основные приемы резания тонколистового

24.01.

металла и проволоки.

Практическая работа

2.Отработка приемов.

39,40

31.01.

1.Гибка тонколистового металла. 2.Практическая

Гибка тонколистового металла.

31.01.

работа.

41,42

07.02.

  1. Пробивание и сверление отверстий.
  2. Правила ТБ при работе.

Пробивание и сверление отверстий.

07.02.

43,44

14.02.

1.Соединение деталей из тонколистового металла.

Урок-зачет. Тест.

14.02.

2. Отделка изделий из металла.

3. Культура дома.(10ч.)

45,46

21.02.

1.Культура дома.

Просмотр презентаций, конспектирование.

21.02.

2.Интерьер дома.

47,48

28.02.

28.02.

  1. Уборка помещений.
  2. Уход за одеждой и книгами.

Работа в творческих группах

49,50

07.03.

07.03.

1.Организация труда и отдыха. 2 Питание. Гигиена.

Просмотр презентаций, конспектирование.

51,52

14.03.

14.03.

  1. Культура поведения в семье.
  2. Культура общения.

Практическая работа

53,54

21.03.

21.03.

  1. Семейные праздники.
  2. Подарки.

Изготовление рамки для фото

4. Информационные технологии.(14ч.)

55,56

04.04.

04.04.

1.Графический редактор. 2.Создание рисунка.

Работа с графическим редактором

57,58

11.04.

11.04.

  1. Текстовый редактор.
  2. Оформление титульного листа.

Оформление титульного листа.

59,60

18.04.

18.04.

1.Творческий проект. 2.Работа над проектом.

Предм-я аттестация

61-68

25.04.

25.04.

10.05.

10.05.

16.05.

16.05.

23.05.

23.05.

1.Работа над проектом. 2.Защита проекта

Защита проекта

69,70

30.05.

30.05.

  1. Подведение итогов
  2. подведение итогов

Календарно – тематическое планирование 6 класса (70ч.)

№ урока

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

План

Факт

1. Технология обработки древесины. (28ч.)

1,2

04.09.

04.09.

  1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
  2. Заготовка древесины.

Просмотр презентаций, теория

3,4

11.09.

11.09.

  1. Пороки древесины.
  2. Определение пороков.

Определение пороков.

5,6

18.09.

18.09.

  1. Производство и применение пиломатериалов.
  2. Древесные материалы.

Письменная работа

7,8

25.09.

25.09.

1.Охрана природы в лесной и

деревообрабатывающей промышленности. 2.Азбука поведения в природе

Составление памятки поведения в природе

9,10

02.10.

02.10.

  1. Чертеж детали.
  2. Сборочный чертеж.

Чертеж детали.

11,12

09.10.

09.10.

  1. Основы конструирования и моделирования изделий из дерева
  2. Правила конструирования.

Тест

13,14

16.10.

16.10.

  1. Соединение брусков.
  2. Т.б. при соединении брусков

Соединение брусков.

15,16

23.10.

23.10.

  1. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.
  2. Практическая работа

Практическая работа

17,18

06.11.

06.11.

1.Составные части машин. 2.Механизмы.

Просмотр презентаций, теория

19,20

13.11.

13.11.

  1. Устройство токарного станка для точения древесины.
  2. Правила безопасной работы на токарном станке.

Просмотр презентаций, теория

21,22

20.11.

20.11.

1.Технология точения древесины на токарном станке.

2 .Практическая работа.

Практическая работа

23,

24,

25,

26

27.11.

27.11.

  1. Художественная обработка изделий из древесины.
  2. Приемы резания стамеской.

Отработка приемов резания стамеской.

27,

28

04.12.

04.12.

1,2 .Окрашивание изделий из древесины.

Практическая работа

1. Технология обработки металлов. Элементы машиноведения.(14ч.)

29,

30

11.12.

11.12.

1.Свойства черных и цветных металлов.

2 .Сплавы черных металлов.

Просмотр презентаций, теория

31,

32

18.12.

18.12.

  1. Сотовый прокат.
  2. Чертежи деталей из сортового проката.

Чертежи деталей из сортового проката.

33,

34

25.12.

25.12.

  1. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
  2. Практическая работа.

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

35,36

15.01.

15.01.

  1. Изготовление изделий из сортового проката.
  2. Производственный процесс.

Составление кроссворда

37,

38

22.01.

22.01.

  1. Резание металла слесарной ножовкой.
  2. Т.б. при резании.

Резание металла слесарной ножовкой.

39,

40

29.01.

29.01.

  1. Рубка металла.
  2. Практическая работа.

Рубка металла.

41,

42

05.02.

05.02.

  1. Опиливание заготовок из сортового проката.
  2. Отделка изделий.

Опиливание заготовок из сортового проката.

2. Культура дома.(8ч.)

43,44

12.02.

12.02.

1.Закрепление настенных предметов. 2.Установка форточных, оконных и дверных петель.

Закрепление настенных предметов.

45,46

19.02.

19.02.

  1. Устройство и установка дверных замков.
  2. Накладные и врезные замки.

Просмотр презентаций, теория

47,48

26.02.

26.02.

  1. Простейший ремонт сантехнического оборудования.
  2. Практическая работа.

Просмотр презентаций, теория

49,50

05.03.

05.03.

1.Основы технологии штукатурных работ. 2.Последовательность проведения штукатурных работ.

К.р. Тест

3. Творческие проекты. (18ч.)

51,52

12.03.

12.03.

  1. Техническая эстетика изделий.
  2. Элементы технической эстетики.

Выбор и обоснование творческого проекта

53,54

19.03.

19.03.

  1. Основные требования к проектированию изделий.
  2. Элементы конструирования.

Работа над проектом

55,56

02.04.

02.04.

  1. Разработка творческого проекта.
  2. Составление плана работы.

Работа над проектом

57,58

09.04.

09.04.

  1. Экономические расчеты.
  2. Затраты на проект.

Работа над проектом

59,60,

61,62

16.04.

16.04.

23.04.

23.04.

Работа над проектом.

Работа над проектом

63,64

30.04.

30.04.

  1. Испытание объекта техники.
  2. Устранение ошибок.

Устранение ошибок.

65,66,

67,68

07.05.

07.05.

14.05.

14.05.

1.Оформление проекта. 2.Защита проекта.

Защита проекта.

69,70

21.05.

21.05.

1-2.подведение итогов.

Календарно-тематический план 7 класса (70ч.).

№ урока

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

План

Факт

1.Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

1,2

07.09.

07.09.

Технология обработки древесины.

Физико-механические свойства древесины.

Повторение изученного материала

3,4

14.09.

14.09.

Конструкционные материалы.

Конструкторская документация.

Составление документации

5,6

21.09.

21.09.

Технологическая документация.

Практическая работа.

Практическая работа

7,8

28.09.

28.09.

Заточка деревообрабатывающих инструментов.

Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей.

Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей.

9,10

05.10.

05.10.

Отклонения и допуски к размерам деталей.

Практическая работа.

Практическая работа.

11,12

12.10.

12.10.

Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями.

Практическая работа.

Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями.

13,14

19.10.

19.10.

Точение конических и фасонных деталей.

Практическая работа.

Практическая работа.

15,16

26.10.

26.10.

Художественное точение древесины.

Практическая работа.

Выполнение тестов. Практическая работа

2. Художественная обработка древесины.

17,18

09.11.

09.11.

Мозаика на изделиях из дерева. Практическая работа.

Практическая работа

19,20

16.11.

16.11.

Технология изготовления мозаичных наборов.

Практическая работа.

Просмотр презентации, изучение теории

21,22

23.11.

23.11.

Изготовление рисунка.

Склеивание и отделка мозаичного набора.

Урок-зачет.

3. Культура дома.

23,24

30.11.

Культура дома.

Просмотр презентации, изучение теории

30.11.

Основы технологии оклейки помещений обоями.

25,26

07.12.

07.12.

Культура дома.

Основы технологии молярных работ.

Творческая мастерская

27,28

14.12.

14.12.

Культура дома.

Основы технологии плиточных работ.

Урок-обобщение

4. Технология обработки металла.

29,30

21.12.

21.12.

Классификация сталей.

Термическая обработка сталей.

Просмотр презентации, изучение теории

31,32,

33,34

28.12.

28.12.

Черчение деталей.

Изготовление на токарном станке.

Черчение деталей.

35,36

11.01.

11.01.

Назначение и устройство токарно-винторезного

станка ТВ-6. Правила техники безопасности .

Устройство станка.просмотр презентаций

37,38

18.01.

18.01.

Виды и назначения токарных резцов.

Управление ТВ-6.

Изучение теории

39,40

25.01.

25.01.

Приѐмы работы на ТВ-6. Практическая работа.

Практическая работа.

41,42,

43,44

01.02.

01.02.

Техническая документация для изготовления

изделий на станках. Лабораторная работа.

Лабораторная работа.

45,46

08.02.

08.02.

Устройство настольного горизонтально-

фрезерного станка. Техника безопасности при работе на станке.

Устройство станка. просмотр презентаций

47,48

15.02.

15.02.

Нарезание резьбы. Практическая работа.

Обобщающий урок.

5. Творческие проекты.

49,50

22.02.

22.02.

Основные требования к проектированию изделий.

Работа в творческих группах

51,52

01.03.

01.03.

Элементы конструирования. Алгоритм решения

изобретательских задач.

Решение изобретательских задач

53,54

15.03.

15.03.

Экономические расчѐты при выполнении проекта.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

55,56,

57,58,

22.03.

22.03.

Работа над проектом.

Работа над проектом.

59,60

05.04

05.04.

61,62

12.04.

12.04.

Испытание объекта техники. Устранение ошибок и

брака.

Работа над проектом.

63,64

19.04.

19.04.

Оформление технического описания. Работа над

оформлением.

Работа над проектом.

65,66,

67,68

26.04.

26.04.

17.05.

17.05.

Защита проекта.

Защита проекта.

69,70

24.05.

24.05.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас

Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...