открытый урок "Блюда из яиц"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Ооржак Саида Александровна

открытый урок "Блюда из яиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл блюда из яиц76.38 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема урока. «Блюда из яиц»

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока.

Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека и научить готовить блюда из яиц.

Задачи урока.

Образовательные.

Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.

Развивающие.

Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности.

Создать условия для выполнения самостоятельной  деятельности.

Воспитательные.

Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе.

Необходимое оборудование и материалы.

  • Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
  • Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
  • Набор продуктов для практической работы.
  • Бумажные заготовки яиц (два цвета)
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация.

Для учащихся:

  • тетрадь творческих работ,
  • учебники «Технология» 5 класс под редакцией Симоненко В.Д. (стр. 146-149),
  • письменные принадлежности.

Как же построить современный урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для этого я ставлю ряд вопросов:

  • Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке – новые знание не даю в готовом виде, ученицы «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Какие методы и средства обучения выбрать;
  • Как организовать собственную деятельность и деятельность  обучающихся: я создаю проблемную ситуацию, ученицы принимают проблемную ситуацию, вместе выявляем проблему;  управляю поисковой деятельностью, ученицы осуществляют самостоятельный поиск, вместе обсуждаем результаты.

Материал применения системно-деятельностного подхода на уроках технологии рассмотрю на примере изучения кулинарии в 5 классе.

Тема урока: «Приготовление блюд из яиц»

Цели урока.

Образовательная: Способствовать формированию представлений обучающихся о видах и питательной ценности яиц, навыков технологий проверки качества яиц, возможностях  использования их в кулинарии, быту. Создать условия для овладения обучающимися УУД в процессе учебной деятельности.

  • Личностные:  формирование у обучающихся логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес; развивать умения и навыки самостоятельной работы с информацией.
  • Регулятивные учебные действия: развитие умения определять  цель деятельности на уроке с помощью учителя; формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  • Познавательные  действия:  формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; формирование умения проводить  анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока.
  • Коммуникативные учебные действия: формирование умения   работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать своё мнение, умение учитывать позицию собеседника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: комбинированный (урок-исследование, урок-практикум)

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковые, познавательные, исследовательские, практическая работа.

Активные методы урока: «Мозговая атака», «Мозговой штурм», «Ромашка», «Удивление», «Лови ошибку».

Межпредметные связи: биология, история, русский язык и литература.

Оснащение урока:  компьютер, слайдовая презентация, инструкционные карты, учебник для 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, печатная тетрадь  - Каневец О.Ф.,  Саратов:  издательство «Лицей», вырезки из газет и журналов.

Для лабораторной работы: стакан, ложка, вода, соль, яйцо (4шт. из них 3шт. несвежие, лежалые)

Для практической работы: электрическая плита, набор кухонной и столовой посуды, разделочные доски, скатерти, салфетки, продукты.

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения детьми; создание проблемной ситуации.

УУД: коммуникативные- постановка вопросов, общение; познавательные –логические, мышление

Организация  деятельности обучающихся  путем тестирования  («Тепловая кулинарная обработка овощей»), корректировка опорных понятий и ликвидация обнаруженных недостатков.

Адаптация; погружение в учебную деятельность; повторение материала предыдущего урока, выполняя тест «Тепловая кулинарная обработка овощей»; взаимопроверка.    

Этап актуализации знаний и целеполагания учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий;

определение темы, постановка целей и задач занятия.

УУД: регулятивные - целеполагание, коммуникативные - планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстником

Диалог, подводящий к постановке и решению проблемы (конкурс «Ромашка»,   совместная выработка темы  урока; постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,

Участие в конкурсе «Ромашка»,   принятие проблемы «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»;

 определение порядка и путей ее решения;

формулирование цели и основных вопросов урока; вербальное воспроизведение рассуждений и выводов.

Этап исследования,

физкультминутка

Приобретение нового знания и опыта в процессе самостоятельной деятельности.

УУД: коммуникативные- управление поведением партнера, оценка действий партнера;   регулятивные - контроль, оценка, коррекция

Постановка учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца»,   «Свежесть яиц и способы ее определения»; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; контроль и помощь в работе обучающихся; коррекция выявленных пробелов.

Выполнение учебного задания исследовательского характера:  «Строение яйца», «Определение доброкачественности яиц»; работа в бригадах по инструкционным картам;

оказание помощи другим обучающимся; первичное обобщение и систематизация новых знаний.

Этап завершения исследования, получения результата и его включения в систему знаний

Определение места и значимости новых знаний в системе ранее приобретенных

УУД: познавательные - умение структурировать знания

Консультирование; оказание помощи обучающимся; организация и коррекция деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов

Реализация учебного проекта; работа в бригадах: обобщение и систематизация результатов исследования; «Удивление»,  ответы на вопросы «Проверь себя»; оценка действий партнера.

Этап первичного закрепления

Формирование и развитие умений и навыков применения нового знания.

УУД: коммуникативные– умение работать в группе, личностные – логическое мышление, творческое воображение

Постановка учебного задания творческого  характера: «Использование яиц в кулинарии»;

контролирующая и оценочная деятельность.

Поиск решения проблемы: "Использование яиц в кулинарии»; выполнение учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»; работа в бригадах-составление  технологической карты приготовления блюд из яиц.

Рефлексия

Фиксирование степени соответствия цели учебной деятельности  результатам    деятельности.

УУД: регулятивные – оценка-осознание уровня и качества   усвоения материала

Оценка деятельности всех участников учебного процесса.

Оценка проделанной  работе, коррекция планирования и результатов деятельности

Ход урока

1.Организационный момент:
-
Здравствуйте, прозвенел звонок веселый. Все готовы? Все готово?
 Предлагаю начать наш урок с улыбки. Повернулись друг к другу - улыбнулись. Я очень  рада, что у нас отличное настроение. Садитесь.

2. Мотивация.
- Какую тему мы на прошлом уроке изучали? (Тепловая кулинарная обработка овощей). На  столах у вас тест с заданиями по этой теме. Вам нужно выбрать правильный ответ и обвести кружочком. Подписываем в бумажках фамилию и имя.  Приступаем выполнять.

   

ФИ: ___________________________________________   

Тест по теме: «Тепловая кулинарная обработка овощей»

1.К основным приемам тепловой обработки относят:

а) варка б) жаренье в) тушение г) все ответы верны

 

2. Ошпаренные кипятком овощи – это:

а) отварные б) припущенные в) бланшированные г) жареные

д) пассерованные е) все ответы верны

3.Овощи, сваренные в небольшом количестве жидкости:

а) варка  б) припускание в) бланширование  г) жарение

4.Овощи, прошедшие тепловую обработку с добавлением жира, но без жидкости – это:

а) отварные б) припущенные в) бланшированные г) жареные

д) пассерованные е) все ответы верны

5.Овощи, обжаренные в небольшом количестве жира до полуготовности – это:

а) отварные б) припущенные в) бланшированные г) жареные

д) пассерованные е)все ответы верны

Ответы:
1 вопрос –
а, б (варка и жарение)
2 вопрос -  
в (бланширование)
3 вопрос  -
б (припускание)
4 вопрос -  
г (жарение)
5 вопрос –
д (пассерованные)

Критерии к тесту:
«5» - 5 б.

«4»-  4 б.
«3» - 3 б
«2»- 2б и меньше

 

-Проведем взаимопроверку, поменяйтесь листочками и проверьте по эталону.(слайд1). За каждый правильный ответ ставим 1 балл. По количеству балла ставим соответствующую оценку.

3. Актуализация знаний.

 Конкурс «РОМАШКА».
-
Работаем в бригадах. Приглашаю  по 3 представителей от каждой бригады для выбора лепестков ромашки, в которых находятся вопросы-загадки об одном из самых удивительных продуктов.

О чем? Угадаете загадки  –  вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ вы получите звездочку.

Ответим на вопросы.

Вопрос 1. Какая еда хоть вари её в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

Вопрос 2. Пробил я стенку – увидел серебро, пробил серебро – увидел золото.

Вопрос 3. Маленький, кругленький, беленький разобьется – никакой столяр не склеит.

Вопрос 4. Белая кибитка без окон, без дверей.

Вопрос 5. На столе – бело, упало со стола – желто.

Вопрос  6. В белокаменный Дворец спрятан будущий Певец.

- Совершенно верно.  Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

Совместная выработка темы урока – предложения обучающихся: «Яйца в питании человека», «Приготовление оригинальных блюд из яиц», «Блюда из яиц».

4. Тема урока: «Технология приготовления блюд из яиц». (Слайд № 2)
-
Откройте тетради. Запишите тему урока «Технология приготовления блюд из яиц»
  -Сформулируйте задачи на урок. Для этого используйте слова помощники, которые представлены на слайде: ВСПОМНИМ;  УЗНАЕМ; НАУЧИМСЯ.

Ответы учащихся: Вспомним что такое яйцо. Узнаем какие блюда можно
приготовить из яиц. Научимся как правильно приготовить блюда из яиц.

- Немного истории.  (Слайд №4)

- Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения.

    В старину древние народы, считали, что яйцо – это символ вселенной и символ рождения.

    Во многих странах мира во вторую пятницу октября отмечают Всемирный день яйца — праздник всех любителей яиц, омлетов, запеканок и глазуньи… (слайд №5)

 

 - Ребята, скажите, какие еще бывают яйца птиц? (дети отвечают)

Посмотрите на слайд – яйца бывают разные: утиные, гусиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные, но чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.

                                                             

— Посмотрите на слайд  (Слайд №7)  «Питательная ценность яиц», назовите, - какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).

- Яйцо- ценный продукт питания . В них содержатся большое количество белков, жиров, витаминов- А, D, Е и В и минеральных веществ, влияющих на процессы жизнедеятельности организма. Яйца полезны для кроветворения, укрепляют кости и суставы, стимулируют иммунную систему, повышают умственную работоспособность. Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке - лецитин, которое необходимо человеку для нормального состояния нервной системы. Однако у некоторых людей яйца могут вызвать аллергию.  Яйца могут быть источниками инфекционного заболевания сальмонеллез, поэтому следует употреблять в пищу только свежие, хорошо вымытые яйца.

  - А теперь работаем  с учебником: «Меры предосторожности при работе с яйцами». Прочитайте и обсудите, на странице 67.

   -Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с яйцами?

1.Хранить яйца в холодильнике отдельно от других пищевых продуктов (в холодильнике – в специальных лотках острым концом вниз, чтобы не было давления на воздушную камеру).

2.Мыть руки после того, как брали в руки сырые яйца.

3.Перед приготовлением блюд из яиц вымыть их в теплой воде с пищевой содой при помощи щетки.

4.Не употреблять в пищу яйца с треснутой скорлупой.

-Куриные яйца в зависимости от срока хранения подразделяют на диетические (срок хранение не более 7 дней) и столовые  (срок хранения от 7 до 25 дней)

         

 5. Лабораторно-исследовательская работа «Строение яиц» и 

«Определение свежести яиц».

    - Будем работать бригадами. Бригадиры распределяют обязанности. Соблюдаем аккуратность и держим в чистоте рабочее место. Справившая работой группа получит звездочку.

    -Сначала делаем   лабораторно-исследовательскую  работу:  «Строение яиц».

     1.  Моем яйцо в теплой воде с щеткой.
    2. Осторожно разбив яйцо, вы сможете изучить строение яйца

   

     -Из чего же состоит яйцо? (ответы учащихся)
     - Давайте посмотрим на слайд «строение яйца». Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.

 

- А теперь   выполняем 2 –ую лабораторную работу «Определение свежести яиц»

                                               

-Очень важно, чтобы яйца были свежими для приготовления различных блюд.  

-Для определения свежести яиц  можно использовать несколько способов.

1. Просвечивание (с помощью овоскопа). Свежее яйцо просвечиваются,
    а несвежее - нет (темное)  (Слайд №    )

2. Народным способом по погружение в воду. (Слайд №     )

- Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.

                               Ход работы.  

Работа в бригадах:  

1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.

2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком  на слайде.

3. Оформите результаты опыта в тетради творческих работ

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

- Сделаем выводы лабораторной работы. (результаты учащихся)

5. Физминутка

   -1,2,3,4,5- На месте весело шагать, пара нагнутся, перегнуться. Направо и налево  повернуться и к уроку возвращаться.  

- Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?  (ответы учащихся ) (слайд №   )

- Яйца используются в кулинарии очень широко для приготовления омлетов, десертов, изделий из теста, в начинках, при украшении, в салатах и в сыром, жареном и вареном виде) .

-Существуют приспособления для взбивания яиц: венчик, миксер и блендер.    

 -Как же правильно варить яйца?

- Рассмотрим способы  варки  яиц.  (Слайд №   ).

Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2-3

Белок свернулся наполовину, желток не свернулся

«В мешочек»

4 – 5

Белок свернулся, желток не свернулся

Вкрутую

7 – 10

Желток и белок свернулся

-На странице 69 есть задание «Как правильно сварить яйцо»

-Как же правильно сварить яйцо? :

   1.Выбрать небольшую посуду.
  2. Налить воду в посуду
  3. Положить подготовленное яйцо
  4. Включить плиту

   5. Довести до кипения.

   6.Убравь нагрев и засекать время

   7. Вари до готовности. После окончания варки подержи яйцо в холодной воде.

 7. Практическая работа приготовления яичного салата с кукурузой

 -Работаем в одной бригаде  приготовим салат яичный с кукурузой.

- Прежде чем приступить к практической работе нужно вспомнить  технику  безопасности. Будем работать с режущими инструментами.  

  • Передай нож только ручкой вперед
  • Нож не следует поднимать высоко над доской.
  • Пальцы левой руки должны быть согнутые и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
  • После завершения работы нож кладут на стол.
  • Несоблюдение правил ТБ могут привести к травмам и порезам.

Ингредиенты:

*6 куриных яйца;
*1 банка консервированной кукурузы;
*150 г твёрдого сыра;
*4 столовые ложки майонеза.

Приготовление:
 Яйца вареное порежем кубиками, натрите сыр на  тёрке и слейте жидкость из банки с кукурузой. Затем  соедините с другими ингредиентами. Если получилось суховато, добавьте майонез или другую заправку на свой вкус.

    Закрепление  (Слайд № )
- ответьте на вопросы:
1. Какая наиболее ценная часть яйца?
(желток)
2. Как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 суток? (диетические)
3. Как определить качество яйца? (на свет, в соленой воде)
4. Какое яйцо варится 10 минут? (в крутую)
5. Как правильно хранить яйца в холодильнике? (тупым концом к верху)

  Рефлекция. (слайд №36)

-  Я узнал(а)…

- Я научился (ась)…

- Мне пригодиться…

Домашнее задание: Повторить изученный материал.  Узнать как отличить сырое яйцо от вареного. Как долго варить гусиное яйцо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....