Материалы методических объединений
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.3 КБ
Файл urok_po_itellekt_kartoy.docx146.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мылинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по технологии для мальчиков в 7 классе

Тема урока: «Технология обработки древесины» 

                   

Методическая  цель: использовать метод проектов

Цель: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; Закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.

Объект работы: разделочная доска.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с различными видами пороков древесины и их свойствами; расширение представления о значении уроков трудового обучения в жизни учащихся, применение на практике полученных ранее знаний и умений, закрепление навыков трудовой деятельности;

Развивающие: совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе; развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к работе по дереву

Воспитательные: уважение к своему труду: воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления; формировать аккуратность и точность при выполнении заданий, формировать эстетический взгляд к объекту своего труда

Форма урока: урок «открытия» нового знания 

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная

Методы обучения: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении

Методическое обеспечение: презентация PowerPoint; мультимедийный проектор; образцы древесины с различными видами пороков древесины, образец изготовляемого изделия разделочной доски, линейка, карандаш, рубанки, шаблоны, заготовки деталей, обрезные доски

Методы обучения: наглядный, метод контроля

Место проведения урока: кабинет информатики

Применяемые образовательные технологии

№ n|n

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока (занятия, мероприятия), на которых технология применяется

1

Технология развивающего обучения

Постановка цели и задач. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

2

Метод проектов

Изготовление изделия по технологической карте

3

 ИКТ технологии

Демонстрация презентации

5

Здоровьесберегающие технологии

Безопасные приемы работы при выполнении практической работы. Физкультминутка

 

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
  • фронтальная, индивидуальная работа.

Перед учащимися были поставлены следующие цели:

Образовательные:

получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные:

развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения.

Оборудование:

Для лекции:

проектор, компьютер,презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы:

проектор,компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки,наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Задачи урока:

  • продолжить формирование основных технологических понятий;
  • выделить свойства и средства обработки древесины;
  • продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание).

Предполагаемый результат: 

Учащиеся должны знать:

  1. Разметку, проведение линий.
  2. Разметку центров отверстий.
  3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
  4. Сверление отверстий.
  5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
  6. Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане.

Тема “Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала
  3. Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
  4. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • что называется древесиной;
  • на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
  • как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
  • что такое текстура дерева;
  • какие пороки бывают у древесины;
  • разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка” знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала.

В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения,орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму,размеры, число деталей и способы их соединения,число элементов и др.

При изготовлении изделия используем рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция

является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинаем с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяете форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливаете деталь, припуски(дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяете последовательность обработки, подбираете необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляете в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“Технология обработки древесины”.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса,демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

Рекомендуемая литература.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель.

Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VI. Итог урока.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по технологии по теме «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее»

Класс: 7

Тема: «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее».

Цель урока: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.

Задачи урока:

  • Обучающие – Способствовать формированию и развитию  умений :читать технологическую карту, размечать заготовки, контролировать качество выполняемого изделия  при соблюдении правил безопасного труда, подбирать материалы и инструменты для выполнения практической работы
  • Развивающие – Способствовать  овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить составлять интеллект-карты).
  • Воспитательные – Способствовать формированию  и развитию трудовых, эстетических, качеств личности.

Оборудование.

  • напильники, наждачная бумага, клей, кисточки.
  • компьютер, экран, проектор, презентация, технологическая карта.

Тип урока: комбинированный.

Используемые на уроке технологии: информационно-коммуникационные, КСО, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: фронтальная беседа, фронтальный опрос, метод сравнения, наглядно-демонстрационные, практические методы.

Виды деятельности:

  • создание интеллект-карт, работа в малых группах,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • познавательной мотивации развития способностей (презентация),
  • задания творческого и нестандартного характера.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Ребята, мы живем в Бурятии, богатом лесами и садами. Леса и сады дают нам не только пищу, но и самый распространенный, самый податливый в обработке материал – древесину. Стоит только «включить» фантазию, смекалку и удивительной красоты предметы пополнят интерьер ваших комнат. Приятно видеть, как декоративные украшения из дерева в настоящее время вытесняют пластмассу и другие синтетические материалы. Дерево дает нам здоровье, прекрасное настроение и ощущение близости с природой.

Вы, наверное, обратили внимание, что все изделия из дерева (подставки под цветы, полки, вешалки, цветочные кашпо), изготовленные на уроках технологии, на кружках.

Мы продолжаем работу по художественной обработке древесины. Тема сегодняшнего урока- изготовление подставки под горячее.

В канун праздника – Дня матери - вам нужно постараться сделать подставку под горячее такой, чтобы она стала украшением кухни, принесла радость вашим мамам, а вам –отличные оценки.

- А какие подставки у вас дома ? Из какого материала? Какой материал практичнее? Полезнее?

Спланируем нашу дальнейшую деятельность по созданию подставки под горячее при помощи интеллект-карты. В ней необходимо отразить все этапы деятельности: от задумки идеи, выбор материалов, технологической цепочки, расчета себестоимости, экологическую оценку.

Интеллект-карты — это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).

C:\Users\Пользователь\Desktop\рис.ителект карта.jpg

4. Работа над созданием интеллект-карты.

5. Практическая работа учащихся в парах (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).

6. Рефлексия. Показ работ

Заключение

Введение активных форм обучения и контроля за усвоением знаний учащихся, где ученик - ключевая фигура в овладении знаниями. Введение в учебный процесс основных технологических знаний при помощи опережающих опорно-схематических сигналов. Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.

«Интеллект-карта»  имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми положениями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.

Вывод: Опыт позволяет реализовать цель - развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии средствами опорно-схематических конспектов. При этом решаются следующие педагогические задачи: повышение мотивации к  обучению формирование прочных знаний, умений и навыков; организация высокой культуры учебной деятельности; формирование мышления, речи, внимания как основных психофизических качеств человека; воспитание социальных, моральных качеств личности.

Я полагаю, что создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках технологии, но и на уроках по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...