Материалы методических объединений
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по технологии для мальчиков в 7 классе
Тема урока: «Технология обработки древесины»
Методическая цель: использовать метод проектов
Цель: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; Закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.
Объект работы: разделочная доска.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с различными видами пороков древесины и их свойствами; расширение представления о значении уроков трудового обучения в жизни учащихся, применение на практике полученных ранее знаний и умений, закрепление навыков трудовой деятельности;
Развивающие: совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе; развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к работе по дереву
Воспитательные: уважение к своему труду: воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления; формировать аккуратность и точность при выполнении заданий, формировать эстетический взгляд к объекту своего труда
Форма урока: урок «открытия» нового знания
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная
Методы обучения: проблемные вопросы, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальной работы, контроля и самоконтроля в обучении
Методическое обеспечение: презентация PowerPoint; мультимедийный проектор; образцы древесины с различными видами пороков древесины, образец изготовляемого изделия разделочной доски, линейка, карандаш, рубанки, шаблоны, заготовки деталей, обрезные доски
Методы обучения: наглядный, метод контроля
Место проведения урока: кабинет информатики
Применяемые образовательные технологии
№ n|n | Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока (занятия, мероприятия), на которых технология применяется |
1 | Технология развивающего обучения | Постановка цели и задач. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
2 | Метод проектов | Изготовление изделия по технологической карте |
3 | ИКТ технологии | Демонстрация презентации |
5 | Здоровьесберегающие технологии | Безопасные приемы работы при выполнении практической работы. Физкультминутка |
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
- фронтальная, индивидуальная работа.
Перед учащимися были поставлены следующие цели:
Образовательные:
получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательные:
развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения.
Оборудование:
Для лекции:
проектор, компьютер,презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.
Для практической работы:
проектор,компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки,наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.
Задачи урока:
- продолжить формирование основных технологических понятий;
- выделить свойства и средства обработки древесины;
- продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание).
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- Разметку, проведение линий.
- Разметку центров отверстий.
- Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
- Сверление отверстий.
- Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
- Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.
Место урока в учебном плане.
Тема “Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного материала
- Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
- Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- что называется древесиной;
- на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
- как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
- что такое текстура дерева;
- какие пороки бывают у древесины;
- разметочный инструмент, инструмент для пиления.
Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка” знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.
III. Изучение нового материала.
В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения,орудия труда, посуду и многое другое.
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.
Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.
Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму,размеры, число деталей и способы их соединения,число элементов и др.
При изготовлении изделия используем рабочие и контрольно-измерительные инструменты.
Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция
является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинаем с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяете форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливаете деталь, припуски(дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяете последовательность обработки, подбираете необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс оформляете в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.
Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!
IV. Практическая работа.
Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“Технология обработки древесины”.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.
В конце урока учитель оценивает работу класса,демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.
Рекомендуемая литература.
V. Закрепление материала.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель.
Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.
VI. Итог урока.
Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по технологии по теме «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее»
Класс: 7
Тема: «Художественная обработка древесины. Подставка под горячее».
Цель урока: Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала.
Задачи урока:
- Обучающие – Способствовать формированию и развитию умений :читать технологическую карту, размечать заготовки, контролировать качество выполняемого изделия при соблюдении правил безопасного труда, подбирать материалы и инструменты для выполнения практической работы
- Развивающие – Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить составлять интеллект-карты).
- Воспитательные – Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, качеств личности.
Оборудование.
- напильники, наждачная бумага, клей, кисточки.
- компьютер, экран, проектор, презентация, технологическая карта.
Тип урока: комбинированный.
Используемые на уроке технологии: информационно-коммуникационные, КСО, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: фронтальная беседа, фронтальный опрос, метод сравнения, наглядно-демонстрационные, практические методы.
Виды деятельности:
- создание интеллект-карт, работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- познавательной мотивации развития способностей (презентация),
- задания творческого и нестандартного характера.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Ребята, мы живем в Бурятии, богатом лесами и садами. Леса и сады дают нам не только пищу, но и самый распространенный, самый податливый в обработке материал – древесину. Стоит только «включить» фантазию, смекалку и удивительной красоты предметы пополнят интерьер ваших комнат. Приятно видеть, как декоративные украшения из дерева в настоящее время вытесняют пластмассу и другие синтетические материалы. Дерево дает нам здоровье, прекрасное настроение и ощущение близости с природой.
Вы, наверное, обратили внимание, что все изделия из дерева (подставки под цветы, полки, вешалки, цветочные кашпо), изготовленные на уроках технологии, на кружках.
Мы продолжаем работу по художественной обработке древесины. Тема сегодняшнего урока- изготовление подставки под горячее.
В канун праздника – Дня матери - вам нужно постараться сделать подставку под горячее такой, чтобы она стала украшением кухни, принесла радость вашим мамам, а вам –отличные оценки.
- А какие подставки у вас дома ? Из какого материала? Какой материал практичнее? Полезнее?
Спланируем нашу дальнейшую деятельность по созданию подставки под горячее при помощи интеллект-карты. В ней необходимо отразить все этапы деятельности: от задумки идеи, выбор материалов, технологической цепочки, расчета себестоимости, экологическую оценку.
Интеллект-карты — это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе.
Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).
4. Работа над созданием интеллект-карты.
5. Практическая работа учащихся в парах (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
6. Рефлексия. Показ работ
Заключение
Введение активных форм обучения и контроля за усвоением знаний учащихся, где ученик - ключевая фигура в овладении знаниями. Введение в учебный процесс основных технологических знаний при помощи опережающих опорно-схематических сигналов. Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.
«Интеллект-карта» имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми положениями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
Вывод: Опыт позволяет реализовать цель - развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии средствами опорно-схематических конспектов. При этом решаются следующие педагогические задачи: повышение мотивации к обучению формирование прочных знаний, умений и навыков; организация высокой культуры учебной деятельности; формирование мышления, речи, внимания как основных психофизических качеств человека; воспитание социальных, моральных качеств личности.
Я полагаю, что создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках технологии, но и на уроках по другим предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта см.навигация материалы методического объединения
Обобщение опыта педагогов...
Материалы методических объединений "МОТИФ"
Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....
Материалы методических объединений
laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...
Материалы методического объединения учителей-словесников
Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...
Материалы методического объединения
Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...
Материалы методических объединений
Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...