Методическая разработка с инструкционной картой и презентацией "Славянский конь-оберег"
методическая разработка по технологии (7 класс)

Трякина Лариса Ивановна

Конспект к мастер-классу "Славянский конь-оберег" с инструкционной картой и презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка мастер-класса «Солнечный конь. Славянский оберег».

           Рекомендуется к использованию для проведения занятий по внеурочной работе в среднем и старшем звене.

Мастер-класс современная форма для отработки практических навыков, где за небольшой период времени обучающийся проходит путь от заготовки к завершенному изделию. 

  Мастер – класс  дает положительный эффект по подготовке учеников к новой теме. В нем отражена структура ведения практического занятия с педагогическим эффектом и мотивацией на развитие творческого мышления и развития творческих умений и способностей.

Использование данной методической разработки позволяет повысить качество обучения, повысить интерес к славянской культуре.

Цель: Обобщение и распространение опыта изготовления традиционных славянских кукол.

Задачи: 

Предложить практические рекомендации для использования в работе с учениками.

Познакомить с технологией, формами и методами работы при создании оберега «Солнечный конь».

Способствовать изготовлению изделия, развитию творческой фантазии

Методы, формы проведения занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная

Материально-техническое оснащение: раздаточный материал,  инструмент, видеопроектор для демонстрации

презентации

 

     Структура

мастер-класса

                       Деятельность педагога

              Деятельность

             обучающихся

Вводный инструктаж

 Оргмомент.

Приветствует обучающихся,

проверка посещаемости, проверка готовности к занятию.

Приветствие

Самопроверка

готовности к уроку

 Целевая установка.

Тема мастер-класс: Славянский оберег «Солнечный конь» 

По окончании занятия вы научитесь выполнять

славянский оберег из подходящего подручного материала

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Актуализация

опорных знаний и опыта обучающихся

Проводит беседу по теме: Что такое оберег?

Какие обереги вы знаете? Значение разных оберегов.

Какое значение может быть у коня? Почему?

   

Анализ собственных

знаний по заданной теме, интерпретация

информации.

Представление их группе,

обсуждение в группе.

Повышение мотивации к освоению

нового знания.

Инструктирование обучающихся

по вопросам темы

Обратите внимание на технику безопасности при работе

 инструментами.

Приемы намотки шпагата, навивки и завязывания узлов на пучках

 шпагата.

Посмотрите на порядок выполнения оберега. ( Презентация.)

Учитывает выделенные ориентиры

и действия в новом учебном материале,

 Тренировочные

 упражнения

Показ приемов выполнения по этапам.

Преобразует познавательные задачи в практическую деятельность, инициативу в учебном сотрудничестве.

 Текущий инструктаж

Выдача задания Самостоятельная работа обучающихся

Знакомит с раздаточным материалом  для  выполнения

 самостоятельной  практической работы:

Осуществляет пошаговый самоконтроль, творческое осмысление задачи

 Целевые обходы

Обход рабочих мест во время самостоятельной деятельности

обучающихся с целью:

-организации рабочих мест,

-проверки правильности выполнения

-контроль за соблюдением  безопасных приемов труда,

-организация индивидуальной помощи обучающимся.

Развитие способности организации практической деятельности

Заключительный

  инструктаж

 Сообщение о результатах

 в достижении целей урока

Подводит  итоги выполнения самостоятельной практической   работы.

Анализирует  и  обобщает:

Разбор типичных ошибок.

Выделяет лучших обучающихся.

 Осуществляет презентацию, самооценку готового изделия. Рефлексия

 Выдача домашнего

 задания

Комментирует домашнее задание.

Запись домашнего задания

                                         История возникновения

Образ коня в славянской культуре занимает особое место,  и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое.

Славяне связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Славяне верили, что солнечный диск по небесному своду несет колесница, запряженная тремя конями. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи,  на детских люльках, резных ковшах, кровли домов, ювелирных украшениях. 

Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд, они - покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небеса ,но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца. Сказочные золотые скакуны находят живую и мертвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей,  а иногда и затаптывают врага копытами.

Интересно что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как, «конь», «жеребец», «коняга» имеют  древнеславянское происхождение. 

В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря  ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными. Сколько разных народных пословиц про коней сложено:

Дареному коню в зубы не смотрят.

Счастье на коне, бесчестье  под конем.

Кто в кони пошел, тому и воду возить.

Образ коня во многих культурах означает успех, процветание, благородство и богатство.

Первого солнечного коня получали дети раннего возраста. Народная кукла «солнечный конь» олицетворяет светлое весеннее солнце. Считается мужским  оберегом, привлекающим в дом удачу, счастье, процветание, достаток.  Подарить такой оберег мужчине, значит пожелать успеха, «быть всегда на коне», выходить победителем из любой неприятности.

Сила оберега “солнечный конь”

Солнечный конь — это мужской оберег, обладающей энергетикой солнца. Защищает от  негативной энергии недоброжелателей; дарит мудрость и спокойствие; помогает в решении трудных жизненных задач; усиливает лидерские качества; помогает достичь поставленных целей, добиться успеха и признания;  привлекает удачу, счастье, достаток.

Народная кукла-оберег делается хозяйкой дома для мужа, брата или сына. Вот созданием такого оберега мы и займемся.

Солнечный конь своими руками

Изготовить народный оберег можно из лыка, соломы, травы, джута, ткани. Мы делаем коня из шпагата

                                                 

                                                                     

                                                                         Инструкционная карта.  

конь11 — копия (2).jpeg

                     Делаем голову и шею коня.

1.Наматываем 24-28 витков вдоль длинной стороны картона, пучком.

Снимаем пучок, и  связываем с одной стороны, делая намотку 3-4 раза.

Это зубы коня.

2. Разрезаем пучок с противоположной  стороны от завязки, получили кисточку из шпагата.

  3. На расстоянии 1 см от «зубов коня» делаем намотку  яркой нитью 4-6 раз

  и завязываем. Это голова коня.

4. Сгибаем дугой пучок шпагата, формируя изгиб шеи коня,

и делаем посередине длины кисточки из шпагата намотку

 4-6 раз контрастной нитью и завязываем.

Получилась голова коня с шеей, и  кисточкой шпагата из которого будем потом формировать передние ноги коня. Отложили заготовку.№1

конь1 — копия.jpg

                                      Делаем тело коня

5.Наматываем те же 24-28 витков вдоль длинной стороны картонки,

получая пучок шпагата, снимаем с картонки и разрезаем с одной стороны.

                                Соединяем тело и голову.

6.Голову коня с шеей перехватываем плотно вторым пучком

 шпагата посередине (там, где последняя завязка) и  завязываем с намоткой.

конь16 — копия.jpg

                                 Делаем передние ноги коня.

7.Из первого пучка, из которого голова и шея коня, осталось

 сформировать передние ноги коня, для этого оставшуюся кисточку

делим на две равные части и на расстоянии делаем навивку

и  завязку копыт коня, на обеих ногах на равном расстоянии.

 Отрезаем шпагат ровно, получая ровные с обеих сторон копыта.

                                   Делаем задние ноги коня.

8.Наматываем 24-28 витков по короткой стороне картонки,

завязываем с одной стороны, снимаем и разрезаем с другой.

Это будут задние ноги коня.

конь к — копия.jpeg

9.Определяем длину туловища коня и делаем навивку с завязкой.

10. После завязки на туловище, делим пучок пополам

 и вставляем заготовку задних ног коня. После туго перевязываем

обе половины пучка с навивкой.

Сформировалось тело коня с передними и задними ногами.

11. Задние ноги завязываем, так же как и передние, делая навивку

 и завязку копыт.

12. Из оставшейся кисточки формируем хвост коня по желанию,

ровный или  фигурный.

конь7 — копия.jpeg

                                  Делаем гриву коня.

13.Для этого готовим 5-7 маленьких пучков шпагата в 5-6 витков,

 2 длины желаемой гривы.

 Каждый пучок завязываем с навивкой на шее коня.

 По завершении постригаем гриву по желанию, ровно или фигурно.

5украшение коня — копия.jpg

                              Украшаем оберег

Здесь можно добавить ленты в хвост и гриву, надеть уздечку и попону.

Попону  к телу солнечного коня можно приклеить с помощью

клеевого пистолета.

Уздечка, просто красная нить, закрепленная на мордочке.

Материалы и инструменты. 

Шпагат, ножницы, контрастные нитки «Ирис», яркая тесьма, ткань или мешковина для попоны

 

                                                                                       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

Методическая разработка "Запоминание фрагментов карты"

Благодаря этой разработке у детей развивается зрительная память, они учатся чувствовать и грамотно распределять свое внимание и скорость....

Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.

Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья"

Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья" снабжены подробным описанием и пошаговыми иллюстрациями технологии изготовления сувенира «Птицы счастья&raq...