План-конспект урока в 5 классе «Пиление: виды (поперек и вдоль волокон) разница между операциями»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Данильченко Ирина Николаевна

Обучение  учащихся приемам работы со столярной ножовкой; развивитие моторики рук, глазомера, связной речи;  коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности),   развитие образной памяти, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at_pilenie.docx142.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная)  школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г.Белореченска)

Открытый урок на тему:

        «Пиление: виды (поперек и вдоль волокон) разница между операциями»

5 класс.

Учитель профильного труда: Данильченко Ирина Николаевна

Белореченск.

2021г.

План-конспект открытого урока с использованием современных образовательных, ИКТ и здоровьезберегающих технологий в 5 классе, учителя профильного труда ГКОУ школа №10 г.Белореченска, Данильченко И.Н.

Тема урока: «Пиление: виды (поперек и вдоль волокон) разница между операциями»

Цели урока:

  • Обучающая: научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой;
  • Развивающая: развивать моторику рук, глазомер, связную речь;
  • Коррекционная: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности),   развить образную память, логическое мышление;
  • Воспитательная: воспитывать бережливое отношение к лесным ресурсам, к экономному использованию пиломатериалов; воспитывать положительное отношение к труду.
  • Тип урока: комбинированный.
    Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.
  • Метод: объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Оборудование. Столярный набор, стусло, заготовки, презентация «Пиление древесины»

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2.Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам

  • Какие инструменты применяются при разметке?
  • Виды пиления древесины.
  • Разница между ножовкой и пилой.
  • Правила безопасной работы ножовкой.

 Пиление – операция по разделению древесины на части при помощи пилы.
Пила – многорезцовый режущий инструмент с зубъями-резцами, которые образуют пропил.

Теоретические сведения.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:
поперечное (поперек волокон);

  • продольное (вдоль волокон);
  • смешанное (под углом к направлению волокон).

Зуб – основной элемент пилы. Он имеет три режущие кромки: одну переднюю и две боковые. У зуба есть основание и вершина, расстояние между которыми составляет его высоту. Расстояние между двумя вершинами составляет шаг зуба.
Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил. 
Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

  • Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки. 
  • При поперечном пилении срез {пропил) направлен перпендикулярно древесным волокнам, при продольном пилении — параллельно, при смешанном пилении — под углом к волокнам.
  • Для поперечного пиления применяют пилы с прямыми зубьями, а для продольного— с наклонными.
  • http://tepka.ru/tehnologiya_5/95.jpg
  • Поперечное пиление древесины, вид сбоку: 1 — пила; 2 — заготовка; 3 — режущая кромка зуба; 4 — вершина зуба

http://tepka.ru/tehnologiya_5/94.jpg

 Виды столярных пил: а — ножовки: 1 — продольная, 2 — поперечная; б — лучковые пилы: 3 — с металлической и 4 — деревянной рамками

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.
Принято и регламентированное положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.

 Хватка пилы и рабочая поза

При поперечном пилении

Ручку ножовки плотно обхватите правой рукой, ступню левой ноги поставьте перпендикулярно к верстаку и на
1/под ним, правой – под углом 70о к левой ноге.

Корпус тела должен быть неподвижным, чуть наклоненным вперед.

При продольном пилении

Лучковую пилу удерживайте за стойку, по возможности ближе к ручке, ступня левой ноги параллельна верстаку, правой – под углом 70о к ней. Положение корпуса тела такое же, как и при поперечном пилении.

Физминутка.                                                                                                        Две ладошки прижму и по морю поплыву.                                                        Две ладошки, друзья,- это лодочка моя.                                                        Паруса подниму, синим морем поплыву.                                                               А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

Основные правила при пилении:
делают надрез по черте; убирают брусок и отпиливают деталь; в конце пиления нажим на пилу ослабляют.
Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем пере закрепите и отпилите с другой стороны. 

Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.
Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.
Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.


hello_html_m38f58010.png


Для точного пиления под углом 45
о и 90о используется стусло – распиловочный ящик. Закрепите его клиньями на крышке верстака или прижмите к боковой кромке.

3Физкультминутка.                                                                                            И. п. - стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 с. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. 8-10 раз.

4. Инструктирование по правилам безопасности при пилении

  • Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой
  • Обеспечьте надежное закрепление заготовки
  • Не допускать перекоса пилы
  • Пилить плавно без резких движений , не держите левую руку близко к полотну пилы
  • После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя При уборке верстака пользоваться щеткой.                                                     5. Практическая работа.                                                                               Выполнение заданий для учащихся 1-4 уровня одинаковое:
    Выпилить деревянную заготовку по разметке.(50 на 150мм) Распилить заготовку в стусле под углом 45 градусов.     

                                  

Вводный инструктаж.                                                                                         Соблюдение ТБ при пилении ручной ножовкой. Учащиеся занимают рабочие места, приступают к выполнению задания.                                              6. Текущий инструктаж.                                                             Контроль правильности выполнения практического задания.                         5. Закрепление материала.
Что можно использовать для надежного закрепления заготовки? Какой пилой следует пилить? Где держать левую руку при пилении? Как класть пилу в промежутках работы с ней? Как и чем проводить уборку верстака?                                     8.Итог урока.  Заключительный инструктаж.                                       Устный отчет учащихся о проделанной работе.                            Выявление допущенных ошибок и их анализ.                                    Оценка практической работы учащихся.                                          Уборка рабочих мест.                                                                      Домашнее задание: повторить: отличие между продольным и поперечным пилением, назначение стусла, ТБ при пилении.                                          Рефлексия. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Где вы сможете применить полученные знания?                                             

Используемая литература:

  1. Учебник для учащихся 5-9 классов. Технология обработки древесины. Автор И.А. Карабанов. Москва «Просвещение» 1995г.
  2. Интернет-ресурс https://nsportal.ru
  3. Интернет-ресурс . http://www.трудовики.рф/load/glavnaja/glavnaja/samoanaliz_uchitelja_tekhnologii_stoljarnogo_dela/2-1-0-19
  4. Интернет-ресурс https://kopilkaurokov.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....