Использование ИКТ в образовательной области Технология"
статья по технологии

Малькова Марина Геннадьевна

Внедрение новых ИКТ в образоватеьный прцесс на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

   На сегодняшний день процесс внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс происходит интенсивно. И если смотреть на урок как на социальный заказ общества в образовательной системе, то на данный момент мы вышли на уровень, когда информационная грамотность выпускника школы должна соответствовать уровню свободного владения персональным компьютером в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится сегодня на компетентность обучающегося в области поиска, осознания и обработки новых знаний. В современном образовательном процессе преподаватель играет роль организатора процесса обучения, руководителя самодеятельности обучающихся, оказывающий им требуемую помощь и поддержку. В наше время можно говорить уже о том, что информационно-коммуникационные технологии являются частью общей информационной культуры преподавателей и обучающихся.

 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а так Технологическое образование как феномен эффективной самореализации молодежи Всероссийская научно-практическая конференция (26-27 марта 2018 г.) 65 современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [1]. Из послания Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «…в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на ее вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны. Подчеркну это: именно решающими… Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она - эта волна - просто захлестнет, утопит…» можно сделать вывод, что правительство Российской Федерации понимает и поддерживает необходимость направления векторов развития экономики в сторону технологического развития. Нельзя забывать, что «будущее» нашей страны сейчас обучается в школе, поэтому именно с модернизации школьных кабинетов и их учебного оборудования нужно начинать изменения. Необходимость использования ИКТ в образовании с каждым годом возрастает в разы. Исследование видов и особенностей информационных технологий обусловлены такими аспектами, как продуктивность их применения для лучшего усвоения базовых знаний, так и удобство, экономичность использования тех или иных средств в условиях современного информационного общества. Целесообразность внедрения новых ИКТ в образовательный процесс продиктована потребностями современного образования в повышении эффективности обучения, и необходимости формирования компетенций у современного ученика: самостоятельность в обучении, поисковой и исследовательской деятельности, креативность в подходе к обучению, критичность мышления. Современная информационная технология - это накопление, хранение, обработка и передача информации при помощи персонального компьютера и современного программного обеcпечения. Современные компьютерные технологии дают возможность реализовать новейшие тенденции в образовательных системах многих стран мира. Несмотря на это, мы до сих пор ограничивались технологиями, которые применяются на определенном уроке, в конкретной школе, т.е. в очной системе обучения. Стремление к интеграции в области образования – это одна из ярко проявляемых тенденций, показывающая надобность появления интереса во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к информационнокоммуникационным технологиям, которые открывают окно к новым возможностям. Исследования в разных областях дают нам понять, что традиционные методы обучения зачастую ограничивают естественную детскую способность учиться, т.к. предполагают достижение уже известного решения, для достижения цели обучающимся лишь нужно выполнить тот или иной алгоритм. А сам результат Технологическое образование как феномен эффективной самореализации молодежи Всероссийская научно-практическая конференция (26-27 марта 2018 г.) 66 заключается в том, что обучающиеся просто воспроизводят знание вместо того, чтобы добиваться своего уникального решения проблемы. Широкое использование ИКТ в многосторонней деятельности людей не обошло стороной проблему обучения образовательной области «Технология». Уже сейчас разработано много компьютерных программ и тренажеров, которые можно применять на уроках Технологии. Применение ИКТ значительно повышает эффективность образования. Это, в первую очередь, обусловлено легкостью организации поиска необходимой информации, записанной в электронном виде. Сегодня многие энциклопедии и словари переведены в электронный вид, а также существует большое количество электронных книг и учебников. Обучение через Интернет или по электронной почте для получения задания и методических рекомендаций вызывает рост на спрос дистанционного образования. Использование образовательной робототехники позволяет получить дополнительные преимущества в обучения, достигая решения оптимальных проблем и предлагая обучающимся оптимальные ресурсы. Ресурсы LEGO способствуют созданию благоприятной образовательной среды, что позволит педагогам проводить структурированный процесс обучения на положительном эмоциональном фоне. LEGO позволяет формировать у обучающихся ключевые компетенции: любопытство по отношению к явлениям в окружающей среде, самостоятельности в поиске и решения проблемы, креативности в подходе к обучению, критичность мышления. Одним из важнейших понятий образовательной области «Технология» на начальном и среднем уровнях обучения в школе является понятие «проект». Для создания проектов использование LEGO повышает интерес у обучающихся к теме исследования, что значительно влияет на результат. Применение средств робототехники для развития ребенка возможно еще с дошкольного возраста в рамках занятий по конструированию в системе дошкольного образования. Конструирование в детском саду было всегда, но сейчас в соответствии с ФГОС приоритеты с конструктивного мышления и развития мелкой моторики сместились в зону всестороннего развития ребенка, благодаря побуждению к работе в равной степени и головы, и рук. В результате чего происходит неосознанное осваивание устного счета, проведение арифметических действий, непроизвольное создание ситуаций, при которых ребенок рассказывает о том, что он конструирует, что способствует развитию речи и умению выступать на публике [4]. В соответствии с ФГОС общего образования, проектная деятельность с использованием образовательной робототехники может быть реализована в рамках направления «Индустриальные технологии» по темам «Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование» и «Электротехнические работы». Интеграция Технологии с образовательной робототехникой способствует эффективному формированию у обучающихся всего комплекса универсальных учебных действий. В начальной школе образовательная робототехника может использоваться на уроках по Технологическое образование как феномен эффективной самореализации молодежи Всероссийская научно-практическая конференция (26-27 марта 2018 г.) 67 окружающему миру. Анализ отечественного и зарубежного опыта по использования ИКТ в системе образования особую актуальность и важность приобретает использования ИКТ в Дидактические способности ИКТ довольно велики. Они могут помочь добиться образовательных целей как для обучающегося, так и для преподавателя. В этом случае педагог становится помощником, выполняющим работу, которая более органична в современном контексте образования. ИКТ не могут полностью заменить учителя, они становятся одним из наиболее важных средств обучения на современном этапе образования.

. Литература 1. Academic.ru Словари и энциклопедии на Академике [сервис для поиска по базе словарей, энциклопедий] - https://methodological_terms.academic.ru/587/ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ_ТЕХНОЛОГИИ (дата обращения 08.03.2018). 2. Индустрия развлечений. ПервоРобот, сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с. 3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию". 4. Проект «Робототехника в современном ДОУ - первый шаг к приобщению школьников к техническому творчеству» [Электронный ресурс] - http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-robototehnika-v-sovremenom-doupervyishag-v-priobscheni-doshkolnikov-k-tehnicheskomu-tvorchestvu.html (дата обращения 08.03.2018). 5. Учебник. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. К книге прилагается компакт-диск видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., илл. Даркина А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология"

В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тес...

ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"

В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология.  Представлена  ...

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

«Повышение мотивации и познавательной активности через использование ИКТ и ЦОРов в образовательной области «Технология»

Чтобы изменить отношение к предмету "ТЕХНОЛОГИЯ" и повысить мотивацию учащихся к изучению данного предмета необходимо использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии – (...

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...