Методическая разработка по технологии "По тканевому морю"
методическая разработка по технологии

Френкель Татьяна Михайловна

Методическая разработка - проект "По тканевому морю"  объединяет цикл уроков по материаловедению и СБО, с применением компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc1022 КБ
Office presentation icon len_-_po_tkanevomu_moryu_2.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

(VIII вида) №4  Василеостровского района Санкт- Петербурга.

Методическая разработка – проект

«По тканевому морю»

Объединяет цикл уроков по материаловедению и СБО, с применением компьютерных технологий,

   Цель проекта: Закрепить знания, полученные на уроках технологии, СБО, ЭКГ.

   Задачи проекта: Расширять и обобщать полученные знания по предметам, учиться использовать их, применять на практике. Развивать логические и причинно-следственные связи, развивать усидчивость и выдержку. Прививать интерес к предметам.

    Проект рассчитан: 2018- 2019 уч. год – растительное волокно-хлопок.

                                 2019-2020 уч. год –растительное волокно- лен, волокно животного происхождения – шерсть, шелк, искусственный шел.

                                 2020-2021 уч. год –химические волокна (искусственные, синтетические)

Разработчики проекта:

Учитель технологии: Френкель Т.М.

Учитель технологии: Попова О.Г.

Учитель СБО: Прокофьева Н.И.

«ПО тканевому морю: Необъятная страна ХЛОПКА»

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, с использованием знаний по компьютерной грамотности, уроков технологии и СБО.

   Тема урока: Материаловедение. Необъятная страна ХЛОПКА.

   Цель урока: Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

    Задачи: Расширить и закрепить знания по материаловедению, пользованию компьютером, социально бытовой ориентировке. Развить мыслительную деятельность (анализ). Привить интерес к учебе, предметам.

Пояснительная записка.

Создавая данный урок разработчики стремились привнести в его разделы вновь появившиеся факты, новые достижения. Внедрить знания по работе на ПК.

Урок состоит из трех разделов.

  1. Раздел разработала Попова О.Г.В нем наглядно отображена история появления волокон хлопка.
  2. Раздел составлен Френкель Т.М. В нем рассказывается о цепочке превращений хлопкового волокна в ткань.
  3. Раздел разработала Прокофьева Н.И. Здесь представлен материал по уходу за тканями из хлопчатобумажного волокна.

Перед III разделом проводится лабораторная работа- «Определи хлопчатобумажную   ткань».

Целью лабораторной работы является повторение пройденного материала, развитие тактильных ощущений, определение типичных ошибок, обнаружение пробелов в знаниях.

 Уроки проводятся при технической поддержки и консультации со стороны учителя информатики Форостенко Е.Н.

     Сообщение нового материала проходит в форме чередования рассказа и беседы.

      Закрепление полученных знаний и подведение итогов проходит в форме

работы над решением индивидуального кроссворда с использованием знаний компьютера

См. приложение.

Тема урока          «Хлопчатобумажное  волокно. Производство ткани».

Цель урока: знакомство с производством хлопчатобумажных тканей.

1. Сформировать понятия о различных видах текстильных волокон и

    производстве тканей.

2. Научить определять нити основы и утка.

3. Научить определять в ткани лицевую сторону.

4. Ознакомить с профессиями прядильщика и ткача. Воспитывать уважение, интерес к профессиям текстильной промышленности.

Тип урока: Комбинированный.                                                                                                            

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.                                                                                   Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.                                                                                                                              Сохраняющие здоровье технологии: Музыкальная терапия, физкультминутка

 Наглядные пособия и оборудование: - альбом «Швейное материаловедение»;

                                                                - образцы волокон и тканей;

                                                                - раздаточный материал.

Техническое обеспечение:

  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор; экран.

                               

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Что такое волокно?
  2. Какие виды волокон вы знаете?
  3. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  4. Какие виды тканей вы знаете?
  5. Расскажите об использовании тканей.

III. Технические сведения

Краткие сведения о текстильных волокнах.

Использование природного сырья для производства тканей.

Виды текстильных волокон.

Понятие об изготовлении ткани. Основа и уток. Кромка ткани.

Профессии.

                       

                        Конспект урока (сопровождается презентацией)

 Если рассмотреть кусочек ткани, то можно убедиться в том, что она состоит

 из отдельных  нитей, переплетённых между собой.

Ткань получают путём переплетения нитей, расположенных друг к другу

 перпендикулярно, на ткацком станке.

Нить состоит из отдельных волокон, скрученных между собой.

Волокно – это  тонкая непряденая нить растительного или животного происхождения (шелковое  волокно, льняное волокно).

Волокна подразделяют на натуральные (растительного и животного происхождения) и химические (полученные при помощи химических реакций).

                                                   Текстильные волокна

            Натуральные (природные)                                     Химические

Растительные  Животные  Минеральные      Искусственные   Синтетические

  хлопковое,      шерстяное,      асбестовое                вискозное,         лавсан,  нитрон,                    

    льняное           шёлковое                                          ацетатное,         капрон, хлорин,

                                                                                 медно-аммиачное         винол  

                                                                                                                     

Текстильные волокна растительного происхождения:

  1. Хлопок получают из плодов хлопчатника, выращиваемого в южных странах (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и др.). Он является самым распространённым текстильным волокном. Из х/б пряжи изготавливают бельевые, платьевые, бытовые, трикотажные ткани, а из низших сортов изготавливают вату. Когда, появившиеся после цветения хлопчатника, коробочки созревают и раскроются, хлопок –сырец (содержимое коробочек) собирают и отправляют на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки. Её основная задача – отделение волокон от семян и очистка их от различных примесей.
  2. Лён. Для получения текстильных волокон выращивают также лён –долгунец. Убирают его с поля, выдёргивая растение с корнем. Собранный лён очёсывают (для удаления семенных коробочек), а стебли связывают в снопики и направляют на первичную обработку. Сначала лён мочат, чтобы разрушить клеющие (пектиновые) вещества и отделить лубяные пучки от неволокнистых тканей стебля. Полученную льняную солому (тресту) сушат, а затем мнут на мяльных машинах. При этом древесная часть стеблей ломается и сдвигается вдоль волокнистого слоя – остаётся лён –сырец. Он поступает на льнотрепальные машины, где его очищают от остатков древесных частей и разделяют на тонкие волокна. Это трёпанный лён, который используют для выработки наиболее тонкой пряжи.

Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна

Название

волокна

цвет

блеск

длина,

в мм.

тонина

сминае-

мость

извитость

мягкость

проч-

ность

хлопок

белое

матовое

короткое

(6 – 52)

тонкое

средняя

слабая

мягкое,

пушистое

менее

прочн.

лён

светло-серое

блестя-щее

длинное

(250–1000)

толстое

большая

прямое

волокно

жёсткое,

гладкое

проч-ное

 Из волокон вырабатывают пряжу (нитки) – из отдельных коротких волокон скручивают тонкие длинные нити (прядение).

Нити переплетают между собой.

Те нити, которые идут вдоль ткани, называют основой (основными, долевыми).

Те нити, которые идут поперёк ткани, называют утком (уточными, поперечными).

Эти нити отличаются между собой:

- Нить основы – тонкая, гладкая, равномерная по толщине, плотная, прочная,

 растягивается меньше, чем нить утка.

- Нить утка – более толстая, пушистая, неравномерная по толщине, растягивается больше, чем нить основы.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому по краю образуется кромка (неосыпающиеся края).

Самое распространённое переплетение – полотняное (нить основы и утка

 чередуются через одну).

Производственные этапы изготовления ткани

Волокно - Прядение - Нити (пряжа) - Ткачество - Суровая ткань - Отделка -

                                                      Готовая ткань

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, т.к. нуждается в отделке.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

IV. Лабораторно – практическая работа № 1

«Определение в ткани направления нитей основы и утка»

Вид нити

по кромке

по степени растяжения

по звуку

по виду нити

Основа

вдоль

меньше

звонкий

тонкие

гладкие

Уток

поперёк

больше

глухой

толстые

пушистые

Ход работы:

1.Рассмотреть кусочки ткани с кромкой и без кромки.

2.Определить направление нитей и заполнить таблицу.

3. Прикрепить кусочки в тетрадь и подписать нити.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

«ПО тканевому морю: Многоликий ЛЕН»

«По тканевому морю»

Цикл уроков по материаловедению, с применением компьютерных технологий,

разработанный учителями технологии и СБО.

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, с использованием знаний по компьютерной грамотности, уроков технологии и СБО.

   Тема урока: Материаловедение. Многоликий ЛЕН.

   Цель урока: Усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в                    систему. Выработка умений навыков по их применению.

    Задачи: расширить и обобщить знания по данной теме, обогащение словарного запаса, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, воспитание интереса к учебе, предметам.

Пояснительная записка.

Создавая данный урок разработчики стремились привнести в его разделы вновь появившиеся факты, новые достижения. Внедрить знания по работе на ПК.

Урок состоит из пяти разделов и рассчитан на 2 часа.

  1. Раздел разработала Попова О.Г.В нем наглядно отображена история появления волокон льна.
  2. Раздел составлен Френкель Т.М. В нем рассказывается о цепочке превращений льняного волокна в ткань, свойствах льняных тканей  
  3. Раздел разработала Прокофьева Н.И. Здесь представлен материал по уходу за тканями из льняного волокна.

Перед III разделом проводится лабораторная работа- «Определи льняную ткань».

Целью лабораторной работы является повторение пройденного материала, развитие тактильных ощущений, определение типичных ошибок, обнаружение пробелов в знаниях.

    IV. Раздел разработала Френкель Т.М.  Практическая работа по созданию фольклорной куклы из льняного волокна учащимися.

    V. Раздел разработан Прокофьевой Н.И., Поповой О.Г. Закрепление знаний, изученного материала: решение кроссворда.

 Уроки проводятся при технической поддержки и консультации со стороны учителя информатики Форостенко Е.Н.

     Сообщение нового материала проходит в форме чередования рассказа и беседы.

      Закрепление полученных знаний и подведение итогов проходит в форме

работы над решением индивидуального кроссворда с использованием знаний компьютера и изготовлением куклы «Кувадки».

См. приложение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма работы: групповая

Метод проведения: пояснительно -иллюстративный, исследовательский,

самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

Наглядные пособия и оборудование: Образцы волокон льна, альбом «Швейное материаловедение», образцы тканей.

Техническое обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                   Ход урока.

Организационная часть

1.Проверить подготовку учащихся к уроку.

2.Отметить отсутствующих.

Вопросы для повторения

1.Что такое волокно?

2. Какие виды волокон вы знаете?

3.Из каких нитей состоит ткань?

4.Расскажите об использовании тканей.

Технические сведения

1.Использование природного сырья для производства растительных                    волокон.

2.Сведения о текстильных волокнах

3.Исторические сведения об эволюции ткацкого станка.

4.Изготовление ткани.

5.Профессии ткацкого производства.

6.Основные сведения об эксплуатации льняных тканей.

ПРОИЗВОДСТВО И СВОЙСТВА ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.

С древних времен наши моря и океаны бороздили торговые суда. Народы торговали друг с другом, кто чем богат. Россия -медом, Индия- благовониями, Китай шелком, Египет-пшеницей. Купеческие корабли и развезли дикий лен по свету.

        

Какими же свойствами одарила природа это растение и ткани из него. Расмотрим их.

  1. Гигиенические- как мы будем себя в ней чувствовать.
  2. Эксплуатационные- а не быстро ли порвется ткань из этого волокна ?
  3. Технологические—сможем ли мы вообще что-нибудь из нее сшить?

.Вот что писал древний греческий путешественник Геродот: « Ткань, которую прислали в подарок царю была легкой и прозрачной -одна ее ниточка состоит из 360 тончайших нитей» подарок ценился на вес золота в самом прямом смыясле этого слова. На одну чашу весов клали льняную ткань на друг -золото и чаши уравновешивали.

                                                       

Лучше всех из льняного волокна научились делать ткани в Египте. В жарком климате и фараоны, и простолюдины нуждались в одежде из тончайшего материала. Египтяне достигли исключительного мастерства, но к сожалению секрет изготовления тончайших тканей утрачен несколько тысячелетий назад.

 Как вы видите ткацкий станок представлял собой 4 закрепленные между собой палки. И ткач сидит прямо на долевой нити.

     Рассказывают будто бы на льняной плащанице -это кусак льняного полотна в который заворачивали умершего человека- отпечатался лик Исуса Христа т.е. этому куску материала

2012 лет.

Время бежит быстро. Ткацкий станок уже не лежит на полу, а закреплен для удобства

 ткачихи выше.

А вот ткацкий станок в русской избе. На нем ткали узкие полотна. В России ткали после уборки урожая, осенних полевых работ. Собирали ткацкий станок и долгими зимними вечерами ткали льняное полотно. Оно было около 40 см. шириной. Кто- нибудь догадался , почему ткали узкое полотно? Да, в нашем суровом климате строили небольшие дома-- берегли тепло. Избы не позволяли устанавливать большие станки.

Гигиенические свойства

Так какими же ценными свойствами обладает ткань из льняного волокна. Как широк спектр

использования волокна. Рассмотрим  эти свойства  во всем их многообразии соответствует ли льняная ткань требованиям человека.

На Руси от севера до юга крестьяне шили одежду сами. От повседневных рубах до изумительных нарядов, расшивали ее узорами, украшали кружевами, драгоценными камнями, жемчугом, аппликацией. И поэтому больше всего ценили гигиенические свойства.

Льняное волокно быстро впитывает влагу и так же быстро испаряет ее. Таким образом, прилегающая к телу одежда создает ощущение прохлады. Льняная ткань по гигиеническим свойствам превосходит ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. Льняная ткань обладает редкостными бактериологическими свойствами ни бактерии, ни грибок на нем не уживается. Льняные нити используют в хирургии для зашивания швов.т.к. Наш организм их не отторгает и постепенно рассасывается.

              Хорошо пропускает воздух

В льняных тканях присутствует один хитрый химический элемент к р е м н е з е м , который предохраняет от процессов гниения. Посещая в Эрмитаже Египетскую экспозицию вы и сами в этом убедились на примере мумий, завернутых в прочные, тончайшие бинты из льна. А им не одно тысячелетие. Высокая воздухопроводность одежды для жаркого лета способствует сохранению стабильной температуры тела., тем самым спасая вас от перегрева.

Научными исследованиями доказано, что одежда из льна при высокой температуре потеют вдвое меньше, чем в хлопчатобумажном. Лен «отводит жару» -влага испаряется с него почти с такой же скоростью, как с поверхности водоема. - вот почему льняная ткань всегда свежа и прохладна. Зимой, кто носит льняное белье, реже простужается. Ученые после экспериментов пришли к выводу, что льняная ткань оказывает благоприятное воздействие при начинающемся перегреве тела. Льняные ткани плохо сохраняют тепло.

Эксплуатационные свойства

Они очень разнообразны по своим характеристикам и зависит от качества применяемого волокна.

Льняная ткань очень прочная, из нее шьют паруса для кораблей, такелаж для них.

  Сапоги и будки для собак.

Она может быть блестящей, мягкой, хорошо драпируется, наощупь гладкая, горит пламенем издавая запах жженой бумаги, образуя пепел.

  Технологические требования к льняным тканям для массового пошива одежды

 Скольжение льняных тканей имеет большое значение при настиле для раскроя деталей. Устойчивость настила ткани зависит от обработки льняной нити.

Большинство льняных тканей имеет полотняное переплетение и при раскрое осыпается мало.

 Тонкие льняные ткани не прорубаются. Толстые -прорубаются.

Модельеры нам помогут создать из льняной ткани красивую одежду  и не только, как использовались эти ткани еще:

 Из нее изготавливали книги и гобелены для защиты от холода сырых и мрачных покоев в  средневековых замках.

 Льняные холсты сберегли для нас творения великих художников прошлого, древние рукописи, книги, написанные на бумаге из льняного сырья.

 Использовали в быту для изготовления занавесей, штор.

 Используя гигиенические свойства ткали тонкое льняное полотно для постельного белья.

 Детского постельного белья. Исследования доктора Вадковского подтвердили, что во время сна температура тела поднимается и идёт усиленное выделение пота. Применение ткани хорошо впитывает влагу, предупреждает целый ряд заболеваний, особенно у маленьких детей.

Как замечательно выглядят столовые наборы. Из льняной ткани делают и кухонные полотенца т. к. при вытирании посуды они не оставляют на ней ворсинок. При кипячении с льняных скатертей исчезают пятна. Махровые полотенца хорошо массируют тело при растирании.

Еще одна разновидность ткацкого станка.

Модели одежды из льняной ткани. Ткань для летней одежды должна  иметь определенную жесткость, от которой зависит слой под одежного воздуха. Льняные ткани обеспечивают полное отсутствие статического электричества.

Раздел IV.

Практическая работа по созданию фольклорной куклы из льняного волокна.

« Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво

Твои нелепые мотивы,

Никто не в силах повторить».

Цели: повторение и закрепление знаний.

Задача: познакомить с русскими обрядами и традициями, формирование ручной умелости, бережного отношения к наследию прошлого.

Ожидаемый результат: изготовить куклу « КУВАДКУ».

В далекие времена только сам человек мог помочь себе - ни врачей, ни больниц тогда не было. Травами да кореньями лечили знахари да не в каждой деревне они были. Поэтому и сложился обряд ОБЕРЕГОВ. Женщины вышивали подолы у рубах, украшали вороты, плечи, низы рукавов, что бы не дай бог злая сила, разные хвори не проникли в организм человека.  Ткань рвали руками, детали скручивали и приматывали друг к другу. Способ крепления нитями мог быть «по солнцу» , без повторения витков. Кувадкаи - относится к куклам закруткам. В различных районах Руси они делались по-разному, Тульские, вятские кувадки могли нести разную смысловую нагрузку. Например, кукла-ангел, кукла день -ночь. Куклы обереги пользовались на Руси особым уважением. Ведь с нее начиналась жизнь ребенка. Будущие матери к рождению ребенка делали много маленьких куколок «кувадок» для оберега новорожденного. Собирая куколок мама напевала, загадывала желания, читала молитвы. Поэтому от кукол исходит ощущение уюта, тепла, спокойствия. Специалисты называют этот эффект симпатической магией. Своему происхождению эта кукла обязана обряду, называемому «Кувада», и совершавшемуся при рождении младенца. Мужчине, отцу ребенка, при родах отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти действия и называются "кувада". В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник, ограждая от них младенца и мамочку. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Кукол могла для своего ребенка могла выполнять только МАМА.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По тканевому морю: Многоликий ЛЕН. Учитель технологии Френкель Т.М.

Слайд 3

Свойства льняных тканей. I.Гигиенические. II.Эксплуатационные III.Технологические.

Слайд 4

Великий греческий ученый ГЕРОДОТ

Слайд 5

ЕГИПЕТ.

Слайд 6

Туринская плащаница-I век

Слайд 7

V век нашей эры

Слайд 9

I.Гигиенические свойства. . 1.Взаимодействиев с водой. Хорошо впитывает влагу.

Слайд 11

Взаимодействие с окружающей средой. Хорошо пропускает воздух.

Слайд 13

Теплопроводность Низкая теплопроводность

Слайд 14

Эксплуатационные свойства. ЦВЕТ. Серебристосерый Отбеленный Окрашенный

Слайд 16

Парусина и веревки

Слайд 17

Блеск Имеет блеск.

Слайд 18

МЯГКОСТЬ Из грубых волокон- ЖЕСТСКОЕ Из тонких волокон- Нежное, тонкое.

Слайд 19

ДРАПИРУЕМОСТЬ Тонкие льняные ткани хорошо драпируются.

Слайд 20

ГЛАДКОСТЬ Гладкое

Слайд 21

ГОРЕНИЕ Горит, издавая запах жженой бумаги.

Слайд 22

Современное производство.

Слайд 23

Технологические свойства. Во время настила Скользит мало.

Слайд 24

ОСЫПАЕМОСТЬ ТКАНИ. Осыпается при раскрое.

Слайд 25

ПРОРУБАЕМОСТЬ ТКАНИ. При пошиве прорубается.

Слайд 26

Использование льняных тканей для пошива изделий.

Слайд 29

Книги и гобелены

Слайд 30

Картины

Слайд 31

Занавеси

Слайд 32

Постельное белье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Методическая разработка "Игрушки из тканевых шаров"

В разработке представлен материал для учителей технического труда, кружководов и родителей. Материал рассчитан для учащихся 2-8 классов VIII вида....

Методическая разработка "Хождение за три моря"

Методическая разработка "Хождение за три моря"...