Технологическая карта урока "Робототехника. Понятие о принципах работы роботов".
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Новое содержание предмета "Технология" в 5-х классах включает тему "Робототехника". Здесь представлена технологическая карта урока по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx145.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Технология»

Класс5 А

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

учителя Ольховатова Н.Б. средняя школа № 78

(ФИО, название образовательного учреждения)

ЧАСТЬ 1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Раздел (модуль)

электротехника

Тема урока

 Роботы. Понятие о принципах работы роботов

Цель (прогнозируемый результат)

Познакомить учащихся с понятием Робот, видами роботов, областями применения и принципами работы

Задачи

Образовательные:

  • создать программируемую модель для демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами

Развивающие:

  •  развивать логическое мышление, умение использовать различные речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Воспитательные:

  •  прививать интерес к алгоритмизации и программированию

Основное содержание темы

Тематические дидактические единицы (с включением региональной составляющей): Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов.

Управление роботами. Методы общения с роботом.

Основные блоки.

Основные виды деятельности учащихся: активное слушание, беседа, практическая работа по сборке конструктора и построению алгоритма для него

Термины понятия

Робот и Робототехника, виды роботов, области применения и принципы работы.

Планируемые результаты

(из Ваших рабочих программ в соответствии с тематикой урока, с учетом рекомендованных результатов ПООП ООО)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уметь работать в группах, отстаивать свою точку зрения

Инженерия: Выстроить и протестировать движения аллигатора.

Математика: Понять принцип использования чисел для представления воспроизводимых звуков и количества времени, в течение которого работает мотор.

Физика: Изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в механизме.

Знать понятие алгоритма деятельности

Уметь строить алгоритмы для различных

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи (применение знаний других областей знаний)

Ресурсы (дидактические материалы, МТО)

Форма реализации образовательной программы (традиционная/ сетевая)

Инженерия, математика, физика

Кабинет робототехники МОУ КОЦ «ЛАД»: Интерактивная доска, ПК, комплекты учебного оборудования LEGO MINDSTORMS, Lego Wedo “hungry alligator” (из расчета 1 на команду), ЦОР учителя, инструкции по сборке робота, программное обеспечение Lego Wedo

сетевая

Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная/парная/ групповая/фронтальная)

Методы обучения

Тип урока

Место проведения урока

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Беседа, рассказ, моделирование, демонстрация образца

комбинированный

Кабинет робототехники МОУ КОЦ «ЛАД»

ЧАСТЬ 2. СЦЕНАРИЙ УРОКА

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1 этап Самоопределение к деятельности

(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)

Цели деятельности

Мотивационные задания на самоопределение к деятельности

Планируемый результат

Активизация внимания учащихся учащихся

Задание 1.

Форма организации познавательной деятельности:

Индивидуальная работа на раздаточном материале с активизацией внимания и ответа на вопрос «Какова тема урока?»

Дидактические материалыC:\Users\Пользователь\Desktop\роботы.jpg

Задание 2.

Форма организации познавательной деятельности: видеопрезентация

Дидактические материалы: видеоролик

Предметный узнать виды роботов

Метапредметный актуализация познавательной сферы

Личностный развивать внимания

2 этап Учебно-познавательная деятельность

(изучение учебного материала, его закрепление)

Цели деятельности

Учебные задания

На знание (З), понимание (П), умение (У)

Планируемый результат

Блок А (изучение)

Познакомить учащихся с понятием Робот, видами роботов, областями применения и принципами работы

Задание 3 (знания).

Форма организации познавательной деятельности: беседа

Дидактические материалы: видеоролик

Задание 4 (знание)

Форма организации познавательной деятельности: рассказ

Дидактические материалы: презентация

Задание 5 (знание)

Форма организации познавательной деятельности: видеопрезентация

Дидактические материалы: видеоролик

предметный учить анализировать проблемную ситуацию, определять, какие средства необходимы для её разрешения.

Метапредметный умение аргументировать свою точку зрения

Личностный развивать память, внимание, мышление

Блок Б (закрепление)

Познакомить учащихся с понятием Робот, видами роботов, областями применения и принципами работы

Задание 6 (понимание).

Форма организации познавательной деятельности: беседа

Дидактические материалы: видеоролик

предметный - учить анализировать проблемную ситуацию, определять, какие средства необходимы для её разрешения.

умение аргументировать свою точку зрения

Личностный развивать память, внимание, мышление

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)

Цели деятельности

Варианты практических заданий/кейсов/исследований

Планируемый результат

Познакомить учащихся с конструкторами Lego  и принципами работы

Задание 7 (вводный инструктаж учителя)

Форма организации познавательной деятельности: рассказ учителя

Дидактические материалы: план эвакуации из кабинета

Задание 8 (инструктаж по технике безопасности)

Форма организации познавательной деятельности: рассказ учителя

Дидактические материалы: ПК, конструкторы

Задание 9 (практическая работа)

Форма организации познавательной деятельности: Сборка простейней схемы конструктора LegoWeDo “hungry alligator” в группе.

Дидактические материалы: ПК, конструкторы LegoWeDo

предметный - учить анализировать проблемную ситуацию, определять, какие средства необходимы для её разрешения.

Знать понятие алгоритма деятельности

Уметь строить алгоритмы для различных исполнителей

Уметь работать в группах, отстаивать свою точку зрения

Личностные - развивать познавательную активность, умение работать в группах. познавательные:

Метапредметный -

познакомить со способами аргументации определённой точки зрения, позиции при общении, формировать культуру коллективной деятельности.

4 этап Рефлексивная деятельность

(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Получить обратную связь от учащихся об усвоении темы

Задание 10 (самоанализ, самооценка деятельности учеником)

Форма организации познавательной деятельности: Выбор стикера с надписью и прикрепление к экрану настроения

  • Я Получил удовольствие
  • Я Узнал что-то новое
  • Я Научился
  • Я Удивился
  • Я Ничего не понял
  • Я Расстроился

Дидактические материалы: стикеры

Предметный умение давать обратную информацию одеятельность учителя

метапредметный самоанализ своей деятельности на уроке

личностный формирование адекватной самооценки

5 этап Домашнее задание (при необходимости)

(мотивация к самостоятельной деятельности, инструктаж выполнения д/з)

Задание 11 (формулировка задания, инструктаж выполнения д/з)

Форма организации познавательной деятельности: Эссе « Идеальный робот»

Дидактические материалы: материалы урока

Неделя:

Дата:

5 класс  - 90 мин

Тема занятия:

Роботы. Понятие о принципах работы роботов

Общие цели:

Познакомить учащихся с понятием Робот, видами роботов, областями применения и принципами работы

Ожидаемый результат:

Знать значение терминов «робот, робототехника»

Уметь классифицировать роботов по видам, способам передвижения, принципам работы.

Ключевые идеи:

Усвоить термины: Робот и Робототехника, виды роботов, области применения и принципы работы.

План занятия:

Время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формативное оценивание

1 мин

Организационный момент

Приветствие, готовность к уроку

Приветствие

2 мин

Психологический настрой

Применение различных способов мотивации и настрой учащихся на работу.

Участие

3мин

Постановка проблемы и обозначение темы урока

Индивидуальная работа на раздаточном материале с активизацией внимания и ответа на вопрос «Какова тема урока?»

C:\Users\Пользователь\Desktop\роботы.jpg

Учащиеся выполняют на раздаточном материале задание «Найди отличия двух одинаковых роботов»

Оценивание по количеству правильных ответов, путем сравнения своей работы и образца с правильными ответами, представленного на слайде презентации.

3мин,26 сек

Видео презентация обучающего робота о видах робота

Демонстрация видео с информацией о видах роботов

Просмотр информации

10 мин, 34 сек

Введение понятия робот

Ответ на вопросы по итогам просмотра видео:

Как вы поняли, что такое робот? Какие виды роботов вы запомнили? В какой области применяется каждый из видов? Как вы думаете, какие были предпосылки для создания роботов?

Демонстрация слайдов, рассказ

Слово «робот» произошло от чешского robot от «robota» — "барщина, подневольный труд". От этого же слова берёт этимологическое начало древнерусское слово «рабство» и старославянское «работа». Впервые слово robot было напечатано в 1920 году в пьесе Карела Чапека «R.U.R», а придумал его брат писателя – Йозеф.

Робот, это:

В современном понимании, робот – это устройство с антропоморфным поведением (подобно человеку), созданное с целью выполнения заданных операций. Деятельность роботов направлена на облегчение труда человека на производстве посредствам исполнения опасных, рутинных, тяжёлых работ.

Главная задача робота, помощь и облегчение труда человека, беря некоторые физические, в некоторых случаях и умственные, задачи на себя, тем самым дополняя и даже заменяя деятельность человека.

В информационном пространстве, в основном сетевом, понятием робот также называют программу, действующую автономно, т.е. сама по себе, выполняющую определенную функцию. Например, поисковый робот-паук, сканирующий сеть, собирающий информацию; биржевой робот, самостоятельно участвующий в торгах по заданным параметрам; различные боты и другие программы.

Виды роботов

Общепринятой классификации роботов не существует. Основные характеристики, по которым можно условно поделить все модели – назначение и внешний интерфейс.

виды роботов

Беседа, ответы на вопросы

Прослушивание

Запись в тетрадь определения «робот»

Оценивание по критериям

4 мин

Словарь

Робот, виды роботов

Запись в тетрадь

Оценивание по критериям

1 мин

 Разминка-Физминутка

5 мин 52 секунды

Лего-роботы видеопрезентация

Показ видеопрезентации

Просмотр информации

50 мин, 8 сек

Знакомство с разнообразием мира Лего-роботов? Практическая работа.

Ответ на вопросы по итогам просмотра видео:

Как вы поняли, что такое лего-робот? Какие виды лего-роботов вы запомнили? В какой области применяется каждый из видов? Как вы думаете, какие были предпосылки для создания лего-роботов?

Знакомство с кабинетом робототехники в МОУ КОЦ «ЛАД», представление конструкторов LegoWeDo, Lego Mindstorms Education . Техника безопасного поведения в кабинете робототехники и работы на специализированныз наборах конструкторов LegoWeDo, Lego Mindstorms Education.

Сборка простейней схемы конструктора LegoWeDo “hungry alligator” в группе.

Беседа

Изучяют ОТ, ПБ в кабинете робототехники

Работа в группе по сборке по схеме конструктора LegoWeDo “hungry alligator” в группе.

Оценивание по критериям

5 мин

Робототехника

Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics — роботика[1], роботехника[2]) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.

Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, кибернетика, телемеханика, мехатроника[4], информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику. (Википедия)

Запись в тетрадь

Оценивание по критериям

Ресурсы

Википедия, edurobots.ru

Последующая работа, домашнее задание: (1 мин)

Эссе « Идеальный робот»

Оценивание.

(2 мин)

Суммативное оценивание по результатам

самооценки учащихся.

Учащиеся воспринимают анализ их работы и оценку

Выставление отметок

Заметки по занятию, рефлексия (1 мин)

Выбор стикера с надписью и прикрепление к экрану настроения

  • Я Получил удовольствие
  • Я Узнал что-то новое
  • Я Научился
  • Я Удивился
  • Я Ничего не понял
  • Я Расстроился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...

Технологическая карта урока "Понятие о БСП"

Технологическая карта к уроку в 9 классе с элементами ФГОС.Урок изучения нового материала с технологиями проектов,ТРКМ, позиционного обучения. Приложения (карточки длоя учащихся разноуровневые, лист с...

Технологическая карта урока:"Понятие корня квадратного из неотрицательного числа"

Цель урока: формирование навыков применения полученных знаний при выполнении упражнений и решении уравнений.Задачи урока:Образовательные: повторить понятие квадратного корня и правила его вычисления; ...

Технологическая карта урока "Понятие смешанной дроби"

Материал содержит технологическую карту, самоанализ урока и презентацию к уроку...

Технологическая карта урока технологии "Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Технологическая карта урока технологии поможет учителям провети урок по теме: "Реклама" в 5 классе....