РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)

Семиченкова Валентина Викторовна

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по технологии в 5 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_5_klass.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

«Рассмотрена»

на заседании методического совета

Протокол №1 от 29.08.2019

Руководитель ШМО

_________________/Крутских Л.В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 10-02.07

от «30» августа 2019 года

«Утверждена»

приказом от 30.08.2019

№ 145-01.08

Директор

_______________/Никитин В.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования по технологии

Составитель:

- Семиченкова Валентина Викторовна

- Гусев Михаил Андреевич

«Согласована»

Заместитель директора

_________________/Ваулина В.Ю.

«30» августа 2019 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по технологии в 5 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.

9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.

10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

 12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

 13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

 15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  Предметные результаты, заявленные образовательной программой «Технология»,

 по разделам  содержания.

Раздел 1. Основы производства

Ученик научится:

  • отличать природный  (нерукотворный) мир от рукотворного;
  • различать объекты природы и техносферы;
  • разделять потребительские блага на группы: материальные и нематериальные.

Получит возможность научиться:

  •  определять потребности ближайшего социального окружения, на основе  доступных средств, сбора информации;
  • понимать, как производятся потребительские блага.

Раздел 2. Общая технология

Ученик научится:

  • определять понятия «техносфера» и « технология»;
  • характеризовать вид производства и технологии.

    Получит возможность научиться:

  •  определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности;
  • определять виды технологий.

Раздел 3. Техника

Ученик научится:

  • определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;
  • находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов;
  • пользоваться бытовой кухонной техникой, швейными машинами с электрическим приводом.

    Получит возможность научиться:

  • анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами.

Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Ученик научится:

  • выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и  оборудования;
  • читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
  • выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; 
  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
  • снимать мерки с фигуры человека;
  • строить чертежи простых швейных изделий;
  • подготавливать швейную машину к работе;
  • выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;
  • проводить влажно-тепловую обработку;
  • выполнять художественное оформление швейных изделий.

Получит возможность научиться:

  • определять назначение и особенности  различных швейных изделий;
  • различать основные стили в одежде и современные направления моды;
  • отличать виды традиционных народных промыслов
  • выполнять несложное моделирование швейных изделий;
  • проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования)  рабочих инструментов /технологического оборудования;

    разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели. 

Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов

    Ученик научится:

  • составлять рацион питания адекватный ситуации;
  • обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;
  • реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов;
  • использовать различные виды  доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов;
  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
  •  определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам.

    Получит возможность научиться:

  • составлять рацион питания адекватный ситуации;
  • осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;
  • составлять индивидуальный режим питания;
  • осуществлять приготовление блюд национальной кухни;
  • сервировать стол, эстетически оформлять блюда.

Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии

    Ученик научится:

  • выявлять пути экономии электроэнергии в быту;
  • пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;
  • выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Получит возможность научиться:

  • различать виды энергии, используемой человеком;     
  • определять механическую энергию, понимать возможность накопления и преобразования механической энергии.

Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации

Ученик научится:

  • разбираться в видах информации;
  • оценивать и сравнивать  скорость и качество восприятия информации различными органами чувств.

Получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;
  • понимать, как информация о внешнем мире может поступать в мозг человека;
  • представлять и записывать информацию;
  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму.

Раздел 8. Технологии растениеводства.

Ученик научится:

  • определять виды некоторых сельскохозяйственных культур;
  • определять полезные свойства культурных растений
  • применять различные способы хранения овощей и фруктов;
  • излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов.

     Получит возможность научиться:

  •  использовать комнатные  культуры в оформлении помещений (на примере школьных помещений);
  • применять технологические приемы использования цветочно-декоративных культур в оформлении ландшафта пришкольной территории.
  • Основным агротехническим приемам выращивания культурных растений.

Раздел 9. Технологии животноводства

Ученик научится:

  • распознавать основные типы животных и оценивать их роль в сельскохозяйственном производстве;
  • внимательно относиться к животным, вести наблюдения за животными;
  • выявлять животных, которые нуждаются в помощи.

    Получит возможность научиться:

  • определять какие потребности человека можно удовлетворить с помощью животных в 21 веке;
  • приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины.

Раздел 10. Социально-экономические технологии

Ученик научится:

  • разбираться в том, как свойства личности человека влияют на его поступки;
  • определять виды потребностей людей.

    Получит возможность научиться:

  • Разбираться в методах и средствах социальных технологий.

Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

    Ученик научится:

  • планировать и выполнять несложные учебные технологические проекты творческого характера:

-     выявлять и формулировать проблему;

-   обосновывать цель проекта, задачи, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата.

Получит возможность научиться:

  •  выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
  • планировать проектную деятельность согласно этапам;
  • оценивать уровень новизны товаров и услуг, предлагаемых в торговой сети.

Содержание программы учебного предмета по разделам

(всего 68 часов)

Раздел «Основы производства»  – 4 часа

   Теоретические сведения

            Техносфера и сфера природы, как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Потребительские блага и антиблага, их сущность, производство

    потребительских благ.  Общая характеристика производства.

   Практическая деятельность

   Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.

    Проведение наблюдений.

   Профориентация пятиклассников.  Профессия: строитель и врач, педагог и    

   официант, журналист и программист – в любой профессии можно стать

   профессионалом.

   Практическая деятельность

   Проведение наблюдений. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и    

   справочной литературе.    

Раздел «Общая технология» - 2 часа

    Теоретические сведения. Понятие о технологии, её современное  понимание как    совокупности средств и методов производства. Классификация производств и технологий.

    Практическая деятельность

    Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.

Раздел «Техника» - 4 часа

    Теоретические сведения. Понятие о технике, как форме деятельности и средстве труда.     Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.

Профориентация пятиклассников.  Профессии: специалисты по обслуживанию и ремонту технических устройств (слесари, смазчики, электрики и др.).

Практическая деятельность

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, приборами и аппаратами.

Раздел «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» - 24 часа

древесина

Теоретические сведения

     Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Чертёж, эскиз и технический рисунок.

металлы и пластмассы

Теоретические сведения

    Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы.

текстильные материалы

Теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Ткацкие переплетения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.

Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей.

Профориентация пятиклассников.  Профессии: прядильцики, ткачи, художники,

инженеры, технологи, химики, лаборанты.

Чертёж и выкройка швейного изделия. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами.

Профориентация пятиклассников.  Профессии: закройщик, художник – модельер, художник по костюму.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

    Профориентация пятиклассников.  Профессия: мастер по швейному оборудованию.

Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткань. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы при раскрое ткани.

Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками, предохранение срезов от осыпания – ручное и машинное обмётывание.

Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.

     Подготовка ткани и ниток к вышивке. Отделка швейных изделий вышивкой.

Технология выполнения ручных отделочных стежков.

    Профориентация пятиклассников.  Профессии: портной, швея.

Практическая деятельность

Изготовление образца полотняного переплетения.

Определение направления долевой и поперечной нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Свойства тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения.

Снятие мерок и изготовление выкройки швейного изделия (фартук). Изготовление  образцов ручных и машинных швов. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Моделирование выкройки изделия.

Упражнения на швейной машине.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка швейного изделия по индивидуальному плану.

Выполнение образцов вышивки.

Раздел «Технологии  обработки пищевых продуктов» – 14 часов

    Теоретические сведения

Понятия «санитарии» и «гигиены». Соблюдение правил санитарии и гигиены перед началом и в процессе приготовления пищи.

Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом и приспособлениями, кипящими жидкостями, горячей посудой.

Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды и технология приготовления бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе.  Технология приготовления горячих напитков. Современные приборы и способы приготовления чая и кофе.

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей (фруктов). Инструменты и приспособления для нарезки.

Технология и рецептура приготовления блюд из сырых овощей (фруктов).

Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.

Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления различных блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку.

Профориентация пятиклассников.  Профессия: повар, кулинар, кондитер, мойщик посуды.

Практическая деятельность

Технология и рецептура приготовления и оформления бутербродов, горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом, горячей жидкостью, кухонными приборами и приспособлениями, газовыми и электрическими плитами.

Технология и рецептура приготовления и оформления блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Определение свежести яиц.

Технология и рецептура приготовление блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку.

Раздел «Технологии получения, преобразования и использования энергии» -  2 часа

    Теоретические сведения

Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия.

Практическая деятельность

Изучение принципа работы приводов швейных машин, создание рисунка.

Профориентация пятиклассников.  Профессии: электрик (электромонтажник, электромеханик, электромонтер, электрослесарь, электросварщик), инженер – электрик.

Раздел «Технологии получения, обработки и использования информации» – 2 часа

    Теоретические сведения

Информация и ее виды. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств.

Практическая деятельность

Упражнения по зашифровке текста (знакомство с криптографией).

Раздел «Технологии растениеводства» – 4 часа

    Теоретические сведения

    Общая характеристика и классификация культурных растений.

    Общая технология выращивания культурных растений.

    Технологии использования дикорастущих растений.

Практическая деятельность

    Работа с учебником и справочной литературой.

    Профориентация пятиклассников.  Профессии: агрономы, трактористы, фермеры    (бухгалтер, агроном, юрист, грузчик), полевод, овощевод, садовод.

Раздел «Технологии животноводства» – 2 часа

    Теоретические сведения

    Животные организмы как объект технологии.  Потребности человека, которые удовлетворяют животные.

Практическая деятельность

     Работа с учебником и справочной литературой.

     Профориентация пятиклассников.  Профессии: ветеринары, зооинженеры,

    зоотехники, операторы птицефабрик, орнитологи, кинологи и др.

Раздел «Социально-экономические технологии» – 4 часа

     Теоретические сведения

Сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.

Практическая деятельность

Проведение теста по оценке стремления к достижению поставленных целей.

Построение пирамиды собственных потребностей.

Профориентация пятиклассников.  Профессия: психолог.

Раздел «Методы и средства творческой и проектной деятельности» – 6 часов

     Теоретические сведения

Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.

Практическая деятельность

Творческие проекты по разделам: «Технологии обработки пищевых продуктов», «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов»,

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

Основы производства

4

1.

Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)

2

2.

Производство и труд как его основа. Современные средства труда

2

Общая технология

2

1.

Сущность технологии в производстве. Виды технологий

1

2.

Характеристика технологии и технологическая документация

1

Техника

4

1.

Техника и её классификация

1

2.

Рабочие органы техники

1

3.

Конструирование и моделирование техники

2

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

24

1.

Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок

4

2.

Виды и особенности свойств текстильных материалов

4

3.

Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов

2

4.

Особенности ручной обработки текстильных материалов

14

Технологии  обработки пищевых продуктов

14

1.

Санитария и гигиена

2

2.

Основы рационального питания

2

3.

Бутерброды и горячие напитки

2

4.

Блюда из яиц

2

5.

Технологии обработки овощей и фруктов

4

6.

Сервировка стола к завтраку

2

Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

1.

Работа и энергия. Виды энергии

1

2.

Механическая энергия

1

Технологии получения, обработки и использования информации

2

1.

Информация и её виды

2

Технологии растениеводства

4

1.

Характеристика и классификация  культурных растений

1

2.

Общая технология выращивания культурных растений

1

3.

Технологии использования дикорастущих растений

2

Технологии животноводства

2

1.

Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей

2

Социально-экономические технологии

4

1.

Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий

4

Методы и средства творческой и проектной деятельности

6

1.

Сущность творчества и проектной деятельности. Понятие о творческом проекте

2

2.

Этапы проектной деятельности

2

3.

Технологические карты

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учр...

Рабочая программа основного общего образования по технологии для 10-11 класса (70 часов)

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспи...

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс...

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс...

Рабочая программа основного общего образования по технологии 7 класс. 2021 уч. г..

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников,...

Рабочая программа основного общего образования по технологии (технический труд) 8 класс.

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников,...

2022-2023 Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс...