Рабочая программа по технологии для 8 класса 34 часа в год
рабочая программа по технологии (8 класс)

Михайлова Екатерина Валерьевна

      Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Всходская СШ», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по Технологии, федерального перечня учебников допущенных к использованию в образовательном процессе в учебных учреждениях и состоит из следующих разделов: «Семейная экономика», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tehnologiya_8.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Всходская СШ», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по Технологии, федерального перечня учебников допущенных к использованию в образовательном процессе в учебных учреждениях и состоит из следующих разделов: «Семейная экономика», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение».

      Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Технология 8 класс (учебник для учащихся общеобразовательных организаций – 3-е изд., перераб. / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2017.  

                 Для классов, где обучаются дети с высоким уровнем мотивации, предполагается расширение содержания учебного материала на основе:

             - высокого уровня базовой теоретической и практической подготовки обучающихся;

             - высокого уровня мотивации к обучению у обучающихся;

             - интеграции содержания учебного материала;

             - сформированных умений и навыков работать самостоятельно с привлечением дополнительных источников информации;

               Тему «Технология ведения бизнеса»расширить выбором возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

   В соответствии с Учебным планом МБОУ «Всходская СШ» на изучение предмета  отводится 1 час в неделю. Итого 34  часа за учебный год.

Цель курса «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой  жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

•формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и         

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

формирование у учащихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;

профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прогматически ориентированного мировоззрения, социально-обоснованных ценностных ориентаций.

Задачи курса:

. привитие элементарных знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни;

. планирование семейного и личного бюджета;

. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

.обеспечения учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

.воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения  конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – (1 час)

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

Последовательность проектирования. Требования, предъявляемые к выбору темы проекта.

  1. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА – (8 часов)

Бюджет семьи.

Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.

Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.

Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей.

Технология ведения бизнеса Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

Практические работы. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.

Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.

Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.

  1. ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (2 ч.)

Теоретические сведения. Инженерные коммуникации в доме. Отопление. Газоснабжение. Электроснабжение. Кондиционирование и вентиляция. Информационные коммуникации. Система безопасности жилища.

Системы водоснабжения и канализации: конструкции. Водопровод. Канализация.

4. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА  (12 часов.)

Электротехническая энергия – основа современного технического прогресса. (1ч.)

 Источники электрической энергии.

Электрический ток и его использование.

Понятие об электрическом токе. Область применения электрической энергии.

Электрические цепи. (1 ч.)

Принципиальные и монтажные электрические схемы.

Комплектующая арматура. Элементы электрической цепи.

Потребители и источники электроэнергии. (1 ч.)

Параметры потребителей  и источников электроэнергии.

Устройства защиты электрических цепей.

Взаимосвязь электрического напряжения, тока, сопротивления, работы и мощности.

Электроизмерительные приборы. (1 ч.)

Предел измерения, цена деления, тариф. Стрелочные и цифровые измерительные приборы. Передаточное число, номинальная постоянная, максимально допустимая мощность.

Практические работы.

Изучение домашнего электросчетчика в работе.

Вычислить суточных расход электроэнергии в вашей квартире и её стоимость.

      Организация рабочего места для электромонтажных работ. (1 ч.)

Правила безопасности на уроках электротехнологии.

Порогово-ощутимый ток, неотпускающий ток, ток опасный для жизни.

Сборка электрической цепи и изготовление пробника.

Электромонтажные инструменты.

Практические работы. Сборка электрической цепи и изготовление пробника.

Сборка разветвленной  электрической цепи.

Электрические провода. (1 ч.)

Электроизоляционные материалы; установочные, монтажные, обмоточные провода, шнур; токоведущая жила; марка провода.

Соответствие основных параметров энергосистемы нормам, принятым при производстве, передаче и распределении электроэнергии.

Виды соединения проводов.

Разъёмные и неразъёмные соединения  проводов.

Монтаж электрической цепи. (2 ч.)

Зарядка арматуры, оконцевание проводов, петелька, тычок, окрутка.

Творческий проект. «Разработка плаката по электробезопасности».

Электроосветительные приборы.(1 ч.)

Тепловые источники света.  Люминисцентные источники света. Лампы накаливания. Дуговые лампы.

Лампа накаливания.

Нить накала, стеклянный баллон, инфракрасное излучение, газонаполненные лампы, выкуумные лампы.

Люминесцентное и неоновое освещение.

Люминесцентные и неоновые лампы.

Бытовые электронагревательные приборы. (1 ч.)

Электронагревательные приборы открытого и закрытого типа. Трубчатые электронагревательные элементы (ТЭНы). Биметаллический терморегулятор.

Принцип действия бытовых электронагревательных приборов.

Цифровые приборы. (1 ч.)

Электронные цифровые часы. Музыкальный центр. Мультимедиапроектор. Цифровая видеокамера. Сотовый телефон. Персональный компьютер.

Творческий проект. «Дом будущего». (1 ч.)

  1. СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (11 час.)

Профессиональное образование. (2ч.)

Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии. Алгоритм выбора профессии. Классификация профессий.

Профессиограмма и психограмма профессии.

Профессия – оператор ПЭВМ.

Составление профессиограммы.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.  (2 ч.)

Профессиональные интересы, склонности и способности.

Определение уровня своей самооценки. (1 ч.)

Определение своих склонностей.  (2 ч.)

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.(1 ч.)

Темперамент. Характер.

Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. (2 ч.)

Ощущение и восприятие. Представление. Воображение. Память. Внимание. Мышление.

Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба.(3 ч.)

ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА  – (1 час.)

«Мой профессиональный выбор»

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГОГО КОНТРОЛЯ

Тестирование, работа по карточкам, терминологические диктанты, практические работы,индивидуальные и фронтальные опросы, просмотр обучающих фильмов, проведение деловых игр и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  4. формирование умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои  профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные и навыки самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;
  5. самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  6. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
  7. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  8. воспитание культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  2. выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  3. виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделий или технологического процесса;
  4. осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ); выбор для решения  познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  6. формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  7. алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  8. определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  9. комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  10. организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
  11. оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранение ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  12. соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  13. оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ


в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;


в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
  • высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

В результате изучения технологии в 8 классе ученик научится:

- понимать цели и значение домашней экономики; общим правилам ведения домашнего хозяйства; составляющим семейного бюджета и определятьисточники его доходной и расходной частей; возможности рационального использования средств и путям их увеличения;  определять экономические связи семьи с рыночными структурами общества; элементам семейного маркетинга;

- определять роль членов семьи в формировании семейного бюджета; экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;

- анализировать семейный бюджет;  определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров;

- осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи;

- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках;  применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; в процессе работы ориентироваться на качество изделий; осуществлять поиск необходимой информации; соблюдать правила безопасного труда;

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* проектирования и изготовления полезных изделий из поделочных материалов;

*строения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;

*ведения здорового образа жизни;

*организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

* построения планов профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 8 класс 35 часов мальчики

Рабочая программа по технологиия 8 класс мальчики  с подробным календарно-тематическим планом...

Рабочая программа по технологии 5 класс. 2018-19 уч. год, 34 часа

Рабочая программа для девочек расчитана на 34 часа....

Рабочая программа по " Технологии" 6 класс, 2018-19 уч. год, 34 часа

Рабочая программа для девочек, 6 класс, 34 часа в год...

Рабочая программа по "Технологии" 7 класс. 2018-19, 34 часа

Рабочая программа для девочек на 2018-19 учебный год, 34 часа...

Рабочая программа по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой

Рабочая программа  по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой...

Рабочие программы по технологии 8 класс 2 часа 2019-2020 учебный год

Рабочие программы по технологии для совместного обучения 8 класс 2 часа 2019-2020 учебный год...