Методическая деятельность
методическая разработка по технологии

Магомедова Раиса Мусабеговна

Выступление на ГМО 2018г."Суть современного урока технологии."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_doklad_sovr_urok.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления

на методическом объединении учителей технологии:

«Суть современного урока технологии».

Магомедова Р.М.

Учитель технологии МАОУ СОШ №10 г.Реутов

         «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К.Д.Ушинский.

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Целью деятельностного подхода на уроках технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи для учителя :

  • - научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
  • - воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
  • - формировать эстетический вкус;
  • - прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
  • -развивать логическое мышление и творческие способности;
  • -научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Рычаги управления процессом заключаются в следующем:

  1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: 1.создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ . 2. выделяется содержательная область («могу»)
  2.  Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:

1.конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта, 2. тренировка мыслительных операций.

  1.  Выявление причины затруднения (если есть). 1. Помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение 2. Выявляем вместе причину затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.
  2.  Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план действий: 1. ставят цель, 2.строят план достижения цели, 3. выбирается метод разрешения затруднения, 4.самостоятельно выполняют проект.
  3. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.
  4.  Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.

Например: 5 кл. тема: Изготовление разделочной доски. – 6 ч. На первом уроке показываю образцы разделочных досок, заинтересовываю, предлагаю сделать в подарок маме. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления разделочной доски, количество, как рассчитать, какая может быть форма разделочной доски, последовательность выполнения работы, способы отделки… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление разделочной доски, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше.

Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.

Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты отменяют “минимум знаний” и вводят понятие социального заказа. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая деятельность

Урок внеклассного чтения в 6 классе...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно – методическая деятельность

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...

портфолио:методическая деятельность

Научно-методическая деятельность2.1. Программа самообразованияТема школы: «Профессиональный рост педагога – основа результативности УВП»Цели развития образовательного учреждения: обеспечение потребнос...

Методическая деятельность

Презентация "Компетентность личности - основа самореализации учащихся"...

Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные с...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...