ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ООО
статья по технологии

Проверка и оценка знаний, умений и опыта деятельности является очень важным и необходимой составной частью учебного процесса. Каким же образом, организовать работу по контролю знаний и умений при этом сохранив психическое здоровье ребенка. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок, является одной из важных задач, стоящих перед учителем технолгии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lezhenina_g.v.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ООО

Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Одной из задач курса по технологии является: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями [2].

Следовательно, проверка и оценка знаний, умений и опыта деятельности является очень важным и необходимой составной частью учебного процесса. Вспомним свои ощущения, когда вам говорили: «Завтра контрольная работа!» (страх, волнения, беспокойства)

У нас у взрослых остались неприятные ощущения, а для ребенка это равносильно тремстам баллам по стрессовой шкале (равное расставанию с любимым человеком).

Каким же образом, организовать работу по контролю знаний и умений при этом сохранив психическое здоровье ребенка. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок, является одной из важных задач, стоящих перед учителем.

Даже для учащихся, которыми мы называем успешными в освоение предмета, не все формы контроля комфортны.

  • Есть дети, которым нужно показать, как сделать!
  • К другим нужно подойти и вместе разработать контрольный материал;
  • С третьими проанализировать алгоритм работы
  • Четвертым рассказать

Получается проблемная ситуация: с одной стороны, предмет «Технология» с его практической направленностью, а с другой стороны различные психотипы ученика (модальности).

Традиционный контроль рассчитан на всех детей без учета модальности, а по последним требованиям к современному уроку, невозможно качественно оценить учащихся без учета ведущих репрезентативных систем [1].

Мы предлагаем несколько примеров контроля, которые учитывают все четыре психотипа учащихся, ведущими системами которых являются: аудиальная система, визуальная система, кинестетическая система, аудиально – дигитальная система.

Кинестетик – предпочитает практический контроль;

Визуал – тестовый;

Аудиал – лучше справиться с диктантом.

Таким образом, исходя из выше изложенного, уместно применять на этапе ООО.

Отчеты о работе за четверть

Отчет о работе за четверть создается учащимися в предпоследнюю неделю четверти и включает в себя фиксацию качественных и количественных достижений и совершенных действий. Подготовка отчета осуществляется на одном из уроков в школе (в 5 – 6 классе) или дома (начиная с 7 класса). Учащиеся, пользуясь рабочей тетрадью, учебником, дополнительными источниками, «вспоминают» пройденный путь, оценивают качество усвоения и выписывают в таблицу (предложенную учителем) ключевые элементы модуля.  При необходимости учащийся дополняет знания и сознательно переводит их в ранг «усвоенных». Таким образом, каждый из психотипов ученика выберет комфортный для себя способ получения информации. Учащийся может заранее предвидеть итоговую оценку, ликвидировать недочеты, сделать работу над ошибками. В результате он будет готов к промежуточной аттестации, ВПР.

В настоящее время наши учащиеся ведут предметные страницы дневника.  Данная страница отражает деятельность учащихся по предмету и предназначена для активизации контрольно– оценочной деятельности ученика.

– Страница размещается в рабочей тетради, постепенно при выполнении крупных заданий, рекомендованных к выполнению, заполняются первые три колонки (служащие первоначально ежедневником – напоминалкой), после выполнения и оценивания работы, заполняются остальные колонки. Учащийся получает текущие оценки, заносит их на страницу с обозначениями причины получения.

На странице можно указывать урочную деятельность, внеурочную, самостоятельную. Основные преимущества этого метода.

В конце четверти, года учащийся может прогнозировать свою оценку, при необходимости обратиться к учителю за дополнительными заданиями

Внеаудиторные занятия – конкурсы

Знания, полученные детьми на уроке в школе, мы оцениваем отметкой, а как оценить внеурочную деятельность учащегося? В этом случае уместно применять рефлексивный и креативный методы.

рефлексивный – это творческие книжки для учащихся 5 – 9 класс. Данный метод работает на успех ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.

креативный – это творческий проект

Применение данных методов оценки знаний, возможно только после диагностики и создания дидактического потенциала приемов, форм и видов учебной деятельности, а также мини – картотеки дидактического потенциала заданий на уроке.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с.
  2.  Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/download/737/ (дата обращения: 10.10.2021 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОДб. 04 История для СПО

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «История»:  Включает в себя теоретические задания в форме тестов с выбором одного ...

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства обра...

ПЛАНИРУЕМЫE РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫE РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Оценка достижений результатов освоения учебного предмета «Физика»

Оценка достижений результатов освоения учебного предмета «Физика»...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...