«Методы и приемы самостоятельной работы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела»
статья

Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с умственной отсталостью, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utkin_doklad_metody_i_priemy_samostoyatelnoy_raboty.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

 «Методы и приемы самостоятельной работы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела».

Докладчик: Уткин Алексей Геннадьевич,

учитель профессионально- трудового дела (слесарное дело).

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема - обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с умственной отсталостью с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении.

Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с умственной отсталостью, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Роль педагога  состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объём работы.

Задания реконструктивно – вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят детей к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся.

Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности обучающихся. Эта деятельность позволяет получать детям принципиально новые для них знания, закрепляет навыки  самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

 

Виды самостоятельных работ в обучении.

        Наиболее распространёнными и эффективными в моей деятельности являются:

Работа с книгой.

Это работа с текстом и графическим материалом учебника:

  • пересказ основного содержания части параграфа;
  • составление плана ответа по прочитанному тексту;
  • поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ; сравнение;

Упражнения.

  • Тренировочные;
  • Воспроизводящие упражнения по образцу;
  • Составление различных задач и вопросов и их решение;
  • Рецензирование ответов других детей;
  • Оценка их деятельности на уроке;
  • Различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Решения разнообразных задач и выполнение практических работ.

Различные проверочные самостоятельные работы.

  • Тест;
  • Самостоятельная работа по инструкционной карте;
  • Контрольная работа.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы обучающихся, задача педагога заключается в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

  • Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
  • Обязательность подготовки детей к выполнению заданий;
  • Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых на занятиях;
  • Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
  • Ознакомление обучающихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
  • Оказание педагогом в случае необходимости помощи в работе;
  • Обучение детей приёмам самоконтроля при выполнении работ;
  • Обязательность проверки педагогом самостоятельных работ обучающихся.

  Предлагаю Вам поближе познакомиться с некоторыми заданиями, используемыми при самостоятельной работе с обучающимися.

1. Задания на установление соответствия. В задачах этого типа следует установить соответствие между двумя утверждениями  

По факту использования задач этого вида видно, что используется только один тип сопоставления - один к одному, то есть одному элементу из категории "1" сопоставляется только один элемент категории "А".

Оценка теста - это сумма правильных логических пар.

2. Задания с исключением лишнего понятия. Учащимся предъявляю бланк и говорю: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

 3. Задания на выявление общих закономерностей. Обучающимся предлагаю 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

4. Терминологический диктант, обучающимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.  

5. Задание по толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме. 

Сегодня мы с вами рассмотрели несколько вариантов заданий для самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации обучения, осуществляемую под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой дети преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Поэтому одной из главных задач дополнительного образования является формирование у детей умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

В представленном материале рассмотрены некоторые  методы и приемы самостоятельной работы, которые могут разнообразить  занятия с обучающимися в дополнительном образовании:1. Задания на устан...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Использование картинных символов коммуникации как средство овладения элементарными коммуникативными функциями на уроках «Ориентировки в окружающем» при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью (втором отделении вспомогательной школы) в ус

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для наиболее эффективной организации коррекционно-образовательного процесса необходимо использовать альтернативные средства общения. В мой практик...

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы  "Межнациональные отношения"....

Эффективные приемы формирования самостоятельности на уроках слесарного дела у детей с интеллектуальными нарушениями

В докладе рассматриваются наиболее эффективные приёмы по формированию навыка самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта...

Метод проектов в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения уроков, развить мотивационную сферу школ...

Статья "Нетрадиционные методические приёмы проверки знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках природоведения"

В статье описаны нетрадиционные методические приемы проверки знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках природоведения....