Интеллектуальная игра «Мозговой штурм».
план-конспект занятия по технологии (8 класс)

Цель:  Проверка и корректировка знаний, практических навыков и приёмов работы учащихся.

Задачи. 

  • Закреплять знания учащихся по общему курсу обработка металлов ручными инструментами и на станках.
  • Выполнить упражнения по работе с проволокой   
  • Закрепить знания и умения приёмов работы с техническим рисунком и чертежом.                                                                                                                                                                                                                                                    
  • Развивать мыслительную деятельность, обогащать активный словарь детей технической терминологией.
  • Воспитывать усидчивость и внимательность при проведении занятия.

Оборудование.    

Чертежи, чертёжный инструмент, инструменты и приспособления для работы с проволокой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_mozgovoy_shturm.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Интеллектуальная игра «Мозговой штурм».

(сценарий урока по профессионально – трудовому обучению (слесарное дело) в 8 классе)

 

 Составил и провел:

Уткин А.Г. - учитель профессионально – трудового

 обучения (слесарное дело) Горковской МС(К)ОШИ.

Цель:  Проверка и корректировка знаний, практических навыков и приёмов работы учащихся.

Задачи.   

  • Закреплять знания учащихся по общему курсу обработка металлов ручными инструментами и на станках.
  • Выполнить упражнения по работе с проволокой    
  • Закрепить знания и умения приёмов работы с техническим рисунком и чертежом.                                                                                                                                                                                                                                                    
  • Развивать мыслительную деятельность, обогащать активный словарь детей технической терминологией.
  • Воспитывать усидчивость и внимательность при проведении занятия.

Оборудование.     

Чертежи, чертёжный инструмент, инструменты и приспособления для работы с проволокой.

 

Игра «Мозговой штурм» включает несколько туров:

  • мыслительная разминка (вопросы на скорость мышления);
  • работа с проволокой;
  • работа с чертежом и ребусом;
  • интеллектуальная игра «Своя игра».

 

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующих.

Условия игры.

Сегодня урок у нас пройдет в форме деловой игры. Для этого нам необходимо разделиться на 2 бригады и каждая бригада должна выбрать себе бригадира и дать название бригаде.  По итогам игры в конце урока мы выявим самую лучшую бригаду.  Игра включает 4 тура.

Ход игры.  

I тур.   «Мыслительная разминка» (вопросы на скорость мышления).

Учитель задаёт вопрос, задача команды как можно быстрее ответить на заданный вопрос. Та бригада, учащийся которой поднимет руку первым,  отвечает на вопрос. Если ответ не правильный -  очерёдность ответа переходит к другой бригаде. Побеждает та бригада,  у которой больше правильных ответов в задании.

Вопросы на скорость мышления.

  • Как называется нижняя часть кернера?  (остриё)
  • Как называется нижняя часть зубила? (лезвие)
  • Как называется средняя часть чертилки?  (державка)
  • Как называется верхняя часть зубила?  (ударная часть, боёк)
  • Как называются риски, цифры на линейке?  (шкала делений в мм, см)
  • Как называется верхняя часть молотка?  (носок)
  • Из чего делается ручка молотка?  (из твёрдых пород древесины, берёзы)
  • Какие молотки бывают по форме?  (с круглым или квадратным бойками)
  • Как называется передняя часть напильника?  (носок)
  • Как называется задняя часть рабочей части напильника?  (пятка)
  • Как называются плоские части напильника?  (грань)
  • Как называются углы напильника?  (рёбра)
  • С помощью чего определяют десятые доли миллиметра?  (штангенциркуля)
  • На каком станке затачивают инструменты?  (электроточило)
  • Что применяют для закрепления деталей и заготовок при сверлении?  (ручные тиски, машинные тиски)
  • Что должно иметь ножовочное полотно, чтобы при работе оно не заклинивало? (развод)                                    
  • Как называются зубья напильника?  (насечка)
  • Как называется зубило для вырубания отверстий, канавок, пазов?  (крейцмейсель)
  • Как называется резьба, нарезанная на болтах?  (наружная)
  • Как называется резьба, нарезанная в гайках?  (внутренняя)                              

Подведение итогов по выполнению 1 тура.

 II тур.  Работа с проволокой. 

Задача: используя алюминиевую проволоку диаметром 3 мм, слесарные тиски, плоскогубцы, круглогубцы, острогубцы (кусачки), изготовить буквы определённого размера и сложить из них слово «Напильник», «Струбцина».

Оценивается качество выполненной работы по 5 бальной шкале.  

Подведение итогов по выполнению 2 тура.

 III тур.  Работа с чертежом и ребусами.

1 часть. Задача каждой команды,  используя чертёжный инструмент: транспортир, циркуль, линейку, карандаши. Построить заданные углы, начертить окружности по заданным размерам.

2 часть. Определить длину сторон фигур, определить общую длину сторон фигур.

3 часть. Определить сколько квадратов и прямоугольников находится в рисунке. При подведении итогов в 1 и 2 части задания оценивается точность и качество выполненных упражнений по 5 бальной шкале. В 3 части команда оценивается по количеству найденных фигур в рисунке.                                                                                                                                                

Подведение итогов по выполнению 3 тура.

IV тур.   «Своя игра». 

Один из членов бригады выбирает по таблице раздел и количество баллов в разделе. Учитель зачитывает вопрос в зависимости от выбранного раздела и баллов. При правильном ответе ученика  бригада получает выбранное количество баллов, при неправильном ответе -  право ответа переходит к команде соперников и команда  получает заслуженные баллы в свою копилку. При неправильном ответе обеих команд баллы сгорают. В конце игры подсчитывается общее количество баллов в каждой команде и определяется победитель.                                                                                                                              

Раздел

Баллы

Инструменты

20

50

100

200

300

500

1000

Приспособления

20

50

100

200

300

500

1000

Рабочие приемы

20

50

100

200

300

500

1000

Рабочие операции

20

50

100

200

300

500

1000

Термины

20

50

100

200

300

500

1000

Разное

20

50

100

200

300

500

1000

                                         

Раздел: Инструменты.

Вопрос 20 баллов. Инструмент для выполнения рисок?

Ответ.  Чертилка.

Вопрос 50 баллов. Инструмент для правки металлов?

Ответ.  Молоток.

Вопрос 100 баллов. Инструмент для разделения металлов без образования стружки?

Ответ.  Зубило.

Вопрос 200 баллов. Инструмент, с помощью которого деталь доводят до нужных размеров?

Ответ.  Напильник.

Вопрос 300 баллов. Инструмент для разрезания толстых листовых металлов, труб, стержней,

проволоки?

Ответ.  Слесарная ножовка.

Вопрос 500 баллов. Инструмент для изготовления канавок, пазов, отверстий, изогнутых кромок?

Ответ.  Крейцмейсель (зубило с узким лезвием)

Вопрос 1000 баллов. Инструмент, с помощью которого снимают фаски в нутрии просверленного отверстия?  

Ответ.  Зенковка, сверло большого диаметра.

                                                   

Раздел: Приспособления.

Вопрос 20 баллов. Приспособления для закрепления шаблона на заготовке?

Ответ.  Струбцина.

Вопрос 50 баллов. Приспособления для закрепления деталей и заготовок при обработке?

Ответ.  Тиски.

Вопрос 100 баллов. Приспособления для закрепления заготовок при сверлении?

Ответ.  Ручные тиски, машинные тиски.

Вопрос 200 баллов. Приспособления, с помощью которого детали придают нужную конфигурацию?

Ответ.  Оправка.

Вопрос 300 баллов. Что нужно использовать при отделке детали в тисках, чтобы не испортить

её кромки?

Ответ.  Нагубники.

Вопрос 500 баллов. Приспособления для разметки границы или формы будущей детали?

Ответ.  Шаблон.

Вопрос 1000 баллов. Приспособления, с помощью которого получают отверстия в металле и других материалах?

Ответ.  Сверлильный станок.

Раздел: Слесарные операции.

Вопрос 20 баллов. Слесарная операция, в которой используются разметочные инструменты?

Ответ.  Разметка.

Вопрос 50 баллов. Слесарная операция, в которой при обработке образуются опилки?          Ответ.  Опиливание.

Вопрос 100 баллов. Слесарная операция, в которой обработка происходит методом скалывания металла?

Ответ.  Рубка.

Вопрос 200 баллов. Слесарная операция, в которой образуется длинная витая стружка?

Ответ.  Сверление.

Вопрос 300 баллов. Как называется слесарная операция, в которой используется нагревательный процесс?

Ответ.  Термообработка.

Вопрос 500 баллов. Как называется слесарная операция, в которой могут производиться как подвижные, так и неподвижные соединения металлов?

Ответ. Клёпка.

Вопрос 1000 баллов. Как называется слесарная операция, в которой используют инструмент, имеющий элемент под названием обойма?

Ответ. Резка металлов  слесарной ножовкой.

Раздел:  Рабочие приёмы.

Вопрос 20 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - опиливание?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски.  Взял напильник и опилил кромки детали до нужных размеров.

Вопрос 50 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция рубка металла в тисках?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски. Взял зубило молоток и срубил кромки заготовки по уровню губок тисков.

Вопрос 100 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция отделка?

Ответ.  Взял деталь. закрепил её в тиски. Взял напильник, навёл штрихи, снял фаски, отшлифовал деталь шлифовальной шкуркой.

Вопрос 200 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - гибка?

Ответ.  Взял деталь закрепил её в тиски. Взял оправку молоток и загнул деталь по заданным размерам.

Вопрос 300 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция  - резка металла слесарной ножовкой?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски. Взял ножовку и разрезал заготовку по заданным размерам.

Вопрос 500 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - клёпка?

Ответ. Взял проволоку закрепил её в тиски. Взял слесарную ножовку и отрезал заготовку по заданным размерам. Закрепил заготовку в тиски, взял молоток и изготовил головку заклёпки.

Вставил заклёпку в просверленное отверстие, установил головку заклёпки в гнездо поддержки, взял молоток и произвёл клёпку

Вопрос 1000 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - сверление?

Ответ.  Взял сверло закрепил его в патроне сверлильного станка. Взял заготовку закрепил её в ручные тиски. Надел очки, включил станок и произвёл сверление. Выключил станок, снял очки. Освободил заготовку, снял сверло и прибрал рабочее место.

Раздел: Термины.

Вопрос 20 баллов. Инструмент, в котором используется термин «колодка»?

Ответ.  Угольник.

Вопрос 50 баллов. Как называется инструмент, в котором используется термин «шкала»?

Ответ.  Линейка.

Вопрос 100 баллов. Как называется инструмент, в котором используются термины «носок, пятка, ребро»?

Ответ.  Напильник.

Вопрос 200 баллов. Как называется рабочая операция, в которой используется термин «штрих»?

Ответ.  Отделка.

Вопрос 300 баллов. Как называется инструмент, в котором имеются элементы под названием гнездо?

Ответ.  Поддержка, обжимка.

Вопрос 500 баллов. Что должно иметь полотно, чтобы при работе оно не заклинивало?

Ответ.  Развод.

Вопрос 1000 баллов. Как называется приспособление, в котором используется термин шкив?

Ответ. Сверлильный станок.

Раздел: Термины № 2

Вопрос 20 баллов. Как называется  стержень с головкой, с помощью которого удерживается полотно в слесарной ножовке?

Ответ.  Штифт.

Вопрос 50 баллов. Как называется часть сверла, за которую инструмент закрепляется в сверлильный патрон?

Ответ. Хвостовик.

Вопрос 100 баллов. Как называются плоские части треугольника, квадрата, шестигранника?

Ответ.  Грань.

Вопрос 200 баллов. Как называются углы у  трёхгранника?

Ответ. Рёбра.

Вопрос 300 баллов. Как называется шкала деления штангенциркуля определяющая десятые доли миллиметра?

Ответ.  Нониус.

Вопрос 500 баллов. Как называется плавный переход из прямой в кривую или кривой в кривую?

Ответ.  Сопряжение.

Вопрос 1000 баллов. Как называется движение напильника вперёд и назад?

Ответ.  Движение вперёд – рабочий ход.

             Движение назад – холостой ход.

Раздел: Разное.

Вопрос 20 баллов. Взял заготовку, линейку наложил линейку на заготовку и посмотрел на свет, как называется контролирующая операция?

Ответ. Контроль обработанной поверхности на просвет.

Вопрос 50 баллов. Взял заготовку положил на приспособление, взял в левую руку один инструмент, в правую руку другой инструмент и разделил заготовку на части. Как называется рабочая операция?

Ответ.  Рубка на плите.

Вопрос 100 баллов. Закрепил заготовку в приспособление, взял инструмент и обработал кромки заготовки до нужных размеров. О какой рабочей операции идёт речь?

Ответ.  Опиливание.

Вопрос 200 баллов. Взял заготовку, закрепил её в приспособление, взял инструмент и изготовил деталь, с помощью которой соединяют между собой другие детали. О какой рабочей операции идёт речь?

Ответ. Клёпка.

Вопрос 300 баллов. Взял заготовку закрепил её в приспособление, взял инструмент закрепил его в механическое приспособление и произвёл. Назови рабочую операцию?

Ответ.  Сверление.

Вопрос 500 баллов. Как называется слесарная профессия, в которой рабочий собирает различные механизмы, станки, машины?

Ответ.  Слесарь-сборщик

Вопрос 1000 баллов. Как называется слесарная профессия, в которой рабочий устанавливает и ремонтирует водопроводные краны, раковины, ванны, отопительные батареи?

Ответ. Слесарь-сантехник.

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия интеллектуальная игра "Мозговой штурм"

Конспект мероприятия в каникулярное время...

Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра для 5 класса по русскому языку "Мозговой штурм".

Интеллектуальная командная игра по русскому языку для учащихся 5 класса "Мозговой штурм" прививает интерес к предмету, развивает логику, мышление, учит работать в команде....

Урок обобщающего повторения курса географии 10 класса. Игра «Мозговой штурм»

Обобщающее повторение курса возможно повести в игровой форме. Игра "Мозговой штурм" дает возможность повторить с учениками все темы изучаенные в 10 классе....

Квест-игра для учащихся 5-6 классов «Интеллектуальный мозговой штурм »

Квест-игра для учащихся 5-6 классов «Интеллектуальный мозговой штурм » внеклассное мероприятие...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Методическая разработка Интеллектуальная игра "Мозговой штурм"

Методическая разработка Интеллектуальная игра "мозговой штурм"...

Наглядно-демонстрационное пособие «Математическая игра для обучающихся 5-6 классов с интеллектуальными нарушениями» "Мозговой штурм"

Математическая игра разработана для обучающихся 5-6 классов специальных (коррекционных) школ. Игра построена по принципу игры "Морской бой". Создана в виде презентации Power Point. Является ...