Методическая разработка комбинированного урока технологии и ИЗО "Введение в программу. Знакомство с предметом" (5 класс)
план-конспект урока по технологии

Лопатько Зинаида Ивановна

Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologii_5_kl_vvedenie_v_programmu.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Калмыкия Яшалтинского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Манычская средняя общеобразовательная школа»

Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО.

5 класс

Тема: "Введение в программу. Знакомство с предметом"

автор: учитель технологии и ИЗО

Лопатько Зинаида Ивановна

п. Манычский, 2021 год

Цель урока:  сформировать первоначальное представление о предмете технология. (Слайд №1)

Задачи урока:

Образовательные:

 - ознакомить учащихся с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами;

- научить распознавать и выделять главное в источнике информации.

Развивающие:

-  развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- способствовать развитию внимания и наблюдательности;

- развивать зрительно – пространственное восприятие;

- способствовать развитию самооценки результатов своей деятельности.

Воспитательные:  

- воспитывать бережное отношение и чувство ответственности за сохранение природы родного края;

- содействовать развитию  коммуникативных умений в ходе групповой работы;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Тип урока - урок освоения новых знаний

Термины и понятия урока: декоративно- прикладное искусство, конструирование , моделирование, материаловедение, композиция, раппорт, колорит.

Дидактическое оснащение:  компьютер,  презентация "Введение в программу. Знакомство с предметом", выставка работ учащихся, стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами, учебник «Технология», таблица цветовых сочетаний, альбомы, карандаши, краски.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:  

Словесные методы: беседа с детьми;

Наглядные: объяснительно-иллюстративный, презентация "Введение в программу. Знакомство с предметом";

Практические: метод частичного поиска, самостоятельная работа выполнение эскизов творческих работ.

Формы контроля: самоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Межпредметные связи: литература, изо.

Ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия.

1. Предметные умения: научить основным принципам создания эскизов предметов декоративно-прикладного искусства, колорита, рисунка, узора.

2. Личностные умения: создавать эскизы орнаментов или деталей, подбирать цветовую гамму по назначению; развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.

3. Метапредметные умения:

  • Регулятивные УУД:  

- Умение определять и формулировать тему урока, планирование собственной деятельности;

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического  мышления.

  • Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из беседы.

- формирование представлений об окружающем мире.

- умение отличать новое от известного, строить логическую цепочку рассуждений, проводить анализ, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, самостоятельно решать проблемы творческого характера.

  • Коммуникативные УУД:

- умение высказывать свои мысли, внимательно слушать и слышать собеседника, учителя;

- умение отвечать на вопросы, описывать явления, рассуждать;

- сотрудничать в поиске решения проблемы.

Ход урока:

1. Этап. Организационный момент

Добрый день, мои юные ученицы. Прошу всех присесть за свои рабочие места. Быть очень внимательными и активными.

2. Этап. Изложение нового материала

        Начался новый учебный год. В этом учебном году вы будете заниматься в этом необычном, очень интересном кабинете. (Экскурсия-знакомство с кабинетом)

        Велика и богата наша Родина, и каждый российский человек старается сделать её ещё богаче, могучей и красивей. И не должно быть в нашей стране людей, которые бы не трудились, не приносили пользу обществу.

        Ведётся с давних пор, что хранительницей очага является женщина. В понятие "вести хозяйство" вкладывается очень много - приготовление пищи, воспитание детей, содержание дома в чистоте и порядке.

        Любой труд нужен и важен. Трудиться надо добросовестно, с любовью, вкладывая в труд частицу души, свои творческие способности. А для этого надо многому учиться, обществу нужны люди, которые умеют делать изделия, полезные и для себя, и для других.         Мы  приступаем к  изучению нового для вас  предмета.

 А как называется этот предмет, мы узнаем когда отгадаем головоломку, в которой зашифровано его название.

Головоломка. (Слайд №2)

        (технология)

Что таит в себе слово "Технология"?

 Технология – это особая  наука об умении, мастерстве, искусстве. Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne -«искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука».

3. Этап. Работа с учебником. Для занятий вам  будет необходим  особый помощник, а что это за помощник мы узнаем отгадав загадку.

Много знаний ты получишь,
Если ты его изучишь. (
Это учебник «Технология 5 класс»)

        Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. А теперь познакомимся с разделами, которые мы будем изучать на уроках технологии и работами учащихся нашей школы.

4. Этап. Отгадай загадку! (Слайд №3)

Кто готовит щи, котлеты,

Борщ, пельмени, винегреты;

Варит каши и компоты,

Жарит в масле антрекоты,

Мнет толкушкою картошку,

Суп мешает поварёшкой?

У него весёлый говор,

Называют его ...   (Повар)

Раздел I. Кулинария. (Слайд №4)

                                                           

        Швейное дело - история возникновения не знает точной даты. Изделия, изготовленные вручную или на швейной машинке, - самые распространённые из всех видов одежды, и предметов домашнего обихода. Мы  изучим с вами разделы , которые составляют последовательность изготовления швейных изделий.

Раздел II. Материаловедение. (Слайд №5)

        Изучение сырья, материалов, из которых получают изделия.

А знаете ли вы из чего производят ткани? (Ответы детей)

Раздел III. Машиноведение. (Слайд №6)

Как вы думаете, что изучает раздел машиноведения?( Ответы детей)

Правильно, раздел изучает устройство и принцип работы швейной машины

Раздел IV. Ручные и машинные швы. Детали изделия соединяют между собой швами.

Раздел V. Влажно-тепловая обработка. (Слайд №7)

с помощью влажно-тепловой обработки изделию придают нужную объёмную форму, разутюживают и заутюживают швы, устраняют замины тканей и т.д.

Раздел VI. Конструирование и моделирование. (Слайд №8)

        Каждая ученица может научиться самостоятельно кроить и шить для себя несложные вещи. Умение шить приучает к аккуратности, усидчивости и даёт ощущение удовлетворения достигнутыми результатами.

Раздел VII. Технология изготовления фартука.        

        Начинать шить следует с наиболее простых вещей, постепенно переходя к более сложным. Поэтому в 5 классе мы знакомимся с технологией изготовления фартука.

 Раздел VIII. Рукоделие. Какие виды рукоделия вы знаете? (дети называют известные им виды рукоделия)

(Слайд №9)

Вышивка. История вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В узорах вышивки люди одухотворяли окружающую природу. Они искренне верили, что помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, они "принимают" в сой дом мир и благополучие.

Макраме. Примитивное плетение знали ещё первобытные охотники и рыболовы. Связывая узлами растительные волокна, травы, полоски кожи, шерсть и волосы, они изготавливали одежду, сети и охотничьи сумки. Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым достоянием.

Пэчворк (лоскутное шитьё, лоскутная мозаика). Искусство это зародилось в незапамятные времена, когда древние люди использовали для защиты от холода шкуры крупных животных. Однако шкуры эти были очень тяжелы, неудобны. Тогда люди стали искать другой способ - соединяли шкурки мелких зверей, которых всегда было в достаточном количестве. У этого способа оказалось огромное преимущество - шкурки были более лёгкие, поэтому не стесняли движений. Со временем большую популярность приобрели изделия из лоскутков, особым способом собранные в рисунки. Следует отметить, занятие пэчворком требует большого терпения, аккуратности, точности и трудолюбия.

Вязание.  Является традиционным видом женского рукоделия в любой стране мира. Дата рождения вязания теряется в глубинах истории, но ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности. Вязание было и остаётся популярным видом прикладного искусства.

         Существует ещё очень много видов декоративно-прикладного искусства. Благодаря неограниченной возможности рукоделия мы можем создавать уникальные вещи, настоящие произведения искусства в своих творческих проектах.

Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество — это процесс создания нового и прекрасного, который наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли. Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся. При выполнении творческого проекта, учащиеся показывают уровень своих знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках технологии. Творческий проект выполняется под руководством учителя и состоит из двух частей: творческой и практической.

Творческие проекты учащихся школы. (Слайд №10)

5. Этап. Физкультминутка

Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)

6. Этап. Практическая работа. Мини проект "Разработка узора для ткани."

        Сегодня мы с вами выполним мини  проект. Разработаем  узор для ткани на тему: "Тюльпан - символ Калмыкии"! Чтобы ткань имела красивый вид, надо нарисовать эскиз будущего полотна. Этим занимаются художники в мастерских. Они прорабатывают рисунок на бумажном полотне. Давайте  попробуем себя в роли таких  разработчиков.  Задача практической работы – придумать узор с тюльпанами  для будущей ткани. Продумайте композицию рисунка: фон ткани; повторяется рисунок или располагается на всю ширину ткани; на каком расстоянии находятся элементы рисунка и какого они цвета.

        Если рисунок повторяется ни один раз, то эта особенность называется раппорт (франц. приносить обратно). Повторяется он с определенной очередностью, по кругу, друг за другом или по диагонали.   (Показ рисунков о природе родного края и комментарии к ним). (Слайд №11, 12)

(Образцы узоров для ткани Слайд №13, 14)

7. Этап. Выполнение набросков для мини проекта карандашом. (Музыкальное сопровождение. Н.Манджиева "Родина тюльпанов")

Индивидуальная помощь обучающимся, затрудняющимся в выполнении задания.

Контроль правильности приемов работы.

8. Этап. Физкультминутка 

Гимнастика для глаз
1. Вверх-вниз, влево - вправо. (Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти).
2. Круг. (Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки).
3. Квадрат. (Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата).
4. Рисование носом. ( Закрыть глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и нарисовать  предложенный учителем символ бесконечности ∞).

9. Этап.  Выполнить элементы в цвете.

        Давайте мы придадим нашей ткани цветовую гамму. Каждый элемент должен иметь свой цвет или оттенок, подбираем их с особой тщательностью. Рекомендуемые тона -  сочетание теплых и холодных оттенков. (Упражнение на палитре)

        Начинать работу необходимо с более светлых тонов. Краску накладывать равномерно. Если необходим контур, обводка ее следует делать того же цвета, но на несколько тонов темнее или черным.

10. Итог практической работы: Выставка эскизов, выполненных учащимися. Анализ работ.  Пути устранения ошибок в работе.

11. Этап. Рефлексия:

Стихотворение читает заранее подготовленная ученица.

Фантазии полёт...(это стихотворение Зинаида Торопчина посвятила Людмиле Божко - своей племяннице, автору книги "Бисер. Уроки мастерства".)
Посвящено Мастеру
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья:
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева - шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Как результат терпенья и уменья --
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
( 2002 г.)

12. Этап.  Что нового узнали на уроке?

-Что такое технология?

- С какими разделами предмета технология мы знакомимся в 5 классе?

- Что вы узнали о творческом проекте?

 -Что такое орнамент, узор, раппорт?

13. Этап.  Оценивание учащихся    

1. Комментирование оценок за урок.

2. Пожелание девочкам в дальнейшей их работе на уроках технологии.

ЖЕЛАЮ Я ТЕБЕ В КЛУБКАХ - ВОЛШЕБНОЙ НИТИ,
А В ПАЛЬЦАХ ЗОЛОТЫХ - ИСКУСНОСТИ БОГОВ!
ОБИЛИЯ ИДЕЙ, ТЕРПЕНИЯ, ОТКРЫТИЙ -
И В ЦАРСТВЕ ТВОРЧЕСТВА БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ШАГОВ!  
(Автор неизвестен - возможно, Е. Соколовская)

14. Этап.       Д/задание. Сделать подборку пословиц о труде.

15. Этап.  Уборка рабочих мест.

Источники информации:

1. О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» Программа 5-8 классы. М: «Дрофа»,2014г;

2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).

3. УМК: учебник 5 класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая.

4. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией В.Д.Симоненко - М: Вентана-Графф, 2001г.

5. И.А. Арефьева "Занимательные уроки технологии для девочек".5 класс. Пособие для учителей. Москва "Школьная Пресса", 2005г.

6. А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко, Л.Н. Кузнецов "Обслуживающий труд". учебное пособие. Москва "Просвещение", 1977 г.

7. "500 загадок для детей." Составитель Игорь Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.

8. Фантазии полёт... (Зинаида Торопчина) / Стихи.руstihi.ru›2012/08/28/2122

9. Стихи о профессиях tsvetyzhizni.ru…u-kazhdogo-dela-zapax-osobyj…o…

10. Сборник физминуток на уроках в средней школе tak-to-ent.net›load/ 2 44-1-0-22424

11. http://www.zlatoshveika.com/t1405-topic

12. znanio.ru›…konspekt…5-klass-tvorcheskij-proekt…i…

13. yandex.ru›Картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА "Технология производства мороженого"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по теме «Технология производства мороженого» дисциплины «Технология и организация производства молока и  молочных продуктов» с...

Методическая разработка комбинированного урока по математике "Симметрия осевая. Ось симметрии. Предметы, симметричные относительно оси" для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель математики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Комбинированный урок по математике по теме «Симметрия осевая. Ось симметрии. Предметы, симметричные относительно оси»...

Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...

Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...

Методическая разработка к уроку технологии 7 класс по теме "Виды транспорта"

Данный урок позволит познакомить учащихся с видами транспорта, характеристиками видов транспорта....

Методическая разработка к уроку технологии в 6 классе

Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различ...