МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «МАТЕМАТИКА»
методическая разработка по математике (10 класс)

Падалка Елена Алексеевна

Аннотация: В предложенной методической разработке рассматриваются особенности использования нового предмета в учебном плане «Финансовая грамотность» в формировании ключевых компетентностей одарённых детей (так как данные задачи относятся ко второй части ЕГЭ профильной математики), а также в активном применении форм и способов организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и технологий развития критического мышления, проблемного обучения, «перевёрнутый класс». Методическая разработка помогает увидеть преимущества предмета «Финансовая грамотность», его перспективы и связь данного предмета с другими науками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_e.a.padalka.docx325.41 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «МАТЕМАТИКА»

Падалка Елена Алексеевна

Учитель математики МБОУ СОШ №1

г. Крымска, Краснодарского края

Аннотация: В предложенной методической разработке рассматриваются особенности использования нового предмета в учебном плане «Финансовая грамотность» в формировании ключевых компетентностей одарённых детей (так как данные задачи относятся ко второй части ЕГЭ профильной математики), а также в активном применении форм и способов организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и технологий развития критического мышления, проблемного обучения, «перевёрнутый класс». Методическая разработка помогает увидеть преимущества предмета «Финансовая грамотность», его перспективы и связь данного предмета с другими науками.

Интегрированный урок финансовой грамотности и математики

 в 10 классе

Тема урока: Возвратность кредита. Дифференцированные платежи.

Форма занятия: урок-практикум.

Цель: сформировать у учащихся понимание финансовых рисков, ответственность за выплату кредита. научить решать задачи на дифференцированные платежи.

Задачи:

1) познакомить учащихся с принципами кредитования, видами кредита и видами возвратности;

2) развить навыки работы с различными видами информации, умение работать в группе;

3) повысить финансовую и математическую грамотность учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за настоящее и будущее собственного финансового благополучия, благополучия своей семьи; умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач, формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирование и прогнозирование будущих доходов, планирование личного бюджета, навыков самоанализа.

познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

коммуникативные: осуществление деловой коммуникации, формирование и

развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической

финансовой информацией, координирование и выполнение работы в условиях реального взаимодействия.

Предметные:

Ученик научится: анализировать несложные ситуации в области личных

финансов, в частности, формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость, различать виды кредитов и сферу их использования, уметь рассчитывать выплаты  по кредиту.

Ученик получит возможность научиться: применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа; оценивать и принимать ответственность за разные решения, их возможные последствия для себя и своего окружения; применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования роли заемщика в разных ситуациях.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал для

 групповой работы, фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино». 

План проведения урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент (1мин)

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

2.

Создание проблемной ситуации (3мин)

Демонстрирует фрагмент мультфильма «Простоквашино», в котором герои коллективно решают вопрос, где взять деньги на покупку коровы?

1. С какой проблемой столкнулись герои?

2. Возникает ли такая проблема в современной семье?

3. Как эту проблему решили в мультфильме?

4 Как эту проблему решает семья?

Просматривают мультфильм, определяют проблему урока, отвечают на вопросы.

1.Нехватка денежных средств на крупную покупку.

2.Да

3.Пошли искать клад.

4.Заработать (но это долго, а деньги нужны сейчас), продать что-нибудь (нечего), взять в долг (у знакомых-нет такой суммы)

Значит, нужно взять кредит.

3.

Актуализация (5мин)

Спрашивает у учащихся, что они знают о кредите.

(повторение теории изученной на прошлом уроке)

-Когда возьмёшь кредит, нужно его платить!

- Какие бывают платежи?

- Скажите, как вы это понимаете?

Используя технологию «перевёрнутый класс»,

- аннуитетные и дифференцированные

- Аннуитетные – это равные по размеру, а дифференцированные – это разные от месяца к месяцу

4.

Определение темы и цели урока (1мин)

Корректирует тему урока

Формулируют тему и цели урока

5.

Изучение теоретического материала

 (9 мин)

Объясняет понятие дифференцированного платежа и демонстрирует решение банковской задачи №16 из банка ФИПИ профильной математики.

-Дифференцированные платежи меняются от месяца к месяцу. Принцип их расчета прост: каждый месяц заемщик погашает определенную долю от суммы кредита. Для годового кредита это будет одна двенадцатая. В этой схеме погашение основного долга по кредиту происходит быстрее, чем при аннуитетных платежах.

-Указом президента 2024 год объявлен годом семьи.

 

-Семья Ивановых, на семейном совете решили приобрести новый автомобиль, но для покупки автомобиля с салона им не хватало некоторой суммы.

Иван Сергеевич 15-го января решил обратиться в банк и взять кредит на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;

- со 2-го по 14-е   месяца необходимо выплатить часть долга;

- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну  и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Какую сумму следует Ивану Сергеевичу взять в кредит, что бы общая сумма выплат после полного его погашения равнялась 1 млн рублей? (учитель решает задачу на доске составляя математическую модель)

6.

Применение знаний (4мин)

-Ребята, как вы думаете, какие возникли вопросы у Ивана Сергеевича?

1.Сколько рублей составляет переплата?  (Учащиеся отвечают устно)

2. Сколько процентов от общей суммы выплат составляет сумма кредита? (Решают у доски)

3.Сколько процентов от суммы кредита составляет переплата? (Решают самостоятельно)

7.

Физкультмиутка

(1мин)

Предлагает провести гимнастику для глаз.

Учащиеся следят за появлением в звёздном небе, космических спутников, за падением звёзд и метеоритов в музыкальном сопровождении.

8

Применение знаний(10 мин)

-Сегодня у нас в классе присутствуют четыре многодетные семьи, которые планируют взять кредит в банке. Семья Петровых, Сидоровых, Ивановых и Курочкиных.

 (Учитель каждой группе учащихся ставит табличку с фамилией на стол)

Помогает, координирует, контролирует групповую работу учеников

 

Выполняют задания по карточкам, работают в группах

Каждая группа вытягивает карточку, две группы решают одну и ту же задачу, но выплаты рассчитывают разными платежами

9.

Закрепления

(5 мин)

Раздаёт тестовые задания для закрепления

Выполняют тестовые задания, осуществляют взаимопроверку

8

Итог урока.

(3мин)

Коммуникативный бой

-Жизнь в кредит – это хорошо или плохо?

1 позиция Нужно ли жить сегодняшним днем, покупать понравившиеся вещи в кредит, не отказывая себе ни в чем?

2 позиция Или напротив, нужно избегать залезания в долговую кабалу, стремиться избавляться от кредитов?

Два желающих учащихся учувствуют в коммуникативном бою, каждый отстаивает свою позицию

9

Рефлексия

(2 мин)

Предлагает проанализировать свою деятельность и деятельность группы на уроке.

Анализируется процентное соотношение ответов.

Рефлексия проводится с помощью системы голосования. Учащиеся, отвечая на вопросы, дают один ответ: да или нет.

10

Д/З

(1мин)

Д/З Математика:

Сборник И.В. Ященко

Стр 33 Вариант 6 №16

Финансовая грамотность:

повторить теорию стр 47

Литература.

  1. Учебник. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11классы образовательной орг.-М.:ВАКО, 2018- 344с. (Учимся разумному финансовому поведению) под редакцией Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов .
  2. Сборник ЕГЭ «Математика» профильный уровень, типовые задания, под редакцией И. В. Ященко ФИПИ в школе 2025г

Приложение 1

Рефлексия деятельности проходила в форме самооценки и оценки группы

  • Мне было интересно сегодня на уроке

ᵒ да

ᵒ нет

  • У меня всё получилось

ᵒ да

ᵒ нет

  • Были затруднения, но я справился

ᵒ да

ᵒ нет

  • У меня не получилось работать в группе

ᵒ да

ᵒ нет

  • Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

ᵒ да

ᵒ нет

  • У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

ᵒ да

ᵒ нет

  • У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Приложение 2.

Тест

1. Самым долгосрочным кредитом является:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;;

г) кредит по кредитной карте.

2. Для приобретения бытовой техники, как правило, привлекается:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;

г) кредит по кредитной карте.

3. Для приобретения недвижимости, как правило, привлекается:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;

г) кредит по кредитной карте.

4.Какие платежи выгоднее для погашения кредита?

а) аннуитетные;

б) дифференцированные;

в) разные.

5. Оплатить покупку в магазине можно за счёт:

а) потребительского кредита;

б) автокредита;

в) ипотечного кредита;

г) кредитной карты.

Взаимопроверка:

1в; 2а; 3в; 4а;5г

Приложение 3.

Карточка1

Алексей планирует 15 декабря взять в банке кредит на 2 года в размере 1806000 рублей. Сотрудник банка предложил Алексею два различных варианта погашения кредита

Вариант 1.

– каждый январь долг возрастает на 15% по сравнению с концом предыдущего года:

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга;

- кредит должен быть полностью погашен за два года двумя равными платежами.

Найдите сумму кредита, которую Алексей выплатит банку.

Карточка2

Алексей планирует 15 декабря взять в банке кредит на 2 года в размере 1806000 рублей. Сотрудник банка предложил Алексею два различных варианта погашения кредита

Вариант 2

- первого числа каждого месяца долг возрастёт на 2% по сравнению с концом предыдущего года;

- со 2-го по 14-е   число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну  и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;

- к 15-му числу 24-го месяца кредит должен быть полностью погашен.

Найдите сумму кредита, которую Алексей выплатит банку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по высшей математики

Данная разработка урока окажет методическую помощь молодым преподавателям в подготовке к урокам...

методическая разработка интегрированного урока по предмету Численные методы и Основы алгоритмизации и программирования

Методическая разработка к уроку будет полезна преподавателям в подготовке к уроку по данной теме. Также к ней предлагаеncz презентация выполненная в офисной программе Power Point, что позволит провест...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка интегрированного урока информатики-математики «GeoGebra как средство для моделирования реальных и абстрактных объектов»

Данный материал может быть использован для проведения уроков обобщающего повторения курса геометрии основной школы средствами компьютерного моделирования (в рамках изучения раздела Программирования по...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...

Методическая разработка интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Английский язык»

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в парах). Цель урока: формирование интереса у учащихся к изуче...