Формы и методы при изучении раздела «Профессиональное самоопределение»
методическая разработка по технологии (8 класс)

Бугай Наталья Евгеньевна

Программа  «Технология», включает в себя раздел «Профессиональное самоопределение» на изучение раздела выделено 4 часа. Профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор. Современные формы профориентационной работы - это не просто интересные для обучающихся формы работы, но, прежде всего, формы, вооружающие их средствами для самостоятельного выбора своего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_tehnologii_profess.samoopredelenie.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формы и методы при изучении раздела «Профессиональное самоопределение»

         Программа  «Технология», включает в себя раздел «Профессиональное самоопределение» на изучение раздела выделено 4 часа. Профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

Для того чтобы передать знания в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, использую учебник «Технология. Профессиональный успех», рекомендованный….

     Первая глава «Океан профессий» знакомит учащихся с миром профессий, какими они бывают, в чем их отличия, как и в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе. На уроке учащиеся знакомятся с понятиями профессия и близкими по значению: специалист, специальность, карьера, квалификация, должность (найти в интернете записать в таблицу); профессии вчера, сегодня, завтра (беседа о  требованиях к современному работнику); классификация профессий по предмету труда предложенная академиком Е.А.Климовым (заполнить таблицу:  профессии и предмет труда, ); где и как можно приобрести профессию (типы учебных заведений);  профессиональный успех и здоровье.

     Вторая глава «Познай себя» поможет соотнести свои личные качества с требованиями будущей избираемой трудовой деятельности. На уроках учащиеся выполняют тесты: определяют профессиональные интересы, используя методику ДДО (дифференциально-диагностический опросник); творческий потенциал; оценка внимательности; объем памяти; мышление; ваш характер и темперамент. В форме игры «Зачем нужно уметь контролировать свое поведение», «Ваши ценности в жизни»

     В третьей главе «Погружение в практику», предлагаются практические задания, упражнения, сходные с возникающими обстоятельствами в реальной профессиональной деятельности различных специалистов. «Проверьте себя в сфере экологии» - на уроке учащиеся знакомятся с профессией эколога его деятельностью. В заключение составляют мини-проект технологического и ситуационного характера.

«Первые шаги в выборе профессии» - предлагаются ситуационные задания, которые можно решить с помощью знаний по химии, физике и других школьных предметов (если вы агроном, зоотехник, предприниматель, автомобилист, строитель и т.д.)

    В завершении раздела учащиеся пишут мини-сочинение «Профессиональная карьера» отвечают на вопросы.

          Главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого человека является профессиональное самоопределение, и в этом большая роль принадлежит профориентационной работе.

К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие:

- внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;

- разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;

- организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;

- курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий – менеджменту, маркетингу, рекламе;

- психологические консультации для старшеклассников и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

Для учащихся наиболее эффективна следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

          Интернет в настоящее время стал мощным информационным ресурсом. Особое значение имеют сайты образовательных организаций, предоставляющие информацию об особенностях поступления и обучения, правилах приема, востребованности профессий на рынке труда, уровне заработной платы; перспективах роста в сфере профессиональной деятельности и др. Используя интернет – ресурсы, обучающиеся могут пройти on-line профориентационное тестирование с целью определения своих способностей, личных качеств и сразу получить рекомендации. Интернет предлагает готовые разработки профориентационных мероприятий на различные темы, интервью с представителями различных профессий, олимпиады и творческие конкурсы, которыми могут воспользоваться, как школьники, так и педагоги. Интернет позволяет обучающимся заниматься проектной деятельностью, в рамках которой они могут участвовать в освоении множества профессий.

   Квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени 60—90 минутами. Это необычное и захватывающее приключение можно легко наполнить профориентационным содержанием, провести его, используя помещения предприятия, учреждения или профессиональной организации.

     Технология «ментальных карт» — одна из техник визуализации мышления, позволяющая представить какой-либо материал значительно быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, что содействует лучшему усваиванию материала обучающимися. Информация, представленная на ментальных картах, воспринимается проще, лучше запоминается за счет разного дизайна блоков, контраста цветов, размеров и применения визуальных образов (рисунков). Таким образом, можно сделать вывод о достаточно широком разнообразии форм и методов профориентационной работы в школе. Современные формы профориентационной работы - это не просто интересные для обучающихся формы работы, но, прежде всего, формы, вооружающие их средствами для самостоятельного выбора своего будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы преподавания физики в профессиональном училище

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3701044","attributes":{"alt":"","class":"media-image","complete":"complete","height":"85","width":"103"}}]]Обзор и примеры использования традиционных...

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств»

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств» направлен на повторение и закрепление изученного материала.Ход урока включает этапы разминки, под...