Методика трудового обучения как учебная дисциплина
статья по технологии
Урок по предмету "Технология" создает опыт эмоциональных отношений в практической деятельности, активном взаимодействии ребенка со средой, сверстниками, педагогами, средствами и продуктами труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика трудового обучения как учебная дисциплина
Методика трудового обучения – педагогическая наука, являющаяся приложением принципов дидактики к преподаванию учебного предмета «Технология». Как и любая наука, она имеет свой предмет исследования, то есть определенную область действительности.
Под предметом методики трудового обучения понимают теорию и практику трудового обучения, воспитания и развития учащихся в процессе обучения (содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность, результаты обучения и др.).
Объектом изучения методики преподавания технологии служит процесс трудового обучения.
Педагог должен владеть системой знаний о роли трудового обучения и воспитания учащихся в общей системе учебно-воспитательной работы в школе. Технико-технологические знания, навыки конкретной практической деятельности в области народных ремесел, дизайна, обработки различных материалов являются обязательной составляющей профессиональной компетентности учителя технологии. Педагог должен быть знаком с конструкционными, природными материалами и технологиями их обработки, расширяющее его кругозор, воспитывающее художественный вкус, способствующее развитию его творческого мышления, активизирующее процесс формирования проектно-конструкторских и проектно-технологических компетенций, служащих основой для теоретической и практической готовности к работе по организации трудового воспитания и обучения учащихся. Знание педагогом теоретических основ и навыки осуществления формирования эмоционально-ценностного отношения к процессу и результату трудовой деятельности учащихся позволяют создавать условия, обеспечивающие развитие самостоятельности и трудолюбия учащихся, помогает учителю успешно осуществлять вхождение ребенка в мир технологической культуры. Владея методикой преподавания предмета «Технология», педагог может грамотно и эффективно проводить профориентационную работу с учащимися, знакомить их с миром разнообразных профессий, организовывать успешно работу по изучению технологии хозяйствования и растениеводства. Методика трудового обучения связана, с одной стороны, с педагогикой, психологией, с социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны, с техническими науками. Естественно, что она, как отрасль педагогических знаний связана, с педагогическими науками и, прежде всего с дидактикой, вырастая из нее и опираясь на ее основные положения. В свою очередь, дидактика использует результаты исследований в методических науках, обобщая их, устанавливает общие закономерности процессов обучения. Методика трудового обучения связана и с общей теорией и методикой воспитания. Проблемы воспитания методика рассматривает на примере исследований воспитательного аспекта, воспитательного влияния процесса трудового обучения на развитие личности учащегося. Большую роль в развитии методики трудового обучения играет ее связь с психологией. Она проявляется в отношениях с целой совокупностью психологических наук. Общая психология раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы ее возникновения и развития. Она является естественнонаучной основой, определяющей воспитательные влияния на развитие личности ученика, которые осуществляются в процессе трудового обучения. Для методики трудового обучения очень важна опора на особенности психического развития детей и молодежи, то есть на возрастную психологию. При разработке форм и методов трудового обучения нельзя не учитывать вопросы психологии обучения и воспитания. Здесь проявляется связь методики с педагогической психологией. Определяя содержание обучения, в которое входят знания и умения по технологии обработки материалов, энергии и информации, методика устанавливает связи с психологией труда и инженерной психологией. Связь методики трудового обучения с другими социально-гуманитарными науками позволяет решать проблемы воспитания в процессе трудового обучения, развития социально значимых качеств личности учащегося.
Цель – формирование профессиональных компетенций педагога в ходе освоения им теоретических и практических основ руководства технологической деятельностью учащихся, развитие духовно-нравственной и технологической культуры.
Задачи:
- ознакомление с разнообразными материалами, технологией их обработки и создания изделий по законам художественного конструирования;
- осознание места учебного предмета «Трудовое обучение» в формировании личности учащегося; необходимости постоянного профессионального самообразования учителя;
- формирование практических технико-технологических навыков работы с различными материалами в условиях ручного труда и умений по планированию, организации, проведению и анализу уроков трудового обучения;
- готовности к профессиональной деятельности учителя;
- развитие проектно-конструкторских и проектно-технологических способностей, художественного вкуса, творческого мышления;
- овладение успешным опытом учителей в трудовом обучении и воспитании учащихся;
- воспитание трудолюбия, ценностного отношения к народным художественными ремеслам;
- содействие формированию графической, технологической, эстетической и духовно-нравственной культуры личности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-248042-1366829810.jpg)
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-447214-1399915451.jpg)
Психофизиологические особенности умственно отсталых учащихся в профессионально-трудовом обучении и применение специальных методик для их обучения
Анализ психофизиологических особенностей детей с нарушением развития и выбор методов и методик их профессионально-трудового обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-90792-1464577865.jpg)
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-90792-1464577865.jpg)
Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения
Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения.Организация учебного процесса. Метапредметное обучение.Конспект урока в 9 классе коррекцион...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400836-1391862822.jpg)
Методические рекомендации к домашнему обучению на учебной дисциплине «Химия»
Методические рекомендации к домашнему обучению на учебной дисциплине «Химия»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400836-1391862822.jpg)
Методические рекомендации к инклюзивному обучению на учебной дисциплине «Химия»
Методические рекомендации к домашнему обучению на учебной дисциплине «Химия»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-701487-1447169622.jpg)
Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...