Межпредметные связи на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии

Симкова  Елена Владимировна

Межпредметные связи на уроках технологии

Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования. 
Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Все эти требования не могут не отражаться на содержании современного образования, которое должно быть интегрированным. 
Явным представителем, отражающим в себе возможности формирования вышеперечисленных требований, является образовательная область «Технология». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi_tehnologii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках технологии

В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение. 
Отсюда возникает необходимость изменения самой парадигмы образования. 
Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования. 
Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Все эти требования не могут не отражаться на содержании современного образования, которое должно быть интегрированным. 
Явным представителем, отражающим в себе возможности формирования вышеперечисленных требований, является образовательная область «Технология». Являясь интегрированным курсом, синтезирующим научные знания из основных общеобразовательных школьных дисциплин и показывающий их использование в сферах экономики, обеспечивающим учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к современным условиям. 
Важной особенностью содержания образовательной области «Технология» является его интегративный характер. Здесь открывается большой простор для использования межпредметных связей. 
Реализация межпредметных связей в учебном процессе способствует формированию у обучаемых системы политехнических знаний, способов само¬стоятельного мышления, диалектического мировоз¬зрения. 
Программы по технологии предполагают широкое использование межпредметных связей. Межпредметные связи основываются на общих для смежных дисциплин объектах изучения. В технологическом цикле таковыми являются технические и технологические явления и процессы, материалы, а также методы учебного познания и приемы познавательной деятельности. Но осуществление межпредметных связей возможно лишь в случае наличия в содержании соответствующих учебных курсов и знаниях обучающихся информации об этих объектах изучения. Это научные факты (сведения о назначении, устройстве, особенностях, принципе работы, типах, основных параметрах, материалах изучаемых объектов), понятия (совокупности суждений об этих объектах и процессах), законы и закономерности (отношения между параметрами технических и технологических объектов и процессов, которые выражаются формулами). 
Анализ содержания учебного материала и учебного процесса показал, что между учебными дисциплинами технологического цикла необходимо выделять по меньшей мере, следующие закономерные связи: 
1. По направлению связей — предшествующие и последующие. Например, в процессе изучения темы «Снятие мерок» при использовании знаний по курсу «Математические измерения» будут устанавливаться предшествующие связи, а при использовании знаний по курсу «Конструирование швейных изделий» — последующие. 
2. По типу взаимодействия знаний — связи раз¬вития и связи функционирования. Связи развития предполагают концентрическое расширение знаний в последующих дисциплинах. Например, понятие темы «Материаловедение» о свойствах текстильных волокон получает развитие в проектно-исследовательской деятельности подбора материалов для изготовляемого изделия. При осуществлении связи функционирования сведения из двух смежных дисциплин интегрируются в новое знание, принадлежащее третьей. Например, знания из курса химии о химических свойствах различных веществ и валеологических особенностях продуктов образуют в разделе «Кулинария» новые знания. 
3. По характеру результата взаимодействия знаний — связи порождения и связи преобразова¬ния. Связи порождения (их еще называют причинно-следственные) могут быть установлены тогда, когда знания по одной дисциплине опи¬сывают причины изучаемых явлений и процессов, а знания по другой — следствия этих причин. Напри¬мер, в разделе «Растениеводство» особенности применения различных удобрений можно объяснить на основе знаний о химических свойствах веществ, используемых при изготовлении удобрений и биологических особенностей роста и развития растений. Связи преобразования имеют место в том случае, когда знания по одной учебной дисциплине вливаются, дополняют, обогащают знания по другим. Напри¬мер, понятие о «золотом правиле» механики конкретизируется при выборе учащимися ножниц при резании различных материалов по плотности и толщине. 
4. По составу содержания знаний. Связи этого типа устанавливаются как между одноименными компонентами знаний (например, между научны¬ми фактами одной дисциплины и научными фак¬тами другой), так и между разноименными (науч¬ными фактами и понятиями, понятиями и законами). Например, в разделе «Конструирование и моделирование одежды» знание об антропометрических точках основывается на понятиях анатомического строения. 
5. По способу переноса знаний — связи вклю¬чения и связи сопоставления. Например, знания из курса математики включаются в разделе «Конструирование и моделирование одежды» в новые знания. 
6. По познавательным целям: 
связи обоснования (использование, например, в разделе «Машиноведение» для объяснения особенностей устройства швейных машин используются знания из курса физики «Механика»); 
связи обобщения (применение знаний курса «Черчение» о геометрических построениях и анатомическое строение человека из курса «Биология» при формировании в разделе «Конструирование и моделирование одежды» общего знания о конструировании одежды); 
связи конкретизации (уточнение общих знаний в конкретных знаниях изучаемых разделов, например конкретизация знаний по цветоведению в разделе «Художественное проектирование – дизайн» и т. п.); 
связи интерпретации (выражение знаний о сбо¬рочных единицах, машинах, процессах с помощью кинематических схем, изучаемых в курсе «Черчение», или использование, например, знаний курса «Механика» о силах, дейст¬вующих на твердое тело, при выяснении условий движения деталей в швейных машинах); 
связи иллюстрации (показ применения вновь сформированных знаний в последующих учебных курсах или на практике). 
7. По степени обобщения — эмпирические (вы¬деление и обозначение в обеспечиваемых дисцип¬линах знаний о внешних свойствах изучаемых общих объектов), теоретические (соотнесение в единое целое раскрываемых рядом дисциплин ча¬стных особенностей общего объекта изучения) и мировоззренческие (способствующие диалектико-материалистическому пониманию мира и обще¬ства). 
На уроках технологии используются различные способы осуществления межпредметных связей. 
Это включение в изложе¬ние учебного материала изучаемых дисциплин знаний об общем объекте изучения по другим дисциплинам, применение наглядных пособий с межпредметным содержанием, приведение приме¬ров использования учебного материала изучаемой дисциплины при прохождении последующих кур¬сов, включение в технические задачи конкретных числовых данных из прикладных дисциплин, ис¬пользование комплексных заданий для выполнения студентами самостоятельных работ, вопросов, за¬дач и задании на обоснование, обобщение, конкре¬тизацию, сравнение, синтез знаний по смежным учебным дисциплинам, на иллюстрацию и интегра¬цию знаний одних дисциплин при помощи зна¬ний по другим и др. 
Познавательную деятельность учащихся при осуществлении межпредметных связей можно организовать в несколько этапов. 
На первом этапе необходимо актуализировать опорные знания по обеспечивающим курсам. Учащиеся должны вспомнить ранее изученный учеб¬ный материал, вычленить из него необходимые для осуществления связей опорные знания, воспроиз¬вести их устно или графически (в зависимости от требований преподавателя). 
На втором этапе следует подготовить новые знания к связи с опорными. Для этого в новом учебном материале необходимо выделить те зна¬ния, которые будут основываться на опорных. 
Реализация первого и второго этапов позволяет подготовить учащихся к переносу знаний из одной предметной области в другую. В результате этого возникает дидактическая задача (учебная проб¬лема) на взаимосвязь актуализированных знаний. Это и будет третьим этапом. 
На четвертом этапе вся деятельность учащихся направляется на решение поставленной за¬дачи. 
Последовательность реализации выделенных этапов может быть произвольной и определяется логикой изложения учебного материала, прочностью и сформированностью у учащихся опорных знаний, их умением самостоятельно использовать учебный материал одних дисциплин при изучении других, решаемыми на занятиях целями и зада¬чами. 
Практика показывает, что, включая учащихся в учебную деятельность по осуществлению меж¬предметных связей, целесообразно проводить через проектно-исследовательскую работу. 
В образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологии их обработки. На основании чего можно сказать, что – проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей с основами наук. 
Проектный метод обучения дает возможность стимулировать развитие творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности, приобщать к экономическим отношениям, характерным для формирующегося рынка. Сбор необходимой информации, изучение спроса и предложения, т.е. проведение элементов маркетингового исследования, требует умения общаться с различными категориями населения, обоснование проекта зависит от умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, что также связано с культурой коммуникативной деятельности. Восприятие оценки результатов проектной деятельности тесно связано с адекватной самооценкой, проявлением уважения и такта, терпимости и выдержки. 
Проекты по технологии выступают в роли интегрирующих факторов, способствующих интеграции учебных предметов помогая преодолевать дробность образования. Тем самым решается педагогическая задача, способность применять на практике полученные знания по основам наук. Проекты по технологии в большинстве своем носят комплексный, межпредметный характер и требует использования знаний по многим школьным дисциплинам. Примером может служить проект «Необыкновенная картина из обыкновенного пакета». В основе проекта лежит изготовление мозаичного полотна (на клеенку или толстую бумагу нашиваются мозаичные элементы из цветного целлофана). Для успешного выполнения проекта ребенку пришлось получить консультацию целого ряда учителей по общеобразовательным предметам – химии (раздел «Что такое полиэтилен и его свойства»), экономики, математики (экономический расчет), биологии (экологическое исследование), информатики (оформление документации), ИЗО (составление сюжета мозаики), истории (историческая справка), литературы (составление стихотворений, использование новых терминов) и собственно самой технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках технологии.

Межпредметные связи на уроках технологии. О формировании у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологииследует решать в тесной связи со знаниями полученными на уроках мат...

Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии

Презентация доклада на семинаре учителей технологии...

Межпредметные связи на уроках технологии (технология-физика).

В данной статье сообщается как при изучении разделов программы по технологии используются  связи с физикой....

Межпредметные связи на уроках технологии

Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету обслуживающего труда необходимо  использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания по основам наук. ...

Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.

Технология достижения  метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х  классов.Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению ...

Межпредметные связи на уроках технологии

Нельзя понимать мир по отдельно взятым законам. В реальном мире всё взаимосвязано, а в учебном процессе знания достигаются посредством совершенно разных предметов...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...