Технологическая карта урока "Проецирование"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Макушина Алена Ивановна

 Общие сведения о проецировании

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx633.97 КБ

Предварительный просмотр:

https://cherch-ikt.ucoz.ru/index/

 Общие сведения о проецировании

7 класс

Тема: «Общие сведения о проецировании»

 

Цель урока: 

создать условия для вырабатывания алгоритма действий при построении проекций предмета.

 Задачи урока:

Образовательная: научить учащихся проецированию предмета. Познакомить с видами проецирования.

Развивающая: развивать пространственные представления и мышление, познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувство времени и аккуратность.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы проведения урока: решение проблемной ситуации, объяснение, беседа, упражнения.

Метапредметные связи: геометрия, информатика, технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задания: «Занимательные задачи», «Проецирование», карточки-задания, учебник, чертежные инструменты (циркуль, линейка, транспортир, угольник, карандаш).

 

Время: 40 минут.

 

Структура урока:  

  • Организационный момент
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
  • Этап освоения новых знаний и способов действий.
  • Физкультминутка
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий.
  • Этап применения знаний, подведение итогов урока.
  • Рефлексия
  • Постановка домашнего задания.

https://cherch-ikt.ucoz.ru/index/

8и класс

Тема: «Проецирование»

 

Цель урока: 

создать условия для вырабатывания алгоритма действий при построении проекций предмета.

 Задачи урока:

Образовательная: научить учащихся проецированию предмета. Познакомить с видами проецирования.

Развивающая: развивать пространственные представления и мышление, познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувство времени и аккуратность.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы проведения урока: решение проблемной ситуации, объяснение, беседа, упражнения.

Метапредметные связи: геометрия, информатика, технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задания: «Занимательные задачи», «Проецирование», карточки-задания, учебник, чертежные инструменты (циркуль, линейка, транспортир, угольник, карандаш).

 

Время: 40 минут.

 

Структура урока:  

  • Организационный момент
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
  • Этап освоения новых знаний и способов действий.
  • Физкультминутка
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий.
  • Этап применения знаний, подведение итогов урока.
  • Рефлексия
  • Постановка домашнего задания.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент

Приветственное слово учителя

Приветствие учащихся.

Личностные: самоопределение, смыслообразование. 

Регулятивные: планирование, целеполагание.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Работа со слайдом №1 Постановка проблемы урока. Готовы ли вы ответить на вопрос, что такое проецирование?

Прежде чем приступить к изучению данной темы «Проецировнаие» скажите мне, пожалуйста, чем мы будем сегодня заниматься?

Чему мы с вами будем сегодня учиться?

- ознакомимся с видами проекций;

- применим теорию на практике.

Ответ учащихся:

Проецируется на экран

Ответ учащихся:

-Будем учиться выполнять проекции

- Узнаем о построении проекций

Этап освоения новых знаний и способов действий.

Работа с презентацией слайд 1-9

 

Работа с информационным материалом, интерактивной доской

Работа с тетрадями и учебником, записывают термины:

«Проекция» — слово латинское. В переводе на русский язык оно означает «бросать (отбрасывать) вперед».

Проецированием называется процесс получения изображения предмета на плоскости – бумаге, экране, классной доске и т. д.

Метод проекций - отображение геометрической фигуры на плоскость путем проецирования ее (фигуры) точек.

Изображения на чертеже выполняют по правилам проецирования.  Получившееся при этом изображение называют проекцией.

Плоскость, на которой получается изображение предмета, называется плоскостью проекции.

Проецирующий луч – Лучи, которые проецируют предмет на плоскость, называются проецирующими

Центральное проецирование –

Центральные проекции часто называют перспективой.

Составляют таблицу виды проецирования.

Центральное проецирование на плоскости.

Параллельное проецирование.

Параллельное косоугольное проецирование на плоскости.

Параллельное прямоугольное проецирование.

Физкультминутка

Упражнения. Гимнастика для глаз.

Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Решение занимательных задач. 

Решают задачи занимательные

А – 22

Б - 10

Этап применения знаний, подведение итогов урока.

Решение практических задач по картам

C:\Users\макушина\Desktop\Задание.png

Решение задач:

C:\Users\макушина\Desktop\ответы...png

Рефлексия

Ответ на вопросы

Проецирование – процесс построения проекции предмета.

Плоскость проекции – плоскость на которой получается проекция.

Проецирующий луч – луч образующий проекцию

Постановка домашнего задания.

Д/э. п. 3. Ответ на вопросы.

Записываю в дневниках

Изображения на чертеже выполняют по правилам проецирования. Проецированием называется процесс получения изображения предмета на плоскости – бумаге, экране, классной доске и т. д. Получившееся при этом изображение называют проекцией.

«Проекция» — слово латинское. В переводе на русский язык оно означает «бросать (отбрасывать) вперед».

В основе правил построения изображений на чертеже лежит метод проекций. Метод проекций - отображение геометрической фигуры на плоскость путем проецирования ее (фигуры) точек.

Чтобы построить изображение предмета по методу проекций, необходимо через точки на предмете (например, через его вершины) провести воображаемые лучи до встречи их с плоскостью. Лучи, которые проецируют предмет на плоскость, называются проецирующими.

Плоскость, на которой получается изображение предмета, называется плоскостью проекции.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_1.jpg

Рис. 1. Понятия проецирования.

 Способы изображения предметов отличаются друг от друга, как методами проецирования, так и условиями их построения. Одни способы дают более наглядное изображение, нетрудны для построения, другие менее наглядны, но зато более просты для построения.

Чтобы выяснить, что представляет собой метод проекций, обратимся к примерам.

Поместим перед электрической лампочкой какой-нибудь предмет. Тень, полученную на стене, можно принять за проекцию предмета. Положите на бумагу какой-нибудь плоский предмет и обведите его карандашом. Вы получите изображение, соответствующее проекции этого предмета.

 Посмотрим  процесс получения проекций геометрических фигур, из которых состоят дорожные знаки (рис. 2, 5, 8). Для построения изображений этих геометрических фигур использован метод проекций.

На рисунке 2,б проекцией точки А будет точка а, т.е. точка пересечения проецирующего луча Оа с плоскостью проекций. Проекцией точки В будет точка b и т. д. Если теперь соединить на плоскости эти точки прямыми линиями, то мы получим проекцию изображаемой фигуры, например треугольника.

 http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_2.jpg

 Рис.  2. Центральное проецирование

 На изображениях точки в натуре, т е точки на предмете, будем обозначать большими (прописными) буквами латинского алфавита. Проекции этих точек на плоскость обозначают теми  же, но малыми (строчными) буквами.

Рассмотренный пример построения изображений составляют сущность метода проекций.

Если проецирующие лучи, с помощью которых строится изображение предмета, расходятся из одной точки, проецирование называется центральным (рис. 2). Точка, из которой выходят лучи (О), называется центром проецирования. Полученное при этом изображение предмета называется центральной проекцией.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_3.jpg

 Рис. 3. Центральное проецирование на плоскости.

 Величина проекции зависит от положения предмета по отношению к картинной плоскости, а также от расстояния его до этой плоскости и до центра проецирования. На рис. 3, а предмет расположен между центром О и картинной плоскостью К и поэтому его изображение получается увеличенным. Если предмет расположить за плоскостью К (рис. 3, б), то изображение получится уменьшенным.

Центральные проекции часто называют перспективой. Взаимно параллельные линии предмета, не параллельные картинной плоскости, проецируются как группа линий, сходящихся в одной точке (рис. 4).

 http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_4.jpg

 Рис. 4. Перспектива

 Проекции каждой группы параллельных линий имеют свою точку схода О1 и О2. Точки схода проекций всех групп параллельных линий расположены на одной прямой, называемой линией горизонта. Предмет, изображенный на рис. 4, расположен  по отношению к картинной плоскости так, что ни одна из его граней не параллельна этой плоскости. Такую центральную проекцию называют угловой перспективой.

Изображение, полученное методом центрального проецирования, сходно с фотографией, так как оно получается примерно таким, каким его видит глаз человека. Также примерами центральной проекции являются  кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки, и др. Метод центрального проецирования используется в архитектуре, строительстве, а также в академическом рисовании – рисовании с натуры.

 Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным, а полученное изображение – параллельной проекцией. Примером параллельной проекции являются солнечные тени (рис. 5, 8).

 http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_5.jpg

Рис.  5. Параллельное проецирование

 При параллельном проецировании все лучи падают на плоскость проекций под одним и тем же углом.

Если это любой угол, отличный от прямого, то проецирование называется косоугольным (рис. 6). В косоугольной проекции, как и в центральной, форма и величина предмета искажаются. Однако строить предмет в параллельной косоугольной проекции проще, чем в центральной.  

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_6.jpg

Рис.  6.  Параллельное косоугольное проецирование на плоскости.

 В техническом черчении такие проекции используют для построения наглядных изображений (рис.7).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_7.jpg

 Рис. 7. Процесс поучения наглядного изображения.

 В том случае, когда проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций (рис. 8), т. ё. составляют с ней угол в 90°. проецирование называют прямоугольным. Полученное при этом изображение называется прямоугольной проекцией предмета.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_8.jpg

Рис.  8.  Параллельное прямоугольное проецирование.

 Проекционное черчение имеет большое значение для развития пространственного представления, без которого невозможно сознательно читать чертежи и тем более выполнять их (рис 9).

Прямоугольные проекции называют также ортогональными. Слово "ортогональный" происходит от греческих слов "orthos" - прямой и "gonia" - угол.

 http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_9.jpg

 Рис.  9. Параллельное прямоугольное проецирование на плоскости

 Способ прямоугольного проецирования является основным в черчении. Он используется для построения изображений на чертежах и наглядных изображений предметов, так как они достаточно наглядны и выполнять их проще, чем центральные.

 Чертежи в системе прямоугольных проекций дают достаточно полные сведения о форме и размерах предмета, так как предмет изображается с нескольких сторон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...