ОНЛАЙН КУРС «СТАРТ БИЗНЕСА» (размещен на электронной образовательной среде «Знанияонлайн. рф»)
электронный образовательный ресурс (9 класс)

Ботвенкина Оксана Николаевна

Сегодня как никогда в рамках концепции преподавания предметной области «технология»  встает вопрос о  людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания. Стратегия подготовки мобильных и активных предпринимателей, способных системно создавать инновационные продукты, и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.   Мною была выстроена предметная линия.

В основной школе учащиеся знакомятся с основами предпринимательской деятельности, с понятиями «бизнес», «менеджмент», «маркетинг», с технологиями управления процессом производства.

На протяжении нескольких лет я работаю индивидуально с детьми в разработке бизнес проектов. Учащиеся под моим руководством занимают первые и вторые места в краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край – Моё дело». Разработанная мною программа позволит транслировать  накопленный опыт на большую аудиторию. Программа поможет школьникам осознанно определиться с профилем обучения в старших классах, научиться решать проблемы профессионального выбора, что является особенно актуальным в современных условиях. Внеурочной программой «Старт Бизнеса», я решаю главную задачу – научить школьников воплощать в действительность свои идеи, используя и приобретая новые знания о материалах, технике, технологии.   Например, у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки.  Социокультурные компетенции: учатся рассчитывать семейный бюджет, навыки при приготовлении пищи, при конструировании и пошиве, выполнении  элементарные ремонтные работы в быту. Ценностно-смысловые компетенции формируются через осуществление  индивидуальной  поисковой  деятельности  при работе над проектом, а  информационные через  самостоятельную  подготовку  сообщений, проектов с использованием различных источников информации. Культуроведческая и природоведческие компетенции развиваются при знакомстве с традиционными ремеслами и видами декоративно-прикладных работ.

И поэтому я  планирую усилить  предмет технологию программой внеурочной деятельности «Старт бизнеса». В этом  мне поможет   электронная  информационно-образовательная среда, включающая  официальный сайт, образовательную среду  для учебной деятельности в условиях электронного обучения знанияонлайн.рф,  которая внедрена в работу школьной командой  МКОУ Новоберезовской СОШ, членом которой я являюсь.  Семинары: «Трансформация образования в условиях цифровизации», “Проектирование электронного курса в электронной информационно- образовательной среде знанияонлайн.рф”,  позволили мне, объединив  метод проектов и цифровизацию,  разработать  и разместить на электронной образовательной среде «Знанияонлайн.рф»  онлайн курс «Старт бизнеса», который доступен для всех учащихся и жителей Идринского района  http://xn--80aatfgklbbdg7r.xn--p1ai/course/view.php?id=5 . 

Учащиеся знакомятся с лучшим международным и российским опытом ведения бизнеса, учатся бизнес - планированию, узнают о правовых и финансовых аспектах предпринимательской деятельности, о государственных, региональных и муниципальных программах поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатывают бизнес проект.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Новоберезовская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

Внеурочной деятельности «СТАРТ БИЗНЕСА»
для 9 класса

с. Новоберезовка, 2019

Пояснительная записка

Сегодня как никогда в рамках концепции преподавания предметной области «технология»  встает вопрос о  людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания. Стратегия подготовки мобильных и активных предпринимателей, способных системно создавать инновационные продукты, и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.   Мною была выстроена предметная линия.

В основной школе учащиеся знакомятся с основами предпринимательской деятельности, с понятиями «бизнес», «менеджмент», «маркетинг», с технологиями управления процессом производства.

На протяжении нескольких лет я работаю индивидуально с детьми в разработке бизнес проектов. Учащиеся под моим руководством занимают первые и вторые места в краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край – Моё дело». Разработанная мною программа позволит транслировать  накопленный опыт на большую аудиторию.

И поэтому я  планирую усилить  предмет технологию программой внеурочной деятельности «Старт бизнеса».

Программа поможет школьникам осознанно определиться с профилем обучения в старших классах, научиться решать проблемы профессионального выбора, что является особенно актуальным в современных условиях.

Учащиеся знакомятся с лучшим международным и российским опытом ведения бизнеса, учатся бизнес - планированию, узнают о правовых и финансовых аспектах предпринимательской деятельности, о государственных, региональных и муниципальных программах поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатывают бизнес проект.

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

Цель программы: формирование у учащихся знаний, умений и навыков необходимых для самостоятельного составления и написания бизнес - проекта.

Основные задачи программы: 

  • формирование у учащихся предпринимательского мышления, соответствующего современному уровню знания;
  • формирование уважения к предпринимательской деятельности;
  • развитие способности к профессиональному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
  • овладение умением осуществлять проектную деятельность в экономической сфере;
  • овладение умением эффективного исполнения социально-экономической роли предпринимателя;
  • овладение умением работать с разнообразной информацией;
  • освоение базовых экономических понятий и  знаний, описывающих функции, свойства, структуру элементов рыночной экономики.

 

Формы и методы работы

Отличительной особенностью программы внеурочной деятельности «Старт бизнеса» является то, что она основана на использовании современных методов образовательной деятельности, способствующих реализации системно-деятельностного подхода в образовании: метода проектов, кейс-метода, что является эффективным в организации профессионального самоопределения школьников.

Кейс-метод  позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися. Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Программа способствует овладению первичными навыками предпринимательской деятельности в рамках работы над проектом «Мой бизнес-план». Проект, подготовленный учащимися, выступает в качестве итоговой работы по окончании изучения курса.

Кроме того, программа «Старт бизнеса» реализуется и через другие формы и методы: деловые и ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, практикумы, решение творческих задач, проблемных ситуаций. На практические занятия отводится 50 % изучаемого материала программы.

Условия реализации программы

Программа направлена на то, как придумать и описать свой бизнес-проект. Каждый ученик работает над выбранным проектом и представляет его на общественную экспертизу. Учащиеся с лучшими проектами получают рекомендации к участию в конкурсе социальных инициатив «Мой край – Моё дело» на муниципальном и краевом уровне, а также во всероссийской акции «Я – гражданин России».

Программа внеурочной деятельности «Старт бизнеса»  предназначена для учащихся 9-х классов.

Срок реализации – 1год.

Курс рассчитан на 34 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формой промежуточной аттестации является итоговый тест. Контроль знаний учащихся ведётся по зачётной системе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами являются:

  • понимание хозяйственной деятельности человека как одного из важнейших  элементов общества, находящегося во взаимодействии с другими сферами общества;
  • понимание роли предпринимательства в экономике в целом;
  • уважение к  труду предпринимателя и понимание  взаимосвязи между вложениями в образование и личным профессиональным развитием, а также будущими доходами хозяйствующего субъекта;
  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • способность  к поиску способов самореализации в экономике страны с учетом специфики ее развития;
  • осознание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека.

Метапредметные результаты проявляются в:

  • умении оценивать экономическое положение основных участников экономики;
  • умении разрабатывать проекты в сфере экономики: определять суть проблемы, на решение которой направлен проект, ставить цели проекта, находить способы решения проекта, определять средства, с помощью которых может быть реализован проект, составлять план реализации проекта;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
  • умении находить в различных источниках необходимую информацию;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении проблематизировать учебную, познавательную или социокультурную ситуацию, индивидуально или совместно с другими разрабатывать варианты ее решения, выбирать наиболее эффективные стратегии, прогнозировать риски и результаты своей деятельности, адекватно оценивать причины успехов и неудач;
  • умении вести себя в соответствии с типом социально-экономической роли предпринимателя.

Предметные результаты:

  • овладение базовыми понятиями: предпринимательство, бизнес, рынок, фирма, доход, выручка, прибыль, менеджмент, маркетинг, формы предпринимательской деятельности, издержки, бизнес-план;
  • овладение базовыми знаниями по разделам программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение

Что такое предпринимательство?

Рекомендуем прочитать: Майкл Гербер «Предпринимательский миф», Ричард Брэнсон «К чёрту всё! Берись и делай», Михаил Идов «Кофемолка»

Раздел 2. Бизнес-идея

Миф: «Без прорывной идеи невозможно открыть новый бизнес». Ключевой клиент. АВС – анализ. Рынки В2С и В2В. Ключевой продукт. Каналы сбыта.

Рекомендуем прочитать: Майкл Гербер «Предпринимательский миф», Оливер Гассман, Королина Франкенбергер, Микаэла Шик «Бизнес-модели», Радмило М. Лукич «Управление продажами».

Раздел 3. Бизнес - цели

Миф: «Нам план не нужен, человек предполагает, а бог располагает». Цель собственника. Цель деятельности. Цель развития.

Рекомендуем прочитать: Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе от звонка до звонка, жить где угодно и богатеть».

Раздел 4. Бизнес-процессы

Мифы: «Предпринимателями рождаются» и «Чтобы стать предпринимателем, надо получить степень МВА». Что такое бизнес –процессы? Классификация процессов. Способ описания процессов. Процессы верхнего уровня. Процессы второго, третьего, тридцать третьего уровней. Описание отдельного процесса. Управление и ресурсы. Разработка регламентов процессов. Источники ошибок процессов. Развитие процессного подхода.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 5. Показатели бизнес-процессов

Типы показателей. Технологии измерения. Алгоритм составления показателей бизнес-процессов.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 6. Цифровая модель бизнеса

Введение. Начало работы: клиенты. Второй шаг: сотрудники. Третий шаг: процессы. Завершение: финансы. Первый год. Бизнес - цели и цифровая модель бизнеса. Социальная составляющая. Полёт по приборам. Последовательность действий при составлении цифровой модели. Бонус: ключевые финансовые показатели.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 7. Маркетинговые исследования

Миф: «Хороший бизнес-план – залог успеха». Инструменты маркетинговых исследований.  Показатели и инструменты. График, фиксация и ответственный. Размер выборки. Форма. Алгоритм составления плана и проведения маркетинговых исследований.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 8. Карта персонала

Наброски структуры. Типы организационных структур. Зеленый - красный. Эффективность и результат. PAEI – концепция. Конфликты. Стили управления. Занимательная зоология. Эволюция сотрудника.

Рекомендуем прочитать:

        Раздел 9. Система мотивации персонала

Составление требований к системе мотивации. Требования к премиальной части. Расчёт премиальной части. Снижение премиальной части. Алгоритм создания  системы мотивации.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 10. SWOT – анализ. План управления рисками и раскрытия возможностей.

Мифы: «Рынок давно поделён» и «У меня нет конкурентов». Вы не одни на рынке. Прямые и косвенные конкуренты. Интересы клиента. SWOT – анализ. План действий. Алгоритм проведения SWOT – анализа и составления плана управления рисками и раскрытия возможностей.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 11. Инструменты и управления продажами

Миф: «Продажи – это не моё». Клиентская база. Воронка продаж (Измерения воронки продаж, анализ воронки продаж, алгоритм составления воронки продаж). Портфель предложений (типы клиентов по способу траты денег, категория продукта, категория объединения, цена, бонусы, портфель продуктов). Управление коммуникацией (свойства-выгоды-преимущества, свойства, выгоды, преимущества, «символ веры», алгоритм составления свойств-выгод-преимуществ). Речевые стандарты. Внутренняя реклама продуктовых линеек. Программа лояльности. От повторной покупки к привычке.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 12. План открытия и работы

Мифы: «Сейчас неудачное время, чтобы заниматься бизнесом». Карта и территория.

Раздел 13. Поиск инвестора

Миф: « Без больших денег бизнеса не создать». Где водятся инвесторы? Дерево проблем-целей.  От теории к практике.

Рекомендуем прочитать:

Раздел 14. Заключение

Оформление проекта. Защита проекта.

ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение учащимися образовательной программы может быть представлено в виде завершенного проекта, оценка которого будет оценкой внеурочной деятельности  учащихся. Итоговое оценивание результатов внеурочной деятельности по программе «Старт бизнеса» может проводиться в форме защиты проекта «Мой бизнес-план» на учебной конференции.

Кроме того, теоретические сведения по каждой теме можно оформить в презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по следующим предметам: «Обществознание», «Экономика», «Право», «Технология».

Для организации текущего контроля и промежуточной аттестации внеурочной деятельности, учащихся возможно использование следующих методов: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, тестирование.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

 Введение

1

2

 Бизнес-идея

1

1

3

Бизнес - цели

1

1

4

Бизнес-процессы

1

3

5

Показатели бизнес-процессов

1

1

6

Цифровая модель бизнеса

1

1

7

Маркетинговые исследования

1

3

8

Карта персонала

1

1

9

Система мотивации персонала

1

3

10

SWOT – анализ. План управления рисками и раскрытия возможностей

2

2

11

Инструменты и управления продажами

2

2

12

План открытия и работы

1

13

Поиск инвестора

1

14

Заключение

1

ИТОГО

16

18

        


Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

 Введение

Что такое предпринимательство?

1

2

 Бизнес-идея

Миф: «Без прорывной идеи невозможно открыть новый бизнес». Ключевой клиент. АВС – анализ. Рынки В2С и В2В. Ключевой продукт. Каналы сбыта.

2

3

Бизнес - цели

Миф: «Нам план не нужен, человек предполагает, а бог располагает».
Цель собственника. Цель деятельности. Цель развития.

2

4

Бизнес-процессы

Мифы: «Предпринимателями рождаются» и «Чтобы стать предпринимателем, надо получить степень МВА». Что такое бизнес –процессы? Классификация процессов. Способ описания процессов. Процессы верхнего уровня. Процессы второго, третьего, тридцать третьего уровней. Описание отдельного процесса. Управление и ресурсы. Разработка регламентов процессов. Источники ошибок процессов. Развитие процессного подхода.

4

5

Показатели бизнес-процессов

Типы показателей. Технологии измерения. Алгоритм составления показателей бизнес-процессов.

2

6

Цифровая модель бизнеса

Введение. Начало работы: клиенты. Второй шаг: сотрудники. Третий шаг: процессы. Завершение: финансы. Первый год. Бизнес - цели и цифровая модель бизнеса. Социальная составляющая. Полёт по приборам. Последовательность действий при составлении цифровой модели. Бонус: ключевые финансовые показатели.

2

7

Маркетинговые исследования

Миф: «Хороший бизнес-план – залог успеха». Инструменты маркетинговых исследований.  Показатели и инструменты. График, фиксация и ответственный. Размер выборки. Форма. Алгоритм составления плана и проведения маркетинговых исследований.

4

8

Карта персонала

Наброски структуры. Типы организационных структур. Зеленый - красный. Эффективность и результат. PAEI – концепция. Конфликты. Стили управления. Занимательная зоология. Эволюция сотрудника.

2

9

Система мотивации персонала

Составление требований к системе мотивации. Требования к премиальной части. Расчёт премиальной части. Снижение премиальной части. Алгоритм создания  системы мотивации.

4

10

SWOT – анализ. План управления рисками и раскрытия возможностей

Мифы: «Рынок давно поделён» и «У меня нет конкурентов». Вы не одни на рынке. Прямые и косвенные конкуренты. Интересы клиента. SWOT – анализ. План действий. Алгоритм проведения SWOT – анализа и составления плана управления рисками и раскрытия возможностей.

4

11

Инструменты и управления продажами

Миф: «Продажи – это не моё». Клиентская база. Воронка продаж (Измерения воронки продаж, анализ воронки продаж, алгоритм составления воронки продаж). Портфель предложений (типы клиентов по способу траты денег, категория продукта, категория объединения, цена, бонусы, портфель продуктов). Управление коммуникацией (свойства-выгоды-преимущества, свойства, выгоды, преимущества, «символ веры», алгоритм составления свойств-выгод-преимуществ). Речевые стандарты. Внутренняя реклама продуктовых линеек. Программа лояльности. От повторной покупки к привычке.

4

12

План открытия и работы

Мифы: «Сейчас неудачное время, чтобы заниматься бизнесом». Карта и территория.

1

13

Поиск инвестора

Миф: « Без больших денег бизнеса не создать». Где водятся инвесторы? Дерево проблем-целей.  От теории к практике.

1

14

Заключение

Оформление проекта. Защита проекта.

1

ИТОГО

34

Используемая литература

Калашников Ю. «Хорошее дело. Социальное предпринимательство», текст – Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2018;

Калашников Ю. и др. «Социальное предпринимательство, или Как сделать бизнес с душой» - Красноярск Центр инноваций в социальной сфере, 2017;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Организация самостоятельной работы обучающихся средствами электронной образовательной среды.

В статье рассмотрены практические аспекты организации самостоятельной работы обучающихся средствами системы дистанционного обучения...

Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...

Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов

Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения...