Методическое сопровождение учителей технологии по включению школьников в олимпиадное движение по предмету «Технология»
методическая разработка по технологии

Максимова Александра Анатольевна

Методические рекомендации, позволяющие повысить эффективность участия школьников Санкт-Петербурга в олимпиадном движении по технологии различных уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение учителей технологии по включению школьников в олимпиадное движение по предмету «Технология»

Ведущую роль во включении школьников в олимпиадное движение по технологическому образованию, несомненно, принадлежит учителю технологии.

Первоначальный интерес учащихся к миру техники и технологий, к технологическим и инженерным знаниям, к конструированию, проектированию и моделировании, к исследовательской деятельности возникает на уроках, а далее может быть развит во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

В этой связи одной из основных задач методического сопровождения учителей технологии является актуализация в системе повышения квалификации учителей, организуемой Комитетом по образованию при Администрации Санкт-Петербурга, вопросов использования современных педагогических технологий на уроках, прежде всего, проектной деятельности учащихся.

На занятиях технической направленности по технологии в зависимости от уровня подготовки обучающегося могут существовать различные варианты организации проектной деятельности. Традиционно принято считать, что на них чаще всего реализуются практико-ориентированные проекты, которые требуют четко обозначенного результата деятельности. Однако практика показывает, что такой подход является односторонним, и опытный педагог предлагает детям разные типы проектов в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности. В качестве примера можно рассмотреть следующие случаи:

  • Изделие–идеи: Педагог ставит задачу изготовления определенного изделия. Учащиеся анализируют большое количество аналогичных изделий, обсуждая их достоинства и недостатки, затем кратко формулируют задачи для изготовления улучшенного варианта изделия, исследуют потребности в этом изделии, разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие. На основании своего опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия и планируют процесс его изготовления. Далее идет процесс изготовления изделия с преодолением возникающих трудностей и, наконец, испытание и оценка своего изделия. Здесь используется практико-ориентированный метод, так как в качестве итога требуется четко обозначенный результат деятельности (изделие).

Например, учащимся первого года обучения, обученным выполнять изделия по шаблону, педагог ставит задачу по выполнению модели самолета с учетом выбранных ими самостоятельно функций летательного аппарата. Изготовление нового самолета осуществляется по подобию учебной модели, но с учетом собственных идей по характеристикам летательного аппарата.

  • Идея-изделие: Педагог кратко формулирует задачи, при решении которых детьми предлагается и разрабатывается соответствующее конечное изделие. Учащиеся выдвигают первоначальные идеи по решению задач, затем проводят исследование с целью выбора наиболее перспективной идеи, разрабатывают лучшую из них. Затем идет освоение определенных навыков и умений изготовления изделий, планирование процесса изготовления предложенного детьми конкретного изделия, непосредственно изготовление в соответствии с избранной идеей, его испытание и оценка. В данном случае доминирует исследовательский метод, так как он требует выдвижения гипотезы, аргументации актуальности и значимости предстоящей работы с последующим использованием результата исследования.

В качестве примера можно привести более сложное задание - выполнение проекта по изготовлению механической игрушки с применением законов физики. Дети должны выдвинуть ряд идей и предложений с обоснованием принципа работы движущихся частей, прежде чем определиться с изготовлением изделия.

  • Исходный материал – идеи – изделие: Педагог выдает обучающимся определенный материал, предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий и получить из него готовый продукт. Учащиеся проводят исследования по изучению свойств материала, определяют потребности потенциальных потребителей в изделиях из него, кратко формулируют задачу, проводят более глубокое исследование для выбора конкретного варианта проекта, разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие и заканчивают разработку лучшей идеи. Затем они составляют план изготовления изделия с учетом имеющегося материально-технического оснащения и изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения. Работа завершается испытанием и оценкой изделия. В данном случае доминирует творческий метод, так как здесь предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к решению поставленной проблемы.

Проекты такого типа являются самыми сложными в исполнении, выполняются на занятиях по теме «Индивидуальная работа» учащимися, обладающими умением выбирать и применять различные варианты способов обработки материала, планировать последовательность изготовления, а также высокими личностными и творческими качествами: фантазией, интуицией.

Несмотря на то, что работа над проектами во всех случаях идет по стандартной схеме (алгоритму), исследовательский этап выполнения проекта технической направленности по технологии обработки материалов имеет некоторые особенности. Обязательными моментами в работе являются выбор материала, построение опорной схемы обдумывания, выбор инструментов и оборудования, разработка технологического процесса, организация рабочего места, в некоторых случаях - экономическое обоснование и экологическая экспертиза, контроль качества.

Важным при работе над проектами является технологический этап, так как при выполнении технологических операций дети подбирают режимы обработки материалов, контролируют качество обработки деталей, в случае необходимости вносят изменения в технологический процесс, могут изменять последовательность операций, сборки и т.д. Кроме того, в работе четко должны соблюдаться технологическая и трудовая дисциплина, правила техники безопасности и правильная организация рабочего места.

Роль педагога в реализации детского проекта состоит в косвенном руководстве деятельностью учащихся и умении подвести ребенка к мотивированному выполнению теоретических и практических цели и задач ученического проекта. Так как тематика проекта исходит из интересов каждого учащегося, она приобретает индивидуальный характер независимо от того, коллективно или индивидуально изготавливается изделие. Вне зависимости от метода реализации, работа над проектами способствует развитию творческих возможностей и логического мышления, объединяющего знания, полученные в ходе учебного процесса. Важным моментом является то, что часто проблема формулируется самими учащимися, а результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и имеет определенное прикладное значение. В результате этой деятельности у детей вырабатываются исследовательские умения, позволяющие искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по школьным предметам и на занятиях в системе дополнительного образования, приобретать самостоятельность, умение формулировать идеи, планировать работу и принимать решения.

Требуется обновление содержания образования и педагогических технологий, изменение роли учителя, учащихся и родителей, как в образовательном процессе, так и при построении индивидуального образовательного маршрута каждого ученика.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, во-первых, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. В каждой игре могут использоваться предметные знания по технологии, химии, биологии, физике, географии, которые, в итоге, позволяют создать более полную картину мира, используя межпредметные связи, и тем самым повысить интерес школьников к технологическим знаниям и технологической деятельности.

При организации и разработки игр ставятся следующие цели:

  • формирование у учащихся единого представления о мире;
  • формирование мотивации учащихся к познанию и способам получения информации;
  • развитие познавательной активности и способности использования имеющихся или полученных знаний в нестандартных условиях.

В процессе интеллектуальной игры решаются следующие задачи:

  1. Развитие общения:
  • учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
  • совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений;
  • в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  1. Познавательные: 
  • каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других);
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от игроков, уровня подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера;
  • ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш);
  • состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;
  • в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.

На занятиях по технологии учитель может использовать как интеллектуальные, так и деятельностные игры.

В интеллектуальных играх по технологии у учащихся развиваются:

  • интерес к технологическим знаниям;
  • абстрактное, логическое, творческое техническое мышление;
  • представления и знания о современных достижениях в науке, технике, технологиях;
  • знания об истории техники и технологий, о выдающихся техниках, инженерах, ученых прошлого и настоящего.

Участие школьников в деятельностных играх по технологии представляет возможности для:

  • приобретения конкретных умений и навыков в планировании, организации, распределении обязанностей (функций), в выполнении разнообразных технологических операций в технологической деятельности; - развития навыков контроля и самоконтроля в технологической деятельности;
  • приобретения опыта взаимодействия с участниками технологического процесса;
  • развития навыков оценки и самооценки в технологической деятельности;
  • формирования положительного отношения к труду за счет получения реальных практических результатов в технологической деятельности.

Технология создания и проведения интеллектуальной и деятельностной игры:

  • выбор игры (определение идеи, темы, цели, задач и формы проведения);
  • предложение игры учащимся (ознакомление с условиями и формой проведения игры);
  • подготовка к игре (конкретное распределение обязанностей, консультации, сбор и накопление информации участниками игры, подготовка ведущих игру, оформление);
  • проведение игры;
  • подведение итогов игры (анкетирование участников игры, педагогический анализ результатов игры, учет личностных достижений учащихся).

Важность обновления содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения требует опережающего освоения учителями технологии методики, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты. В настоящее время важно и необходимо развитие познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и модернизация экономики).

Еще один путь приобщения школьников к олимпиадному движению по технологическому образованию – интеграционные процессы. Без интеграции в содержании образования в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании:

  • осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов;
  • интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов (технологии, физики, химии, математики, истории) и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Результативность данных подходов подтвердили учителя технологии в своих выступлениях на районных научно-практических конференциях, на курсах повышения квалификации, проводимых СПб АППО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классы

Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классыВсе задания соответсвуют учебной программе, поэтому можно использовать в своей работе....

Олимпиадные задания по предмету Технология (технический труд) для 7 классов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 2013-2014 УЧЕБНОГО ГОДА(Номинация «Техника и техническое творчество»)...

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Выступление на седьмой региональной научно-методической конференции учителей Московской области "Педагог-исследователь" с докладом "Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз.

Колганова А.С. Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз. Выступление на научно-практической конференции "Педагог-исследователь"....