«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»
статья на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой системы образования – в социуме, экономике, культуре. Российское общее образование оказалось замкнутым на самом себе: то, чему учат детей, нужно только в самой школе. В последние годы оторванность школы от жизни закрепилась искусственными формами государственной оценки качества образования, такими, как например ЕГЭ. Теперь мы готовим учащихся к ЕГЭ, ориентируя их на то, чтобы результатом одиннадцати лет обучения стала зазубренная наизусть малопригодная для жизни информация.

При этом эксперты отмечают, что реализация НОИ «Наша новая школа» и ведение ФГОС сопряжено с преодолением ряда барьеров: это устаревшие системы оценки качества образования, отсутствие современных учебников, отсталая материально-техническая база. Но наибольшие трудности возникают в преодолении инертности мышления и стереотипичности опыта учителя. Мы считаем, что для решения этих задач может быть полезен зарубежный педагогический опыт, но взятый не как образец для прямого копирования, а как критически воспринимаемый ориентир, стимулирующий развитие отечественной школы. В различные периоды истории России уже осуществлялись попытки провести модернизацию образования за счет некритического заимствования опыта западных стран, который в готовом виде переносился в российские условия, однако реформирование системы образования на чужеземный лад не приводило к его улучшению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС».

МБОУ гимназия  №23 города Краснодара

Лысенко Н. Б

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой системы образования – в социуме, экономике, культуре. Российское общее образование оказалось замкнутым на самом себе: то, чему учат детей, нужно только в самой школе. В последние годы оторванность школы от жизни закрепилась искусственными формами государственной оценки качества образования, такими, как например ЕГЭ. Теперь мы готовим учащихся к ЕГЭ, ориентируя их на то, чтобы результатом одиннадцати лет обучения стала зазубренная наизусть малопригодная для жизни информация.

При этом эксперты отмечают, что реализация НОИ «Наша новая школа» и ведение ФГОС сопряжено с преодолением ряда барьеров: это устаревшие системы оценки качества образования, отсутствие современных учебников, отсталая материально-техническая база. Но наибольшие трудности возникают в преодолении инертности мышления и стереотипичности опыта учителя. Мы считаем, что для решения этих задач может быть полезен зарубежный педагогический опыт, но взятый не как образец для прямого копирования, а как критически воспринимаемый ориентир, стимулирующий развитие отечественной школы. В различные периоды истории России уже осуществлялись попытки провести модернизацию образования за счет некритического заимствования опыта западных стран, который в готовом виде переносился в российские условия, однако реформирование системы образования на чужеземный лад не приводило к его улучшению.

 Глобализация образования расширяет возможности изучения и обмена учителями накопленным педагогическим опытом, что особенно будет востребовано при введении нового стандарта педагога. Особенности организации процесса обучения в зарубежных, особенно – в европейских странах  вызывают интерес у большой части учителей России и Краснодарского края. Под «педагогическим опытом» чаще всего понимают реальный педагогический процесс, реальную педагогическую практику, в том числе и её результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников.  Опыт становится средством развития практики за счет рефлексии. При помощи рефлексии учитель формирует знание об эффективном способе действия в проблемной ситуации. Это новое знание и есть отрефлексированный опыт.

Что касается европейской системы образования, то в каждой стране она имеет свои особенности. Но все эти страны  развиваются в русле положений «лиссабонской стратегии». В сфере образования эта стратегия подразумевает улучшение его качества и эффективности с учетом новых задач, стоящих перед «обществом знаний», и формирование полноценной личности, способной активно участвовать в общественных процессах, адаптироваться к культурному разнообразию, существующему в сложной социально-политической среде Европы. В этой системе именно ключевые компетенции учащихся, а не что-то иное, выступают предметом прямой оценки и сертификации.        

Таким образом, проблема нашего проекта заключалась в том, как в условиях модернизации российского образования задействовать имеющийся в Европе опыт реализации компетентностного подхода в качестве средства, стимулирующего успешность реализации ФГОС.

За три года работы инновационной площадки нам удалось:            

  • уточнить представления о современном опыте зарубежных стран в сфере общего образования, проанализировать возможности его использования при модернизации российского образования и внедрении ФГОС;
  • перестроить профессиональное мышление учителя в направлении компетентностного подхода и современных образовательных технологий;
  • сформировать у учителей методологическую и научно-методическую готовности к рефлексии и освоению педагогического опыта;
  • построить концепцию непрерывного педагогического образования, ориентированную на саморазвитие и творческий потенциал учителя;
  • разработать модель экспедиционно-методической работы;
  • определить перечень школ-партнеров гимназии за рубежом и обозначить перспективные формы взаимодействия с ними;
  • провести диагностику уровня компетентностных результатов обучения у учащихся гимназии.

Научно-педагогическая экспедиция интересна тем, что позволяет получить сведения о деятельности учителя-практика непосредственно на месте его работы. За три года работы МИП экспедиции были проведены в различные страны Европы: Германию, Англию, Швецарию и др.  Обсуждение материалов зарубежных экспедиций проводилось на экспертно-методических семинарах, что позволило сделать следующие выводы:

  • Ориентация школьного образования европейских стран  направлена на формирование креативности и критического мышления учащихся, развитие их самостоятельности.
  • В образовательный процесс школ широко  внедряются методы активного обучения, компьютерные технологии, обучение при помощи Интернета.
  • В Европе утверждаются формы оценки качества образования учащихся, соответствующие компетентностному подходу.

На основе анализа опыта европейских коллег коллектив гимназии разработал собственные педагогические средства, которые эффективно вписываются в отечественную систему образования. Так, рефлексивная методика нашла свое отражение в разработке «Рефлексивных дневников» для учащихся. Исследовательская (проблемно-поисковая) методика европейских коллег позволила провести совершенствование практики организации научно-исследовательской работы с учащимися. Работа учителей – научных руководителей с учащимися проводится в нескольких направлениях: организация и тьюторское сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности гимназистов; работу над групповыми исследовательскими проектами, где нередко необходимо интегрировать информацию из разных предметных областей; коллективная научно-исследовательская деятельность, организация встреч с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, гимназических олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций. Эта работа уже дала позитивные результаты роста числа гимназистов - победителей и призеров всевозможных конкурсов.

Одной из основных задач проекта являлась разработка модели экспедиционно-методической работы учителя с зарубежным педагогическим опытом и ее обоснование. Ее можно представить следующим образом:

Модель экспедиционно-методической работы учителя

с зарубежным педагогическим опытом

Научно-педагогическая экспедиция как метод педагогического  исследования позволила выделить основные методики организации образовательного процесса в европейских странах:

  • рефлексивная – ее особенностью является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;
  • исследовательская – характерной чертой выступает реализация педагогом модели «обучение через открытие», выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента исследования;
  • имитационного моделирования (игровая) – характерной чертой является моделирование у учащихся затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
  • информационно-коммуникативная – ее характерной чертой является использование информационных ресурсов в образовательной деятельности;
  • коммуникативная – особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истины в процессе обсуждения.

В ходе всего проекта  в гимназии проводились замеры уровня компетентностных результатов учащихся, которые сравнивались и анализировались. Использовались  тест смысложизненных ориентаций Леонтьева, методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда, и тест-опросник «Мотивация достижения».

К третьему году работы МИП средние значения показателей смысложизненных ориентаций увеличились.  Средние значения социально-психологической адаптации показывают рост эмоционального комфорта, усиление внутреннего контроля, более позитивное принятие себя и снижение доли дезадаптивности и непринятия других. Исследования мотивации достижения показали увеличение процента испытуемых с преобладанием стремления к успеху и снижение процента респондентов без выраженной мотивационной доминанты. В целом динамика измеряемых показателей за весь период отмечается позитивная, то есть в образовательном пространстве гимназии есть все предпосылки для развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.

Анализ динамических изменений результативности учителей гимназии показал, что за годы инновационной работы они стали более ориентированы на сопровождение индивидуального развития учащихся. Удалось повернуть к проблемам образования его основных потребителей: родители и сами учащиеся более заинтересованно и ответственно стали относиться к качеству образования.

Кроме того, ходе инновационной деятельности были получены следующие результаты:

  • уточнены представления о современном опыте зарубежных стран в сфере общего образования, осмыслены возможности его использования при модернизации российского образования и внедрении ФГОС
  • выделены психолого-педагогические составляющие процесса подготовки учителя к анализу и использованию опыта зарубежных педагогических систем, это вносит определенный вклад в развитие системы повышения квалификации учителей, что особенно актуально в условиях введения ФГОС;
  • определены перспективные формы взаимодействия с зарубежными школами-партнерами, что способствует обогащению представлений о путях сближения отечественного и зарубежного образования, дает основания для получения позитивных эффектов от международного сотрудничества в сфере образования.

Таким образом, в ходе работы над проектом поставленные задачи были успешно выполнены. Выдвинутая  гипотеза о  том, что экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования является эффективным средством внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС, подтвердилась.