работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
методическая разработка по технологии

Федотова Маргарита Владимировна

Что же такое мотивация?

Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_so_slaboy_motivatsiey_k_obucheniyu.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое мотивация?

Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: 

  • во-первых,она определяется образовательным учреждением;
  • во-вторых,организацией образовательного процесса; 
  • в-третьих,особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); 
  • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
  • в-пятых, спецификой учебного предмета. 

Мотивационная сфера учения:мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

  • Учёт возрастных особенностей школьников.
  • Создание ситуации успеха.
  • Вера учителя в возможности ученика.
  • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
  • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
  • Эмоциональная речь учителя.
  • Применение поощрения или порицания.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование игровых технологий.

Интерес

  • Использование нестандартных ситуаций.
  • Нестандартная форма проведения уроков.
  • Использование коллективных и групповых форм организации  учебной деятельности.
  • Использование познавательных и дидактических технологий.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. 

Типы отношения к учению:положительное, безразличное, отрицательное.

Страшная это опасность – безделье за партой;безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает.В.А.Сухомлинский

Признаки положительного отношения:

  • Активность учеников в учебном процессе
  • Умение ставить перспективные цели
  • Умение отстаивать свое мнение
  • Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
  • Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
  • Поиск нестандартных способов решения учебных задач

Признаки отрицательного отношения:

  • Бедность и узость мотивов
  • Слабая нацеленность на оценку
  • Неумение ставить цели, преодолевать трудности
  • Слабая заинтересованность в успехах
  • Отрицательное отношение к школе, учителям

Безразличное отношение

Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. Личная значимость предмета.
  5. Умственное развитие ученика.
  6. Продуктивность учебной деятельности.
  7. Непонимание цели учения.
  8. Страх перед школой.  
  9. Нарушение режима дня. 

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

— неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

— неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

— не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

— особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:

— низкий уровень знаний;

— реже – не сложившиеся отношения с классом;

— несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

— в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие. 

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся: 

— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

— демонстрация достижений учащегося;

— интересность урока, его значимость, прозрачность;

— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;

— использование положительного подкрепления (похвала),

— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;

— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;

— справедливое оценивание;посильные трудности;

— игровые моменты. 

Фронтальная работа

 Групповая работа

 Индивидуальная работа

 Принцип новизны

Принцип наглядности

Метод аналогии

Метод сравнения

Историческая справка

Принцип доступности

Связь с другими предметами

Связь с жизнью

Самостоятельные и контрольные работы

 Игровой прием

Прием сотрудничества, взаимопомощи

Тест

Работа в парах

Консультанты

 Дополнительные задания

Карточки-задания

Работа с учебником

Тест Совместная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...

Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении

Организация работы.Устный фронтальный опрос. (устный счет –гимнастика ума).Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.Письменная самостоятельная работа с последующим анали­зом и ра...

План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год

План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год...

Работа с детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению

В данной работе раскрывается понятие мотивации с точки зрения психологии и педагогики, а также причины низкой мотивацией и пути  решения проблемы....

План работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению

В плане ставятся задачи, приводятся формы работы, намечаются сроки занятий с детьми с повышенной мотивацией к обучению....

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ»

Презентация для выступления на МО учителей математического цикла...

Презентация для педсовета «Технология работы с детьми со слабой мотивацией и детьми с высоким уровнем познавательной активности»

Для выступления на педсовете к основному докладу была выполнена презентация "Технология работы с детьми со слабой мотивацией и детьми с высоким уровнем познавательной активности"...