Повышение престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми
статья по технологии

Валуйский Валерий Александрович

К вопросу о важности олимпиадного движения и выявления одарённых и талантливых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми

Валуйский В.А., учитель технологии

МБОУ СОШ № 50 г. Белгорода

               Здравствуйте, уважаемые коллеги! В соответствии с Концепцией технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации наш с Вами предмет «Технология» признан необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. И до 2024 года мы обеспечиваем переход технологического образования на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, который будет способствовать развитию всех уровней системы образования.

              Напомню, технологическое образование призвано:

              - обеспечить формирование у школьников технологического мышления;

              - формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для развития инициативы, изобретательности, гибкости мышления;

              - обеспечить освоение проектной деятельности для реализации поставленной цели;

              - формировать пространство для профессиональной ориентации.

              С целью повышения престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми проводятся всероссийские предметные олимпиады. Целью олимпиад является популяризация наук и выявление талантливых школьников. Многие участники и победители олимпиад в дальнейшем стали признанными учёными в своих областях (например, Г. Я. Перельман). Участие и победа школьников в международных олимпиадах повышают престиж страны и доказывает превосходство системы образования и подготовки. Победителям и призёрам всероссийских олимпиад школьников присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься (изучать теорию), это подстёгивает интерес к предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, к тому, что для хорошей производительности требуется практика.

               Напомню, первые интеллектуальные конкурсы для школьников -«олимпиады для учащейся молодежи» - проводились в России в XIX веке Астрономическим обществом Российской Империи. С 1885 года началось проведение заочных олимпиад журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики». Участие принимали молодые люди от 14 до 29 лет.

               Новый этап в олимпиадных конкурсах начался в 30-е годы при СССР. Это были предметные олимпиады по математике. В 1938 году стали проводить олимпиады по химии.  Расцвет олимпиад по естественным наукам был обусловлен индустриализацией и развитием промышленного, военного потенциала СССР, для чего требовались талантливые учёные, изобретатели, инженеры.

               С развитием научно-технической революции появляются новые науки и технологии, которым снова требуются кадры (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, ядерная физика). В 1960-е годы к привычным олимпиадам по математике, физике, химии, присоединяются олимпиады по биологии, географии, иностранным языкам. Наконец, на рубеже ХХ века в список олимпиад добавляются такие предметы, как экология.

              Наш предмет «Технология» впервые был включен в список олимпиад в 2000 году (Брянск) по инициативе В.Д. Симоненко.

              XXI век характеризуется динамично развивающимися материальными, информационными и социальными технологиями. Основные направления технологического развития будут характеризовать текущий век жизни человеческого общества: новые источники энергии, компьютеры, телекоммуникации, роботизация.  На современном этапе в образовательную область «Технология» вводятся разделы, изучающие робототехнику, 3D моделирование, 3D печать, прототипирование.

              В школе №50 в сентябре-октябре проводится первый (школьный) этап олимпиады, приглашаются все учащиеся 5-11 классов. По итогам олимпиады определяются победители и призёры среди учащихся 5-6 классов, 7-8 классов и 9-11 классов. 5-6 классы – это резерв для последующих олимпиад второго (муниципального) этапа, победители 7-8 и 9-11 классов участвуют уже на уровне города в ноябре-декабре. В январе – феврале проводится региональный этап, где состязаются учащиеся, победившие на муниципальном этапе.

              Уже три года на базе школы №50 проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии. На данный этап отобраны лучшие из лучших. Участник олимпиады обычно усиленно готовится к ней, что способствует усвоению учебного и дополнительного материала. Участие в олимпиаде может служить преимуществом при поступлении в учебные заведения для дальнейшего образования, особенно если участник занял призовое место.  

               С целью повышения престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми школьные учебные мастерские снабжены необходимым станочным оборудованием, инструментами, мультимедийной техникой. В содержание учебной программы вводятся темы, касающиеся 3D моделирования, робототехники и конструирования.

              С 2016 года в столице проходит олимпиада мегаполисов, в которой участвуют ребята из крупных городов мира. Соревнования проводятся по четырем предметам: химии, информатике, математике и физике. Три года подряд москвичи занимают первое место в командном зачете.

              На сегодняшний день рассматриваются 10 знаменитых технологий XXI века:

              1) портативные информационно-коммуникационные устройства;

              2) интеллектуальные мобильные системы и роботы;

              3) массовая интернет-"персонализация" товаров и услуг;

              4) распространение стиля жизни "в теле-пространстве" - учеба, закупки, интернет-работа;

              5) появление "виртуальных помощников и секретарей " - интеллектуального "софта" высокого уровня;

              6) персонифицированное и компьютеризованное медицинское обслуживание;

              7) "прецизионное" (компьютерно-управляемое) сельское хозяйство;

              8) альтернативные источники энергии, "чистые технологии" и энергосбережение;

              9) гибридный транспорт;

             10) генетически модифицированные организмы.

              Из выше представленных технологий 7 первых являются информационными.

              Каждый день происходит качественное изменение материальных, информационных и социальных технологий. Появляется разрыв между образованием и жизненными реалиями. Поэтому технологическое образование становится компонентом общего образования всех школьников. Наш предмет «Технология» направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности. Мы создаём ценности, соответствующие потребностям развития общества, поощряем у школьников интерес к изучению технологии, формируем компетенции у обучающихся по конструированию, моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.

             Учитель технологии раскрывает у обучающихся способности к проектной деятельности, учит понимать современные технологии и осваивать новые и не существующие ещё сегодня технологии. Наша задача – выявить, оценить и продвинуть талантливого обучающегося, обладающего высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Повышение качества образовательной деятельности является приоритетной задачей стратегического развития школы. Работа по развитию одарѐнной личности будет успешной, если она будет иметь системный ...

Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.

Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....