Методическая разработка урока "Мелкий ремонт одежды", 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Коровкина Светлана Николаевна

Методическая разработка урока для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Интегрированный урок социально-бытовой ориентировки и швейного дела

 Тема: «Мелкий ремонт одежды»

8 класс

Учитель: Коровкина Светлана Николаевна

Цели: 1. Образовательная - способствовать формированию у обучающихся знаний об истории пуговицы, видах и способах ремонта одежды, научить выполнять мелкий ремонт одежды, пришивать фурнитуру.

2.Коррекционно – развивающая - осуществлять коррекцию речевой, зрительной деятельности, развивать мелкую моторику рук, практические умения пришивания пуговиц.

3.Воспитательная – воспитывать точность и аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие, бережное отношение к одежде, эстетический вкус.

4.Здоровьесберегающая – осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, демонстрация наглядных пособий, работа по инструкционным картам, инструктаж  Б.Р., практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методическое оснащение урока: - ноутбук, презентация; инструменты, приспособления: иглы, ножницы, булавки; -наглядные пособия «Пуговицы», «Фурнитура»; -материалы: образцы с пришитыми пуговицами; образец стачного шва; образец пуговицы, пришитой машинным способом; -одежда для ремонта.

2.Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь;

-технологические карты: «Правила безопасной работы: с иголками, ножницами, со швейной машиной».

-инструкционные карты: «Порядок пришивания пуговицы с двумя отверстиями», «Порядок пришивания пуговицы машинным способом», «Пришивание пуговицы с 2-мя отверстиями на стойке», «Порядок пришивание пуговицы с 4-мя отверстиями», «Последовательность выполнения стачного шва».

-образцы пришитых пуговиц, нитки, пуговицы, игольницы, иголки, булавки, наперстки.

карточки-задания, карточки с домашним заданием.

Словарная работа: понятия: фурнитура, филобутонисты, велькро.

                                                                Ход урока:

Учитель: 1.Организационный момент. Психологический настрой.

 - Что такое?

Что случилось?
Почему звенит звонок?

ДЕТИ:

Мы готовы.

Стол в порядке. 
Начинается урок.

Будем слушать,

Рассуждать,

И друг другу помогать.

Учитель:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

2.Введение в тему. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Момент  театрализации.  (Ваня и его старшая сестра)

Сестра: - Ребята, ну что мне делать с этим проказником Ваней? Посмотрите на него. Ведешь себя неправильно. Как тебе не стыдно?

Учитель: -  Что вы, ребята, можете сказать о его внешнем виде?

Д: - У него порваны шорты, оторвана пуговица.

Учитель: - А давайте поможем нашему Ване стать аккуратным, бережливым.

Бережливость и аккуратность во все времена считалась добродетелью человека – его большим достоинством. Для сохранения одежды в хорошем состоянии необходимо постоянно следить за ней – не только своевременно стирать, чистить и гладить, но и делать мелкий ремонт.

Сестра: - Ребята, так вы согласны оказать помощь Ване? Я заставлю его переодеться, а вы его одежду приведете в порядок.

Учитель: - Итак, ребята, чем же нам предстоит заняться сегодня на уроке?

Д: - Отремонтировать одежду Ване.

- Давайте уточним, какую именно работу предстоит нам выполнить?

 (пришить пуговицу  и зашить шорты.)

Учитель:

- А еще мы познакомимся с историей пуговицы, способами ее пришивания.

-Ребята, подумайте, пришить пуговицу, наложить заплату, зашить распоровшийся шов, это основательный, серьезный или мелкий ремонт?

Д: - Мелкий.

3. Изучение нового  материала. 

Учитель: Тема сегодняшнего урока: Мелкий ремонт одежды. (запись на доске и в тетради)

- Учитель:- Какие способы ремонта вам известны? (ручной и машинный)

 -Одним из простейших и распространённых видов ремонта является выбор и замена фурнитуры. Запишите ребята в тетрадь термин – фурнитура.  

 (На доску термин фурнитура.)

- Посмотрите и назовите, что относится к фурнитуре? (пособие – фурнитура)

(к фурнитуре относятся: кнопки, крючки, молнии, пуговицы).

- А что же такое пуговица?

Опережающее задание (Саша)

 - Что такое пуговица?  (По словарю Ожегова С.И.)

 Пуговица – застёжка обычно в виде твёрдого кружка, продеваемая в петлю.

Учитель:

- А у нас еще есть гость. К нам пришла девчушка - пуговка. Она  расскажет свою историю.

 История возникновения пуговиц  (презентация) 

Слайд 1

- Я пуговица. Без меня вам будет холодно, вы будете неряшливы и неаккуратны.  Мой возраст – 400 лет. Вроде много, но ведь ножницам 3400 лет. На сколько же лет, ножницы старше меня? Посчитайте.

Слайд 2

  Когда я еще не появилась на земле в качестве застегивания, люди скрепляли одежду шнурками, веревочками, палочками – это было неудобно.

Слайд 3

   И только в 16 веке придумали мой, достаточно современный вид.

Слайд 4

   Пуговица от слова пугать. В России  она была оберегом. Пуговицы были полыми в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы гремели и тем самым отпугивали злых духов.

   Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.  

Слайд 5

А если пуговица пришита особым способом, то она поможет осуществить ваши мечты.

Слайд 6

   Пуговицы поначалу интересовали только мужчин. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц.

Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц. 

Слайд 7-8-9

   Пуговица изменилась. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. Коллекционеров пуговиц называют филобутонистами. 

 (термин филобутонисты на доску)

Слайд 10

   Чуть больше ста лет назад, появился у меня соперник, «тесьма-молния», т.е. быстрая застежка. Но и у него появился конкурент – застежка велькро или липучка, такая застежка проще молний. Термин «велькро» на доску.

       Но несмотря ни на что,  я, пуговица,  была и остаюсь важной  и нужной.

- Посмотрите на свою одежду, есть ли у вас застежки с пуговицами, молниями, велькро?

 

Учитель:

Слайд 11                  Это интересно.  

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке, после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он  отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

                          Пособия. (Способы пришивания пуговиц. Виды пуговиц.)

- А на какие группы можно разделить пуговицы, ребята нам расскажут.

Пособие «Дизайн пуговиц»        Егор           Сообщение: « Дизайн пуговиц»

  По дизайну пуговицы отличаться друг от друга тем, что они бывают разных размеров, цвета  и форм. По форме  пуговицы бывают круглые, овальные, квадратные, треугольные в виде сердечка, цветка, шарообразные, цилиндрические и т.д.

Пособие «Назначение пуговиц»   Ульяна      Сообщение: « Назначение пуговиц»

  Для разных видов одежды используют различные пуговицы, по назначению их можно подразделить на плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские, пуговицы для рубашек.

   Пособие «Состав  пуговиц»   Саша       Сообщение: « Состав пуговиц»

  Пуговицы могут быть выполнены из различных материалов – они могут быть пластмассовые, металлические, обтянутые тканью или кожей.

 Слайд 12                                    

  Бывают пуговицы из различных  металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней.

  Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов.

Учитель:  - Итак, какие функции выполняет  пуговица?

 (застежка, является элементом отделки, оберегом)

Слайд 13-14-15          

                              Оля      А еще пуговица выполняет декоративную функцию,

это благодатный материал для творчества. Пуговицы используются не только для украшения одежды, но из них выполняют аппликацию, брошки, бижутерию, из пуговиц делают декоративную посуду, уникальные сувениры для родных и друзей.

 Выставка поделок.  И в наших поделках у пуговиц своя важная роль. Посмотрите сколько существует способов пришивания пуговиц.

4. Активная физпауза.  (Проводит Оля).

- Снимите обувь и станьте на коврики.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться. (шагаем, выгибаем спинку, руки на поясе)

Вправо-влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать чуть-чуть умнее, мы слегка покрутим шеей:

Раз и два, раз и два – закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять – плечи надо нам размять.

(поочередно вперед, а потом синхронно назад)

Глаза раскрыли широко и посмотрели далеко,

А теперь посмотрим рядом своим цепким зорким взглядом. (на пальчики рук)

От разминки польза есть? Пора за парты снова сесть. (обуваемся, коврики убираем)

Учитель:

5.Подготовка к практической работе. (Принести одежду Буратино).

- Итак, ребята, нам нужно отремонтировать одежду Буратино.

- Какой  вид  мелкого ремонта одежды нам нужно произвести?

 (Демонстрируем рубашку без пуговицы, шорты, разорванные по шву)

- Пришить пуговицу и зашить шорты.

 Теперь о пуговице мы знаем много, и пришить пуговицу мы сможем.

- А как отремонтировать шорты? (Зашить на машинке).

- Каким способом, ручным или машинным лучше выполнить ремонт? (Машинным).

- Как называется такой шов? (Стачной. Его используют при стачивании 2 деталей).

- Выполнить ремонт одежды помогают  простые и привычные для нас инструменты и

   приспособления. Назовите их (иголки, ножницы, напёрстки, нитки).

- Давайте вспомним правила БР:

  - с иголкой, (дети называют правила)

  - с ножницами, (дети называют правила)

  - со швейной машиной (дети называют правила).

- У вас на столах есть образцы с пришитыми пуговицами. Инструкционные карты помогут правильно поэтапно справиться с заданием.

(на столах образцы с пришитыми пуговицами и инструкционные карты).

Задания индивидуальные. (Прочтите их).

- ремонт одежды (шортов) по разорвавшемуся шву машинным способом, УЛЬЯНА

- подбор нитки по цвету и пришивание пуговицы к курточке Буратино,  АНЯ

- пришив пуговицы машинным способом,  ОЛЯ

- пришив пуговицы с ушком с подпуговицей,  САША

- пришив пуговицы с 4-мя отверстиями.   ЕГОР

6.Повторение полученных ранее знаний.

Учитель:

- От вида пуговицы зависит способ пришивания?

1.-Как правильно отмерить длину нитки? (длину рабочей нитки для шитья

можно  определить при помощи сантиметровой ленты  или по руке).

2.-Как завязать узелок? (делают на пальце 2-3 оборота, закручивают и затягивают).

3. -Метку для пришивания пуговицы нужно делать с лицевой или с изнаночной стороны?   (с лицевой).

4. -Пришивая пуговицу с 2-мя сквозными отверстиями, сколько  нужно  сделать  стежков в отверстия пуговицы? (4-5 стежков).

5. -Пришивая пуговицу с 4-мя сквозными отверстиями, сколько нужно  сделать

стежков в каждое отверстия пуговицы? (3-4 стежка).

6. -Пришивая пуговицы со  сквозными отверстиями, нитка  должна  быть  в тон ткани или в тон пуговицы? (в тон пуговицы).

7. -Пришивая пуговицы на ножке, нитку подбираем в тон ткани или в тон пуговицы?  (в тон ткани).

8. -Пришивая пуговицы на ножке, сколько необходимо сделать стежков в ушко пуговицы?  (4 стежка).

9. -Закончив пришивать  любой вид пуговицы, что нужно сделать с изнаночной стороны? (обязательно закрепить нитку и отрезать ножницами).

10.- Пришивают пуговицы нитками, сложенными вдвое или в одну нить?

(используем двойную нить).

11. -Как будете определять место пришивания пуговицы? Что будете использовать?   (Необходимо застегнуть все оставшиеся пуговицы. Используем линейку и карандаш).

12.- А напёрсток зачем надевать на палец? (Чтобы проталкивая иголку не уколоть палец)

Учитель:

7. Практическая работа. (Выполнение практической работы)

- Итак, к работе все готовы, мы все повторили. Карточки с заданиями у вас на столе.

- Приступайте и выполняйте необходимый вещам мелкий ремонт. (Учителя контролируют выполнение работы)

Учитель:

- Кто выполнил, проверьте качество выполненной работы. (сравнить с образцами) 

- Проверьте выполнение работы у соседа. (Взаимоконтроль).

Защита с обоснованием выполнения. (Кратко)

Вопросы для защиты:

- Назовите изделие. Ткань толстая  или тонкая?

- Обоснуйте выбор пуговицы по назначению.

- Объясните выбор цвета ниток.

(Выбор способа пришивания пуговицы, исходя из задания. Подобрать пуговицу, ткань, нитки и пришить. Защитить свою работу).

(Контроль со стороны учителя. Выводы о выполненном задании).

Молодцы, все старались и выполняли задания с соблюдением правил Б.Р.

- А как правильно выполнить заплату мы познакомимся  на другом уроке.

Учитель:

 (Оценки за урок с комментарием учителя).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                    

Учитель:

- Итак, ребята, что нового узнали, какие задания на уроке вы выполняли?

(познакомились с историей пуговицы, способами ее  пришивания, отремонтировали одежду Буратино, повторили  способы подбора ниток, отремонтировали   свою одежду). Молодцы! Вы занимались мелким ремонтом одежды! И справились замечательно!

Рефлексия -  смайлики.

- При помощи смайлика, покажите с каким настроением вы уходите с урока.

Учитель:

9. Домашнее задание на карточках письменное. (Пояснить)

-В первом задании сделать правильный выбор из предложенных вариантов.

-Во втором сделать схематические рисунки.

ЗАДАНИЕ - 1

Отметь галочкой, что тебе понадобиться для пришивания пуговицы:

а) ручная игла;

б) ножницы;

в) игольница;

г) наперсток;

д) нитки;

е) кнопки;

ЗАДАНИЕ - 2

На образцах нарисовать способы пришивания пуговиц:

  1. Две горизонтальные полоски;
  2. Две вертикальные полоски;
  3. Квадрат;
  4. Крестик;
  5. Куринная лапка;
  6. Способ пришивания для пуговицы с 2-мя отверстиями.
  7. Предложите свои варианты пришивания пуговиц.

Уборка рабочего места. Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка урока "Классификация одежды"

Существуют различные определения понятия «одежда». Суть их сводится к тому, что одежда - это то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, т. е. одежда - это с...

Методическая разработка "Моделирование плечевой одежды"

Методическая разработка "Моделирование плечевой одежды"...