Методы и формы организации проектной деятельности по робототехнике
проект по технологии

Некрасова Наталья Михайловна

Главный метод, который используется при изучении робототехники это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_po_robototehnike.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы организации проектной деятельности по робототехнике

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребёнку построить научную картину мира.

Проектная деятельность по робототехнике эффективно решает этот вопрос. Для внедрения робототехники в образовательное пространство школы главной задачей ставилось определение оптимальных форм организации учебного процесса.

В. А. Сластенин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса

Классификация форм обучения по В.А. Сластенину.

Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения

Курс «Конструирование и программирование роботов» в образовательном пространстве строится как элективный курс.

Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний предложенных В.А.Оганесяном.(1980г.), В.П. Беспалько(1995 г.):

  1. Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);
  2. Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
  3. Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
  4. Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  5. Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  6. Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  7. Поисковый – самостоятельное решение проблем;
  8. Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

И все-таки, главный метод, который используется при изучении робототехники это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

  1. Обозначение темы проекта.
  2. Цель и задачи представляемого проекта.
  3. Разработка механизма на основе конструктора LEGO модели NXT (RCX) или EV3.
  4. Составление программы для работы механизма в среде LEGO Mindstorms.
  5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников. Таким образом, можно убедиться в том, что Лего, являясь дополнительным средством при изучении курса информатики, позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

Таблица 4

Выделение индикативных показателей.

Входной мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся

Определение роли и места курса

Планирование

  1. Построение системы учебных задач.
  2. План работы педагога на учебный год.
  3. Разработка рабочих программ кружка, элективного курса.

Организация

  1. Выбор наиболее эффективных технологий, методов, форм и средств организации обучения основам робототехники.
  2. Участие учеников в робототехнических соревнованиях различного уровня.
  3. Создание межпредметных творческих проектов для участия в конкурсах проектов

Контроль

  1. Управление процессом усвоения знаний – проведение промежуточных мини-соревнований, выполнение исследовательских практических работ, контрольных срезов, тестов.
  2. Воспитание мотивации и формирование познавательного интереса.
  3. Промежуточный и итоговой мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся.

Коррекция

При необходимости:

  1. Коррекция состава индикативны показателей
  2. Коррекция самообразования педагога.
  3. Коррекция рабочей программы педагога (в частности, тематического планирования)

Таким образом, управление процессом внедрения курса включает следующие управленческие функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция. Данный вид деятельности необходим, т.к. процесс необходимо анализировать, планировать, организовывать, контролировать и, конечно, корректировать.