«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
методическая разработка по технологии

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

В. Г. Белинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shmo.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей технологии, физической культуры и ОБЖ

по теме:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

                                        В.А.Сухомлинский

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.

Предмет «Технология»  -  это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы в своей школе успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание».

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

К сожалению, в  действующей в настоящее время методике преподавания, мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия.  К тому же, в настоящей программе нет учета гендерного различия обучающихся, сокращено количество часов на изучение таких тем, как «Кулинария», «Рукоделие». Девочки, зачастую не умеющие пришить пуговицу и разбить для омлета яйцо, занимаются изучением «Робототехники» и «3D-моделированием». Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.  Поэтому, если учащиеся с низким уровнем успеваемости проявляют инициативу, творчество, таких детей необходимо поддерживать, давая им возможность реализации.

Особое внимание следует уделять самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).

При объяснении теоретического материала необходимо использовать различные энциклопедические сведения, исторические факты. Можно давать отдельные индивидуальные задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся, тем самым, ставя перед учеником проблему и привлекая его к лидирующей роли.

На занятиях часто использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Например, при изучении темы «Моделирование» я включила в тематическое планирование творческую работу «Я – дизайнер…»

в 5 классе кухни своей мечты;

в 6 классе – гостинной;

в 7 классе – проекта «Умный дом».

        Каждый раз перед началом работы предлагаю учащимся представить себя в роли архитектора-дизайнера и осуществить самые грандиозные свои замыслы.

        Очень часть работы девочек вдохновляют не только одноклассниц  и учеников других классов, но и самого учителя.

        Так, работы пятиклассниц по моделированию кухни привели в полное изумление и девочек более старшего возраста, и учителей, которые приходили специально прослышав про выставку работ в кабинете технологии.

Так как у многих девочек совершенно нет опыта работы с тканью, в процессе работы приходится создавать на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

Перед изготовлением изделий из ткани  очень важно знакомить учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Во время уроков материаловедению, изучаем происхождение и виды тканей. Очень часть для девочек является открытием происхождение той или иной им уже известной ткани.   При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса. А во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки могут поучаствовать  в игре «Ателье».

На уроках, в зависимости от своих умений,  школьницам предлагается выполнить швейные работы различных уровней сложности. Кому-то предлагается выполнить работу традиционную, кому-то более сложный вариант (например фартука или прихватки).  Труднее всего с девочками, которые панически боятся швейной машинки. Для них выбирается работа, выполняемая руками (например игольница из фетра).  Обязательно сказать девочкам, что все выполненные изделия очень необходимы для кабинета труда и для личного применения.

Естественно, самыми любимыми уроками для девочек (впрочем,  как и для мальчиков) являются уроки по кулинарии. Здесь  ребята любого возраста с удовольствием проявляют весь свой творческий потенциал, начиная от создания до украшения блюда. Мы на своих уроках освоили такие блюда, как различные супы (борщ, куриный, суп-пюре), салаты, десерты, блюда быстрого приготовления. Занимались и заготовками: солили огурцы и помидоры, мариновали сливу, квасили капусту, варили варенье. Девчонки получают огромное удовольствие от этого процесса.

Основной формой обучения, конечно же, является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, где обязательно  поощряется творческая инициатива, всячески поддерживаются даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

Кроме традиционных уроков, используются и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-презентация, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов или проверке результатов друг у друга.  Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу.

Очень повышает мотивацию к творчеству,  успехи школьниц на конкурсах  различных  уровней: муниципальных, региональных. Работы победителей и призеров, как и работы других участников, выставляются в кабинете технологии для ознакомления. Девочки с удовольствием делятся со сверстниками секретами своих произведений, мотивируя всех  остальных на реализацию  своих  достижений.

            Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

        Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п.

         Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю, друг другу.

 Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Как говорил известных римский философ, поэт и государственных деятель  Сенека «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным!». Так пусть же наши дети всегда знают куда они стремятся и чего хотят!

А закончить свое выступление мне хотелось бы  словами известных русский писателей… Так, что пусть жизнь наших детей сопровождается радостью и счастьем.

Труд — это источник радостей, всего лучшего в мире.

М. Горький 

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

В. Г. Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Данная статья рекомендует совмещать процесс обучения с воспитательным процессом для более эффективного развития творческих способностей учащихся на уроках технологии....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

«Технология» - особый предмет. Требования научно обоснованной методики часто приходится соотносить с реальными условиями, вносить коррективы в программы, в структуру занятий и их содержание, изменять ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Моя дипломная работа на тему : "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...