Тренинговое занятие «Развитие креативного мышления».
материал по технологии (5, 6 класс)

Тренинговое занятие «Развитие креативного мышления». Для учащихся 5-6 классов. В архиве Конспект, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Развитие креативного мышления».

Ветелкин Николай Иванович,

учитель технологии

Классы: 6

Ключевые слова: тренинг, воображение.

Целевая аудитория: обучающиеся 6-х классов.

Длительность занятия: 40-45 минут.

Цель занятия: развитие креативного мышления обучающихся.

Задачи:

  • Развитие семантической и образной адаптивной гибкости мышления.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Развитие стремления к интеллектуальной новизне.

Формировать УУД:

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
  • Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
  • Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
  • Личностные - проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Тип занятия: развитие мышления.

Вид занятия: мозговая атака.

Формы работы учащихся: групповая.

Методическое оснащение занятия: ПК, проектор (телевизор), презентация, буклеты, листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход занятия

1. Приветствие (2 минуты)

Приветственное слово, обсуждение правил работы.

2. Вводная часть (3 минуты)

Сегодня наше занятие будет посвящено развитию креативного мышления. Кто-то когда-нибудь слышал такое понятие? Как вы думаете, что такое креативность?

Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.

Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.

3. Гимнастика для мозга «Ухо-нос» (3 минуты)

Инструкция: Для того чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам сделать небольшую разминку для мозга.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук (правая рука – кончик носа, левая рука – правое ухо). Повторите упражнение 5 раз.

4. Игра «Изобретатель» (5 минут)

Инструкция: Выберите один из предметов, приведенных на слайде, и придумайте как можно больше вариантов того, что можно сделать с помощью этого предмета.

Пример: спичечный коробок.

  • можно зажечь спичку;
  • можно хранить мелкие предметы;
  • можно устроить маленький террариум;
  • можно сделать мебель для куклы и т.д.

5. Игра «Путешествие Гулливера» (5 минут)

Инструкция: Вы - Гулливер, совершающий путешествие.

  • Если ваша фамилия начинается на букву от «А» до «К», вы попадаете в Страну великанов (то есть вы маленький по сравнению с великанами и их сооружениями).
  • Если ваша фамилия начинается на букву от «Л» до «Я», вы окажетесь в Стране лилипутов (то есть вы великан по сравнению с лилипутами и их сооружениями).
  • Придумайте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в этих странах в качестве инвентаря для различных видов спорта.

Пример: Страна великанов – использовать иголку в качестве шпаги.
Страна лилипутов – использовать дома в качестве инвентаря в беге с препятствиями.

6. Игра «Сетка цифр» (5 минут)

Инструкция: Возьмите лист бумаги, карандаши и карточки с заданием.

  • Нанесите сетку на таблицу чисел и выпишите соответствующие буквы, из которых составьте слово, означающее одну из технологических операций.
  • Задание на составление слова, буквы которого необходимо правильно выписать, причем каждая буква зашифрована определенной цифрой. Цифра означает порядковый номер буквы в алфавите. Командам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая, сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.

Ответ: Склеивание.

7. Игра «Стоп-кадр» (5 минут)

Инструкция: По сигналу (хлопок в ладоши) вы демонстрируете с помощью мимики и пантомимики (позы, жесты, движения тела) то слово, которое называет ведущий.

«Стоп-кадр» продолжается 15-20 секунд.

Примеры слов: победа, дружба, счастье, семья.

8. Анаграммы (5 минут)

Инструкция: Для выполнения учебного задания необходимо в каждом слове правильно переставить буквы так, чтобы получить правильный ответ.

Ответ: Патрон, станина, чертеж, технология, стамеска.

 Полезные советы (5 минут)

  • Регулярно выполняйте разминку для мозга.
  • Занимайтесь спортом.
  • Мечтайте.
  • Посещайте больше музеев, театров, выставок – ищите вдохновение.
  • Решайте головоломки, друдлы.
  • Фантазируйте над обычными вещами.
  • Творите: рисуйте, лепите, сочиняйте истории и стихи.
  • Задавайте больше вопросов.
  • Попробуйте рассматривать предметы с разных точек зрения.

Какие способы развития креативного мышления вы используете в своей жизни?

9. Обратная связь (2 минуты)

Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:

  • хлопки в ладоши — понравилось, было полезно и интересно;
  • волна горизонтальной ладонью — средне, так себе;
  • кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, было неинтересно.

Ответы на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления Пожалуйста, подготовьте для работы: листы бумаги, ручку, карандаши.

Слайд 2

Креативное мышление. Что это? Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач .

Слайд 3

Гимнастика для мозга «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук (правая рука – кончик носа, левая рука – правое ухо). Повторите упражнение 5 раз.

Слайд 4

Игра «Изобретатель» Выберите один из предметов, приведенных на слайде, и придумайте как можно больше вариантов того, что можно сделать с помощью этого предмета. Пример: спичечный коробок. можно зажечь спичку; можно хранить мелкие предметы; м ожно устроить маленький террариум; можно сделать мебель для куклы и т.д.

Слайд 5

Игра «Путешествие Гулливера» Вы - Гулливер, совершающий путешествие. Если ваша фамилия начинается на букву от «А» до «К», вы попадаете в Страну великанов . Если ваша фамилия начинается на букву от «Л» до «Я», вы окажетесь в Стране лилипутов . Придумайте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в этих странах в качестве инвентаря для различных видов спорта .

Слайд 6

Сетка цифр (составить слово) Задание: нанесите сетку на таблицу чисел и выпишите соответствующие буквы, из которых составьте слово, означающее одну из технологических операций. Задание на составление слова, буквы которого необходимо правильно выписать, причем каждая буква зашифрована определенной цифрой. Цифра означает порядковый номер буквы в алфавите. Участникам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю.

Слайд 7

Игра «Стоп-кадр» По сигналу (хлопок в ладоши) вы демонстрируете с помощью мимики и пантомимики (позы, жесты, движения тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 15-20 секунд.

Слайд 8

Анаграммы Для выполнения учебного задания необходимо в каждом слове правильно переставить буквы так, чтобы получить правильный ответ. ОРАТНП ТАСННАИ ЁРЧЖЕТ НЯОГЛЕТХИО МААКССЕТ ПАТРОН СТАНИНА ЧЕРТЁЖ ТЕХНОЛОГИЯ СТАМЕСКА

Слайд 9

Креативная жизнь Регулярно выполняйте разминку для мозга. Занимайтесь спортом. Мечтайте. Посещайте больше музеев, театров, выставок – ищите вдохновение. Решайте головоломки, друдлы . Фантазируйте над обычными вещами. Творите: рисуйте, лепите, сочиняйте истории и стихи. Задавайте больше вопросов. Попробуйте рассматривать предметы с разных точек зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Статья: Развитие креативного мышления на занятиях иностранного языка в БПОУ ОО «МТМСХ»

Креативное мышление – способность анализировать информацию с позицией логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным и нестандар...

Актуальность развития креативного мышления на занятиях по изобразительному искусству

Статья предназначена для преподавтелей изобразительного искусства....

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления.

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления. Выступление: учитель технологии  МБОУ «Гимназии №1»Симковой Елены Владимировны....

Открытое групповое занятие учителя логопеда-дефектолога по теме: "Кинезиология, как один из методов развития креативного мышления у детей с ОВЗ"

В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Единственная категория детей с ОВЗ, не имеющая возможности обучаться в общеобразователь...

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...