План конспект урока по теме "Свойство текстильных метериалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Зурабова Гаянэ Егишевна

Конспект урока построен на основе НОО ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_svoystva_tekstilnyh_materialov_.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока технологии

.

Класс: 5

Тема: Свойства текстильных материалов

Цели урока: изучить свойства текстильных материалов; химического производства, натуральных волокон растительного и животного происхождения

Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;

Развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию творческой активности;

Воспитательная – способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый (по уровню познавательной активности); упражнения и практическая работа (по источнику приобретенных знаний).

Тип урока: систематизирующий знания

Оснащение урока: ИКТ (слайдовая презентация), стикеры, образцы тканей., таблица до/после, таблица свойства текстильных тканей, журналы мод, баночки, емкости, кристалы, толковый словарь, учебник.

Цели для учащихся: изучения свойств текстильных материалов через создание условий для повышения учебной мотивации у пятиклассников с помощью использования активных методов обучения.

Рекомендации к подготовке урока:

Заранее разделить учащихся на три группы, предложить вытянуть жребий (растительные, животные и химические волокна). Дома, учащиеся в группах вспоминают пройдены материал. Самостоятельно просматривают информацию о производстве ткани.


Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационно-подготовительный.

1.1.Организа-ция начала занятий

  • Приветствие.
  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Настрой обучающихся на работу  (слайд 1)

Работать мы будем в группах, по ходу урока группы зарабатывают баллы. Те, кто выбрал зеленые кружочки – растительные волокна

Желтые –животные волокна

Розовые – химические волокна

Давайте повторим правила работы в группах

Самоорганизация

Условия работы в группе проговаривают учащиеся.

  • никакой критики, доброжелательность,
  • коллективизм
  • выслушивать все идеи и соображения,

1.2Актуализация знаний

Прежде чем приступить к работе, давайте проверим свои знания по теме прошлого урока.

На прошлом уроке вы знакомились с производством ткани, виды текстильных переплетений.

Какие текстильные переплетения вы знаете (слайд2)

Из чего состоят нити (Слайд 3)

Что такое прядение (Слайд 4)

Какие виды отделки вы знаете (слайд 5)

Мы знаем, как добывают волокна, из волокон нитки, из ниток пряжа, затем мы перейдем к швейному делу.

Что же нам необходимо изучить? (слайд 6)

Ответы детей 

сатиновые, полотняные, атласные, саржевое

волокон

процесс скручивания волокон в нитку

печатание, отбеливание, гладкокрашеная, пестротканая

Свойства

1.3. Мотивация (встреча с проблемой)

(слайд 6)

- А для чего нужно изучать свойства волок, материалов? (проблемный вопрос)

Зачем нам необходимо изучить свойства. (как ухаживать, как шить, работать, изнашиваемость, удобство…)

Тема урока "Свойства текстильных материалов"  

Сегодня на уроке вы выступите в роли технологов швейного дела, но сначала давайте вместе поставим цели нашего урока.

Цель изучить свойства различных текстильных материалов химического производства, натуральных волокон растительного и животного происхождения

Перед вами лежат карточки подпиши их пожалуйста и пробуйте прочитать выражения и ответьте на вопросы да/нет. Верно ли утверждение в столбике До (Приложение 1)

Высказываются

Записать тему урока в тетради.

Формулируют цели урока

II Изучение нового материала.

Поисково-исследовательский

Один человек от группы берет журнал мод Откройте журналы по закладке посмотрите на многообразие одежды обсудите и сделайте выводы:

Какой должна быть ваша одежа?

Вам досталась…. (одежды)

Кто готов? Какая Вам досталась одежда? Опрос каждой группы.

Посмотрите на доску, здесь мы видим таблицу, которую мы будем заполнять. (Приложение 2)

У вас также есть такая таблица, у каждой и вы ее будете заполнять.

Если свойство выражено сильно ярко, то будем наклеивать ярко розовый стикер, если средне выражено свойство – желтый, ну а если слабо выражено, то зеленый стикер.

И очно также фломастерами вы будите закрашивать у себя в таблице.

Как вы думаете, в чем заключается теплозащитное свойство?

 Откройте пожалуйста словари, которые лежат у вас на столе. Найдите пожалуйста значение слова Гигро. Начальная часть сложных слов. Что оно означает? Кто быстрее?

Совершенно верно. Расшифруйте теперь что такое гигроскопичность. (слайд 8) Запишите определение в тетрадь.

Откройте учебник на странице 64 (Казакевич 5класс) и ответьте на вопрос, что такое драпируемость? (слайд 9) Запишите определение в тетрадь.

Правильно.

Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, устанавливают логическую связь между свойствами и признаками разделения их на группы.

Обсуждают, рассуждают

дискутируют, обосновывают выбор,

структурируют знания

Ответы детей.

Ответы детей

Поиск информации. Ответ детей

Свойство впитывать влагу

способность ткани образовывать мягкие округлые складки.

III Практический этап.

3.1. Вступительный инструктаж

И сейчас мы на опыте проверим свойства текстильных тканей.

3.2.Лабораторная работа

Опыт №1 «Определение уровня гигроскопичности различных материалов»

От каждой группы идут 2 человека для участия в опыте. Один в ёмкость с водой погружает изделие из хлопковых, шерстяных и синтетических волокон. Затем определяют количество воды в носке.

  • Образец №1 носок из хлопка
  • Образец №2 носок из шерсти
  • Образец №3 носок из капрона

Опыт №2 «Определение теплозащитности различных материалов» (Слайд 9)

В ёмкость перед началом урока мы налили воду температурой 50ºС, закрыть материалом из различных волокон. Сейчас вам необходимо с определить какой материал больше сохранил тепло.

Рассмотрим свойство драпируемость. (слайд 10) Запишите определение в тетрадь.

Опыт №3 Вам необходимо задрапировать ткань и определить у какой ткани складочки мягкие округлые, а у каких угловатые.

Заканчиваем и давайте оценим полученные результаты. Присаживайтесь на места.

Итак, сейчас каждая группа будет обсуждать свойства гигроскопичность, теплозащитность и драпируемость.

Кто хочет первым и отмечает теплозащитные свойства. Какие волокна хорошо держат тепло? Перенесли к себе в таблички

Если вы готовы переходим к гигроскопичности. Давайте посмотрим сколько воды впитали носочки.

Переносим полученные результаты в таблицу

Драпируемость. Девочки покажите, как вы смогли задрапировать ваши шарфики.

Не забывайте заполнять ваши таблички.

Спасибо девочки присаживайтесь. Продолжаем изучать свойства. Следующее свойство сминаемость. (Слайд 11) что это? Запишите определение в тетрадь.

Опыт №4 Итак, у вас на столах лежат кусочек ткани. Вам сейчас нужно будет взять кусочек ткани в ладошку и сильно сжать в кулачок и посчитать до 10. Давайте все вместе 1234678910

Раскройте ладонь, расправьте ткань, что мы видим … Мы видим, что ткани помялись. Выходим отмечаем в таблице. Комментирую ответы детей.

Занесите результаты и в ваши таблицы.

А теперь мы будем с вами изучать осыпаемость ткани. (слайд 12) Что же это за свойство? Запишите определение в тетрадь.

Опыт №5 Сейчас вы будете выдергивать ниточки из края ткани. Чем больше ниточек у вас получится вдернуть, тем больше у вас осыпаемость. Итак, даю вам 20 секунд, на выполнение задания.

Ну, что, вы готовы? Пожалуйста выходим заполнять табличку и фиксируйте у себя

Опыт №6. (слайд 13)

Что такое прочноть? Запишите определение в тетрадь.

Вы вытянули ниточки, попробуйте порвать их.

Как вы думаете какое свойство мы сейчас проверяем?.. Прочность. Как они у вас рвутся легко или с усилием.?

Кто готов заполняет таблицу. Подвести итог какая ткань самая прочная.

Опыт №7. Давайте определим такое свойство как пылеемкость.

Что такое пылеемкость? Запишите определение в тетрадь.

Посмотрите пожалуйста на экран. Там изображены все виды волокон. Как вы думаете в каких волокнах пыль будет задерживаться? А в каких меньше?

Выполняют опыт, анализирую, фиксируют результат в таблице

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

Ответы детей:

 Фиксирование полученных результатов в таблице

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

Слушаем ответы детей, обсуждаем, анализируем. Фиксируем результат

3.3.Защита

Молодцы! Вижу все справились с заданием. Мы разобрали все свойства.

 «Повороты»

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем. (Поворот влево, хлопок ладонями)

А потом наоборот. Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

 Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

 Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

 Повернись еще разок!

 Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

 Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

 И за парты вновь садись!

-Все ли свойства можно проверить в бытовых условиях?

Представляют результаты своей работы по заполнению таблицы,

выявляют допущенные ошибки, защищают свой выбор, проводят самооценку и взаимооценку

IV Подведение итогов. Рефлексия.

Сейчас мы снова с Вами вернемся к нашей табличке №1 и заполним колонку после. Изменились, ли у вас ответы?

Сыграем в игру-викторину с учащимися по пройденному материалу. Для закрепления полученного материала.

Давайте подведем итог нашего занятия. Предлагаю поиграть нам в викторину

Давайте посчитаем ваши баллы.

- А мы ответили на проблемный вопрос?

Образная рефлексия (слайд 16)

Выберете смайлик который вы считаете соответствует нашему уроку.

Высказываются:(Игра-викторина)

- Я понял…

- Мне не показалось сложным…

- Хотелось бы изучить…

- Я буду примерять на практике…

Выражают отношение к своей работе

V Информация о домашнем задании.

Повторить основные сведения о швейной машине.  

Записывают домашнее задание, задают вопросы, определяют время индивидуальной работы с учителем

Литература к уроку:

  1. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.
  2. Технология 5 класс. В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семенова и другие. 2021 г.
  3. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 192с.
    Приложение к уроку 1

До

Утверждения

После

Самое прочное волокно лён?

Драпируемость – это способность ткани впитывать влагу

Ткани из химических волокон хорошо сохраняют тепло

Приложение к уроку 2

СВОЙСТВО

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ВОЛОКНА

ЖИВОТНЫЕ ВОЛОКНА

ХИМИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА

ТЕПЛОЗАЩИТНОСТЬ

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

ДРАПИРУЕМОСТЬ

СМИНАЕМОСТЬ

ОСЫПАЕМОСТЬ

ПРОЧНОСТЬ

ПЫЛЕЁМКОСТЬ

Приложение к уроку 3

Критерии оценивания

Практическая работа

Баллы

3

2

1

Аккуратно и правильно заполнены все ячейки таблицы.

Не правильно заполнены 1-2 ячейки таблицы.

Не правильно заполнены 3 и более ячейки таблицы.

Ткань выбрана правильно, доводы выбора обоснованы.

Ткань выбрана правильно, доводы  выбора не полные.

Не верно выбрана ткань или отсутствует обоснование выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока "Нетканые текстильные материалы"

В данном материале содержится инфрмация об основных этапах производства современных нетканых материалов и сырья для них. Подробно рассмотрены способы производства нетканых ковровых покрытий....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План - конспект урока по технологии 7 класс. "Свойства текстильных материалов"

План - конспект урока по технологии 7 класс.  Темаурока "Свойства текстильных материалов" Тип урока: урок закрепление знаний. Цель: формирование умений определять состав материалов по и...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...