Статья "Значение олимпиадного движения в работе с одарёнными детьми"
статья по технологии

Петрунина Надежда Петровна

      Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования.Благодаря выработанным принципам становится ясно, что одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить.             

        В нашей школе уделяется большое внимание развитию личности школьника в рамках воспитательного пространства. е всего, необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение олимпиадного движения в работе с одаренными детьми.

(из опыта работы)

   

      Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся  наиболее актуальной и значимой для школьного образования. В жизни человека является важным чего-то достичь, он всегда к чему-то стремиться. Школьники пробуют свои силы в различных школьных делах: конкурсах, фестивалях, состязаниях интеллекта, спортивных соревнованиях. Современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно учиться и развиваться, готового к принятию решений, способного нормально ориентироваться в сложном современном обществе. 

           Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования. Благоприятные возможности для успешного её решения создала дифференциация образования.  

           В нашей школе уделяется большое внимание развитию личности школьника в рамках воспитательного пространства. Это создает условия, способствующие социализации личности, обеспечивает получение не только фундаментальных знаний о той или области действительности, но и формирует определенные качества личности, целостное мировоззрение, предполагает развитие ее социальной активности, креативности на основе местных культурно-исторических, эстетических, духовно-нравственных традиций.

       В рамках развития олимпиадного движения были выработаны следующие принципы:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.

3. Принцип выбора. Необходимо, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания, форм, способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе

4. Принцип творчества и успехаИндивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и класса в целом. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности.

5. Принцип доверия и поддержкиРешительный отказ от авторитарности. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.

     Благодаря выработанным принципам становится ясно, что одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Каждый человек индивидуален, неповторим. Прежде всего, необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих воспитанников. Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия, предметные конкурсы различных уровней, в которых участвуют дети в школе, помогают одаренным детям тоже проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов.

     Спектр олимпиад, в которых принимают участие обучающиеся нашей школы велик:

- всероссийская олимпиада школьников (по линии Министерства образования и науки);

- предметные чемпионаты («Центр развития одаренности»);

- общероссийские предметные олимпиады

- интеллектуальные марафоны и конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и другие на различных образовательных платформах.

       Можно внедрять самые современные технологии, они, несомненно, дадут результат, но самое главное научить ребенка грамотно работать, пробудить в нем интерес, выработать уверенность в своих силах. Приятно отметить, что ежегодно обучающиеся школы становятся не просто участниками, но и победителями, и призёрами муниципального этапа всероссийских олимпиад школьников по разным предметам, в том числе по технологии. Среди них Тоестев Фёдор, Штрыков Евгений, Князев Тимофей, Гуреева Дарья, Шегай Виктория, Печеникина Ульяна, Блашкова Арина, Ишмаева Камиля, Смирнова Ульяна. Камиля и Арина неоднократно защищали честь нашего района, принимали участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии, а также участвовали в конкурсе проектов среди старшеклассников Московской области. На XII Региональном конкурсе проектов «Школа XXI века» 2022 года Блашкова Арина заняла почетное второе место, защитив свой исследовательский проект.

      В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» отмечается необходимость «… расширения вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его потребностей, интересов и способностей».  

      В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников необходима целенаправленная работа с мотивированными и одарёнными обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Организация работы с одарёнными детьми в рамках юнкоровского движения

Явление детской одарённости является актуальным в современных условиях.Одаренность – это такое качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результа...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Работа с одарёнными детьми: проблемы, перспективы (Школа олимпиадного резерва)

В презентации рассматривается понятие "Одарённые дети", представлены задачи школы по работе с одарёнными детьми, тематические планирования по русскому языку и литературе, позволяющие организ...