«Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Зурабова Гаянэ Егишевна

План – конспект урока технологии

.

Класс: 5

Тема: «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».

Цели урока:

Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Обобщить и систематизировать знания по культуре поведения за столом, правилам сервировки стола к завтраку. Углубить знания, ознакомить с новыми фактами изучаемой темы.

Развивающая- Продолжить развивать мышление (умение сравнивать) обобщать умение учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе, развивать самостоятельность. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развивать интерес к предмету.

Воспитательная - Воспитывать общую культуру поведения за столом

Межпредметные связи: История, литература, культура общения.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Метод обучения: Словесный (рассказ, беседа) наглядный, практический

Оборудование, программное обеспечение: компьютер, проектор, фрагмент из Ералаша, презентация

Тип урока: нетрадиционный, урок- игра – путешествие.

Оснащение урока: ИКТ (слайдовая презентация), компьютер, проектор, фрагмент из Ералаша, презентации, салфетки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_kultura_povedeniya_.doc509.5 КБ
Файл romashka.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока технологии

.

Класс: 5

Тема: «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».

Цели урока:

Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Обобщить и систематизировать знания по культуре поведения за столом, правилам сервировки стола к завтраку. Углубить знания, ознакомить с новыми фактами изучаемой темы.

Развивающая- Продолжить развивать мышление (умение сравнивать) обобщать умение учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе, развивать самостоятельность. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развивать интерес к предмету.

Воспитательная - Воспитывать общую культуру поведения за столом

Межпредметные связи: История, литература, культура общения.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Метод обучения: Словесный (рассказ, беседа) наглядный, практический

Оборудование, программное обеспечение: компьютер, проектор, фрагмент из Ералаша, презентация

Тип урока: нетрадиционный, урок- игра – путешествие.

Оснащение урока: ИКТ (слайдовая презентация), компьютер, проектор, фрагмент из Ералаша, презентации, салфетки.


Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационно-подготовительный.

1.1.Организа-ция начала занятий

  • Приветствие.
  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Настрой обучающихся на работу  

 

Самоорганизация

Условия работы в группе проговаривают учащиеся.

  • никакой критики, доброжелательность,
  • коллективизм
  • выслушивать все идеи и соображения,

1.2Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (слайд 1)

Тема нашего урока: «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку». (слайд 2)

Откройте тетрадь и запишите тему урока.

Ответы детей 

Посуда, чайник, завтрак

Записывают тему

1.3. Мотивация (встреча с проблемой)

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом.

Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из фильма, в конце которого я задам вам вопросы (фрагмент из Ералаша «Компот»).

Вопрос: понравилось вам поведение мальчика за столом? (проблемный вопрос).

Можно ли назвать его культурным. Существует ряд правил культуры поведения за столом, которые можно назвать одним словом, чтобы его узнать для этого необходимо разгадать ребус (слайд 3) по первым буквам картинок.

 А что означает слово ЭТИКЕТ, нам может поведать об этом слове словарь, давайте его откроем и прочитаем.

Этикет- (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. (слайд 4)

Возникает вопрос: когда появился этикет, определённые правила поведения? Чтобы узнать ответ мы совершим путешествие в прошлое.

- В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика 14 — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. (слайд с изображением короля Франции)

На Руси исстари существовали в народных традициях правила поведения, были и письменные источники как себя вести в тех или иных ситуациях. Например, «Домострой», которым руководствовались в течение нескольких веков.

Во время правления Петра I были проведены разные реформы в стране:

Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры: лично стриг бороды, ввёл парики, за неподчинение взымали штрафы, изменил моду в одежде. А также сам участвовал в подготовке и проведении различных мероприятий, направленных на привитие новых принципов и правил поведения. (слайд 5)

Высказываются

Формулируют цели урока

ответы учащихся

/

Ответ- ЭТИКЕТ

II Изучение нового материала.

Поисково-исследовательский

Перед вами лежат памятки прочитайте правила, которыми мы пользуемся сейчас: Как вести себя за столом (Прилжение 1)

Прочитайте анаграмму ВИРОВСЕРКА слайд

Великий русский ученый И.П.Павлов говорил, что «нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола. (Слайд 6)

- Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол – значит подготовить его для приема пищи, создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. А что необходимо для сервировки стола вы узнаете, разгадав кроссворд (Приложение 2)

Перед вами ромашка вопросов: 1. Как переводится слово бутерброд с немецкого? 2. Какие бывают бутерброды? 3. Как называется блюдо из яиц с молоком 4. Как называется маленький закусочный бутерброд 5. Какие питательные вещества содержатся в яйце.

Молодцы!

Чтобы правильно сервировать стол, его рекомендуется застелить скатертью. Затем ставят закусочную тарелку. Справа и слева от тарелки размещают закусочные приборы. Вилку слева от тарелки зубцами вверх, нож справа лезвием к тарелке, чайная ложка справа у ножа. Справа перед ножом ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, ручкой, повёрнутой к правому плечу сидящего. Общее блюдо с гастрономическими продуктами или с бутербродами, сахарница, ваза с вареньем, масленка в центре стола. У меня на столе находится ящик и в нём содержится важный предмет, используемый при сервировке стола. Отгадайте- Что это?

Небольшая подсказка –этот предмет связан с Петром 1, а точнее с обычаем, который он ввёл, используя этот предмет за столом. (ответы учащихся) Петр 1 ввёл обычай вытирать рот после еды специальным платком или полотенцем, в наше время — это салфетки - льняные, хлопчатобумажные и бумажные. У салфетки своя история появления и я предлагаю вам вновь совершить путешествие в прошлое. И отправимся мы снова на корабле (информацию зачитывают учащиеся)

Древние греки вытирали рот после еды зелеными фиговыми листьями. А древние римляне пользовались салфетками из асбеста, которые после обеда для очистки бросали в огонь. В Древнем Риме 2000 лет назад появились и первые полотняные салфетки, на которых вышивались инициалы хозяина. Потом салфетки были надолго забыты. Обычай пользоваться за столом салфеткой снова появился в Европе в середине XV века, а до этого роль салфетки играл край скатерти, Его укладывали на колени и, прежде чем взять блюдо, вытирали им руки, а по необходимости рот и даже нос.

В России салфетки появились в начале 18 века при правлении Петра 1вместе с другими европейскими правилами.

Правила пользования салфеткой: Ее надо просто развернуть, но так, чтобы она осталась сложенной вдвое, и положить на колени сгибом к себе. Ни за воротник, ни за пояс заправлять ее нельзя. Основное назначение салфетки — предохранять костюм от попадания случайных брызг, капель и крошек. Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. Для вытирания рта ее поднимают с колен двумя руками и прикладывают к губам. Но если на столе есть бумажные салфетки, лучше пользоваться ими. Если нужно ненадолго выйти из-за стола, салфетку кладут на сиденье своего стула. Это знак для официанта, что вы еще вернётесь и ваш прибор убирать пока не надо. А в конце трапезы, покидая стол, небрежно сложенную салфетку следует положить рядом с тарелкой.

Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, устанавливают логическую связь между правилами.

Обсуждают, рассуждают

дискутируют, обосновывают выбор,

структурируют знания

Ответы детей.

Поиск информации.

Вклеивают памятки в тетрадь

Сервировка

Ответы учащихся

Разгадывают кроссворд

1хлеб с маслом

2. открытые закрытые и др

3. омлет

4. канапе

5. белки, жиры, минеральные вещества, витамины

Физминутка

«Повороты»

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем. (Поворот влево, хлопок ладонями)

А потом наоборот. Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

 Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

 Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

 Повернись еще разок!

 Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

 Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

 И за парты вновь садись!

III Практический этап.

3.1. Вступительный инструктаж

Сейчас мы выполним практическую работу. Научимся складывать салфетки разными способами (слайды 7,8)

3.2.Лабораторная работа

Возьмите салфетки, посмотрите на схемы складывания и попробуйте так свернуть. (показ учителем)

Дети складывают салфетки

3.3.Защита

Молодцы! Вижу все справились с заданием. Мы разобрали варианты оформление стола салфеткой.

Дети демонстрируют свою работу

IV Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашего занятия.

Что вы запомнили? Что для вас нового?

Образная рефлексия (слайд 9)

Выберете смайлик который вы считаете соответствует нашему уроку.

Высказываются:(Игра-викторина)

- Я понял…

- Мне не показалось сложным…

- Хотелось бы изучить…

- Я буду примерять на практике…

Выражают отношение к своей работе

V Информация о домашнем задании.

Найти исторический материал о ноже, вилке, ложке, тарелке приготовить сообщение. Выучить правила поведения за столом и сервировку стола на завтрак.

Выставление оценок. Учащиеся оценивают друг друга.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, определяют время индивидуальной работы с учителем

Литература к уроку:

  1. Инч Артур. 1000 правил сервировки и столового этикета. - Издательство: АСТ, 2008.
  2. 100 советов по этикету. Издательство: ХАРВЕСТ ООО.
  3. Карпова Е. Праздничный стол. - Издательство: АСТ.
  4. Большая книга по этикету. - Издательство: Харвест, 2004.
  5. СаймонЛисетт. Сервировка праздничного стола. - Издательство: Контэнт, 2004.
  6. Праздничное застолье. - Издательство: Эксмо, 2008.
  7. Технология 5 класс. В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семенова и другие. 2021 г.

Приложение 1

Как вести себя за столом

  1. Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
  2. Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.
  3. Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.
  4. Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.
  5. Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.
  6. Хлеб, булочки берут руками.
  7. Мясо отрезают маленькими кусочками.
  8. Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.
  9. Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.
  10. Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.
  11. Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.
  12. Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.
  13. Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.
  14. Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.
  15. Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
  16. Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.
  17. За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

Приложение 2

http://doc4web.ru/uploads/files/33/32870/hello_html_m7eeb95af.jpg

По горизонтали:

1. Для того, чтобы подавать разнообразную еду на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены из фарфора, металла и других материалов. (Посуда)

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

4. Как одним словом можно назвать вилку, нож и ложку? (Прибор)

5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан или складывают разными способами (Салфетка)

По вертикали:

2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть). Молодцы.


Приложение 3

http://doc4web.ru/uploads/files/33/32870/hello_html_m4e9025c4.jpg



Предварительный просмотр:

Как переводится слово бутерброд с немецкого?


 Какие бывают бутерброды?

 

Как называется блюдо из яиц с молоком


Как называется маленький закусочный бутерброд ?


Какие питательные вещества содержатся в яйце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

План-конспект открытого урока по ФГОС...

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Презентация к уроку "Сервирока стола. Праила поедения за столом".Последвательность серироки стола....

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Пазл 1 к уроку "Сервировка стола"....

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Пазл 2 к уроку "Сервировка стола"....

«Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».

Тема: «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».Цели урока:Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Обобщить и...