Оценивание в рамках ФГОС
учебно-методический материал по технологии (6 класс)

Оценивание в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии  по ФГОС

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса  и новые  требования к системе оценки достижения планируемых результатов.  (СЛАЙД№2) Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.  (СЛАЙД№3).

Прежде всего  изменился  инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. (СЛАЙД№4)

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП: (СЛАЙД№5)

- оценивание является постоянным процессом;

- в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;

 - оценивание может быть только критериальным;

критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

 - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

оценивать можно только то, чему учат; (СЛАЙД№6)

 - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);

 - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя: (СЛАЙД№7)

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);

 

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания (СЛАЙД№8)

Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями

Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов

 Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает(СЛАЙД№9)

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Использование критической системы оценивания(СЛАЙД№10)

содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Основная сложность (СЛАЙД№11)

работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Предлагаем  познакомиться со опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-х классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.


Традиционный урок технологии
(СЛАЙД№12) помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе (СЛАЙД№13) своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый  ученик суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал СЛАЙД№14). Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.

На этапе проверки готовности к уроку (СЛАЙД№15). выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.

Этап повторения знаний (СЛАЙД№16).  можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.

На этапе проверки домашнего задания (СЛАЙД№17).   формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: (СЛАЙД№18).  1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.

При проверке практической работы на уроке (СЛАЙД№19).критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.

Кроме оценочных листов, которые раздаю на парты в начале урока и листы с критериями, критерии практической работы записываем на доске. Так ребенок может лучше проследить, что он делает не так.
При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам видит над чем ему еще надо поработать , чтобы улучшить свой результат.
Самым сложным оказалось научить детей по критериям объективно оценить себя, до сих пор еще не все хорошо могут это делать самостоятельно. Но мы продолжаем над этим работать.


(СЛАЙД№20).

Оценочный лист
-------------------------------ученицы(ка)---------------------класса
Дата Готовность к уроку Домашняя работа Повторение материала Практическая работа. Итоговая оценка

(СЛАЙД№21).(раздать оценочные листы)

Творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования.

 На уроках технологии, также как и на занятиях по внеурочной деятельности очень часто встает вопрос:

-Как оценить творческую работу ученика?

Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

Попробуем оценить творческие работы учеников 5-х классов по внеурочной деятельности, применяя компетентностно ориентированный подход.

Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат.  Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:

Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии ФГОС Работу выполнила учитель технологии: Лебедева Т.В, МБОУ СОШ № 19, Балаково, 2014 г.

Слайд 2

2 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Хаббард

Слайд 3

Какие качества мы хотим видеть у ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье …

Слайд 4

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться … Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования » ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!

Слайд 5

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП: - оценивание является постоянным процессом ; - в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание; - оценивание может быть только критериальным ; критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; - оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

Слайд 6

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП: оценивать можно только то, чему учат ; - критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно); - система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке .

Слайд 7

Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя : предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).

Слайд 8

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Слайд 9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает : включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Слайд 10

Использование критической системы оценивания содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Слайд 11

Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока .

Слайд 12

Этапы урока технологии Традиционный урок помимо изучения новой темы включает четыре этапа. 1 - организационный ( готовность к уроку) 2 – повторение материала 3 – проверка домашнего задания 4 – практическая работа.

Слайд 13

Оценочный лист Оценочный лист -------------------------------ученицы(ка)---------------------класса Дата Готовность к уроку Домашняя работа Повторение материала Практическая работа . Итоговая оценка

Слайд 14

Например : 5+4+5+5= 19:4=5. Если число получилось с остатком 5 и более округляем в пользу ученика. Оценки за этапы урока учащиеся выставляют в ходе само – и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания.

Слайд 15

На этапе готовности к уроку проверяется наличие: 1. дневника – 1 б 2. учебника – 1 б 3. рабочей тетради – 1 б 4 – 5 наличие специальных материалов к уроку – 2 б

Слайд 16

Этап повторения знаний При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.

Слайд 17

На этапе проверки домашнего задания разработаны следующие критерии: 1 - наличие д/з – 2б 2 – правильность выполнения – 1б 3 – аккуратность – 1б 4 – полный объем выполнении – 1б Если задание творческое, добавляется оригинальность.

Слайд 18

На этапе проверки домашнего задания Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей . Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1 ) наличие названия работы, 2 ) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3 ) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета

Слайд 19

При проверке практической работы критерии оценки не всегда постоянны, меняются в зависимости от сложности работы. 1 – правильность выполнения работы (соответствие образцу) - 1б 2 – аккуратность –1б 3 – соблюдение техники безопасности – 1б 4 – соблюдение правил дисциплины. (уделить внимание на качество выполнения) – 1б 5 – своевременность ( организация рабочего места). – 1б Выделить нужное. Решаем вместе с ребятами, что на сегодня нам важнее. Что еще не очень хорошо получается и чему надо научиться.

Слайд 20

№ Критерий Число Месяц 1 Выявить проблему 2 Предложить варианты решения проблемы 3 Выбрать лучший, наиболее доступный вариант 4 Назвать тему урока 5 Сформулировать цель для решения проблемы 6 Определить задачи для достижения цели 7 Выполнить пробные действия для достижения цели 8 Определить затруднения в работе 9 Изучить последовательность изготовления изделия, используя учебник, технологическую карту, справочник 10 Выполнить практическую работу по изготовлению изделия в группах, парах (распределение обязанностей, взаимовыручка) 11 Ответить на контрольные вопросы задания 12 Соблюдение правил безопасности, организации труда 13 Выполнить оценку своего изделия (выполнено по размерам, имеет товарный вид, над чем надо ещё поработать) 14 Подвести итог урока (по цели урока), предложить новую идею решения проблемы, определить дальнейшие действия Всего баллов («3»- до11; «4»- от 12 до 19; «5»- от 20 до 28) 0 – не выполнено; 1 балл – участвовал, результат получен; 2 балла – активен, хороший результат --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лист самооценки

Слайд 21

Лист самооценки: 1.На уроке я работал… - активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен 3.Урок для меня показался…- коротким / длинным 4.За урок я -не устал / устал 5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был -понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен/не интересен

Слайд 22

Рефлексия: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Крайне скверно Плохо Состояние моей души

Слайд 23

Как оценить творческую работу ученика?

Слайд 24

Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Слайд 25

Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы: Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» в рамках ФГОС

1. Критерии оценивания письменных работ2.       2. Критерии оценки творческих письменных работ (письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)...

Система оценивания по физической культуре в рамках ФГОС в 5 классе

Данный материал включает в себя два блока: "легкая атлетика" и "волейбол", расписаны знания и умения учащихся при прохождении этих блоков, а также за что учащиеся могут получить дополнительные бонусы ...

Система оценивания по математике в рамках ФГОС в 5 классе

Данный материал разработан по программе математика - 5 на основе авторской программы "Математика" Н.Я.Виленкина, по учебнику Н.Я.Виленкина,  В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Вся програм...

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» в рамках ФГОС

В данном материале указаны критерии оценивания письменных работ, творческих письменных работ и устных развернутых ответов учащихся....

Основные требования к системе оценивания в рамках ФГОС ООО

Во ФГОСах ООО прописаны новая цель, содержание, технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания. Почему появилась необходимость ввести...

Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС

В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы  внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....