Рабочая программа по технологии 5 класс + робототехника.
рабочая программа по технологии (5 класс)

Рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к своему здоровью. При изучении направления «технология ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehneologiya_5-_2021robototehnika.docx95.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего образования

по технологии (технический труд)  5 класс.

Пояснительная записка.

Цели и задачи изучения технологии в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве, о распространенных в нем технологиях и готовности и способности к выбору индивидуальной   траектории   последующего профессионального образования.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет следующие задачи учебного предмета «Технология»:

  • Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники.
  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,  интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
  • Формирование  у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
  • Формирование у обучающих здоровьесберегающих навыков.
  • Воспитание трудолюбия,  бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за  результаты  своей  деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и  патриотических качеств личности.
  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически  ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, Н.В. Синица в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных  учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности, примерной программой по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. Содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание методического и  материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника   А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Технология. Индустриальная технология. Учебник для 5-го класса.

Рабочая  программа по технологии        тесно связана с программой воспитания и социализации, так как ее реализация формирует у обучающихся  приоритетные для общества ценностные ориентации и качества личности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности и ключевых компетенций. Программа направлена на   профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически  ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В ходе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения  конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В программе предусмотрены вопросы   экологического   и  эстетического  воспитания    школьников, знакомство их с различными профессиями, с культурным наследием нашей страны.

Рабочая программа включает в себя. В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

- теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;

- практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;

- проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Образовательный процесс МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения инновационных методик и технологий.

При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. На базе ОУ открыта областная экспериментальная площадка по вопросам апробации ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС  рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к своему здоровью. При изучении направления «технология ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

В ходе организации образовательного процесса большое внимание уделяется использованию проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Что способствует актуализации познавательной активности и решения жизненно-практических задач.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов. Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Индустриальные технологии», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов   программы:   «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»,  «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов»,     «Технологии домашнего хозяйства», а к  концу   учебного   года   —   комплексный   творческий   проект. 

Цели программы:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности, взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базисным  учебным (образовательным) планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5,6 и 7 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе - 35 ч, из расчета 1 ч в неделю. В данной рабочей программе  на 5 класс отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в  9 классе могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.

Личностные, метапредметные  и предметные  результаты освоения учебного предмета, курса

программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных  способов   деятельности и ключевых компетенций: коммуникативных, социокультурные, ценностно – смысловые, информационные, культуроведческие и природоведческие, здоровьесберегающие, учебно-познавательные.

        При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  1. В познавательной сфере:
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
  1. В трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
  1. В мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  1. В эстетической сфере:
  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
  1. В психофизической сфере
  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

Содержание рабочей программы учебного курса «Технология»

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете и на УОУ. Потребности и технологии. История развития технологий. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. 

Практическая работа №1.Работа с информационными ресурсами.

Раздел I. Аграрные технологии. Технологии растениеводства и животноводства

Осенний период.  Значение овощеводства. Краткая характеристика овощных культур.  Уборка и учет урожая овощных культур.

 Особенности осенней обработки почвы. Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.

Весенний период.  Весенняя обработка почвы. Подготовка семян и посадочных материалов к посеву. Посев семян.

Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.

Почва, ее плодородие, охрана почв. Обработка почвы, необходимое оборудование и инструменты, посевы и посадки. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Приёмы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посева и посадок.

Приёмы ухода за растениями, фенологические наблюдения. Использование удобрений. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства. Механизация растениеводства. Знакомство с предприятиями региона и организацией рабочих мест, требованиями, предъявляемыми к личностным и профессиональным качествам специалиста.

 Практическая работа №2. Уборка и учет урожая овощей. Анализ допущенных ошибок. Практическая работа № 3.Осенняя обработка почвы с внесением удобрений        Практическая работа № 4. Планирование весенних работ на учебно–опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке. Практическая работа № 5. Определения качества семян, подготовка семян к посеву. Практическая работа № 6. Выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений, выбор инструментов. Практическая работа № 7. Разметка и поделка гряд. Практическая работа № 8. Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Практическая работа № 9. Мульчирование посевов. Практическая работа № 10. Уход за растениями. Практическая работа № 11. Проведение фенологических наблюдений.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда -1 ч.

Раздел 2. Компьютерная графика, черчение-4

 Основные теоретические сведения 

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок плоскостной детали, деталей из тонколистового металла и проволоки.  Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях на графических изображениях. Правила чтения графической документации по плоскостным деталям.

Технологическая карта и ее назначение. Знакомство с Fusion 360. КОМПАС-3D.

Практические работы.

 Чтение технического рисунка плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Раздел 3. Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов - 15 ч.

Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Экология заготовки и обработки древесины.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.

Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

Раздел 4.Технология  художественно-прикладной обработке материалов 4 ч. 

Основные теоретические сведения

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства.

Понятия о композиции.

Виды и правила построения орнаментов. Технологии художественной резьбы и точения.

Практические работы

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление (по одному из направлений художественной обработки материалов).

Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов.

Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия.

Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.

Раздел  5. Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов 115 ч.

Основные теоретические сведения

Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения.

Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России (работы с листовым металлом и проволокой).

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Соблюдение правил безопасности труда.

Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

 Раздел 6: Технологии организации и ведения быта -4 ч.

 Мелкий ремонт и уход за деталями интерьера, одеждой и обувью.

Основные теоретические сведения

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт.

Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.

Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Ремонт замков. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Варианты объектов труда

Мебель, половые покрытия, облицовки, верхняя одежда, обувь.

 Технологии дизайна.

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Способы определения местоположения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Практические работы Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы. Устройства очистки воды с использованием активированного угля.

 Раздел 7 : Конструирование и моделирование. Робототехника -9 ч.

Основные теоретические сведения

Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Конструирование машин и механизмов. Технические требования. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Техническая система (подсистема, надсистема). Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган.

Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями. Ознакомление с механизма ми (передачами). Конструирование моделей механизмов.

Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни.

Варианты объектов труда

Использование конструктора LEGO роботы NXT 2.0.

Учебно-тематический  план: 5 класс.

№ п/п

Темы разделов

Кол. час.

Тема и содержание урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1-2

2

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете и на УОУ.

Потребности и технологии. История развития технологий.

Знать современные материальные и информационные технологии, показывающие технологическую эволюцию человечества, ее закономерности.

Использовать информационные технологии в обеспечении в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Изучить потребности в различных сферах деятельности.

Разъяснять содержание понятий «технология», «потребность».

Находить информацию о возможностях получения профессионального образования.

Раздел I. Аграрные технологии. Осенний период.

3

1

Значение овощеводства. Краткая характеристика овощных культур.

Формировать  сельскохозяйственную грамотность.

Использовать информационные технологии в обеспечении сферы человеческой деятельности - аграрные технологии.

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке.

Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки.

Профессиональное самоопределение.

4

1

 Уборка и учет урожая овощных культур.

5-6

2

Особенности осенней обработки почвы.

7-8

2

Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений

.

9

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда -1

1

Инструктаж по охране труда

2 раздел Компьютерная графика, черчение-4

Читать и оформлять графическую документацию.

10-11

2

Чертежи деталей.

12-13

2

Графическое изображение деталей из древесины, металла и искусственных материалов.  Знакомство с Fusion 360. КОМПАС-3D.

3 раздел: Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов -15.

Распознавать материалы по внешнему виду. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочие место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения  с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда.

Управлять сверлильным станком.

14-15

2

Древесина .Пиломатериалы и древесные материалы.

16

1

Рабочее место и  инструменты для ручной обработки древесины.

17-18

2

Последовательность изготовления деталей из древесины.

19

1

Разметка заготовок из древесины.

20

1

Пиление заготовок из древесины.

21-22

2

Строгание заготовок из древесины.

23

1

Сверление отверстий в деталях  из древесины.

24

1

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

25

1

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

26

1

Соединение деталей из древесины клеем.

27

1

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

28

1

Отделка изделий из древесины.

4 раздел: Технология  художественно-прикладной обработке материалов - 4

Анализировать особенности разных видов декоративно- прикладного  творчества. Формировать техническое задание на изделие. Моделировать, макетировать, графически и документально оформлять проект. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Оптимизировать приёмы выполнения работ. Соблюдать правила безопасности труда.  Профессиональное самоопределение.

29-30

2

Выпиливание лобзиком.

31-32

2

Выжиганием по дереву.

5 раздел: Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов - 15

Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Читать техническую документацию. Составлять и выполнять по нормативам последовательность операций.  Выполнять действия на основе технологической документации.  Контролировать качество  результатов деятельности. Выявлять дефекты и устранять их. Оформлять и предоставлять презентацию результатов труда. Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать экологическую безопасность.

Профессиональное определение.

33

1

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

34

1

Рабочие место для ручной обработки металлов.

35-36

2

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

37-38

2

Правка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

39-40

2

Правка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

41

1

Резание заготовок из  тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

42

1

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

43

1

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

44

1

Получение отверстий в заготовках из металла и искусственных материалов.

45

1

Устройство настольного сверлильного станка.

46-47

2

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

6 раздел: Технологии организации и ведения быта- 4.

Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности. Подбирать инструменты. Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о материалах по каталогам и образцам. Выбирать средства для трудового процесса. Выполнять эскизы оформления стен декоративными элементами

48-49

2

Интерьер живого помещения.

50

1

Эстетика  и экология  жилища.

51

1

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой обовью.

7 раздел: Конструирование и моделирование. Робототехника -9.

Объяснять значение понятия «машина», характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю. Характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения. Знакомиться с профессиями машинист, водитель, наладчик.  Осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора LEGO роботы NXT 2.0.  по инструкции. Конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели. Разрабатывать оригинальную конструкцию модели: проектировать, находить альтернативные варианты, конструировать, испытывать, анализировать результаты.

52-52

2

Понятие о машинах и механизмах.

54-55

2

Конструирование машин и механизмов.

 LEGO роботы NXT 2.0.

56-57

2

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.

58-60

3

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой

Раздел I. Аграрные технологии. Весенний период.

61-62

2

Весенняя обработка почвы

Формировать  сельскохозяйственную грамотность.

Использовать информационные технологии в обеспечении сферы человеческой деятельности - аграрные технологии.

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке.

Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки.

Профессиональное самоопределение.

63-64

2

Подготовка семян и посадочных материалов к посеву. Посев семян.

65-66

2

Технология выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте.

Формировать представление о выращивании растений.

Знать последовательность и правила выполнения основных технологических приёмов выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте.

Выбирать культуры для выращивания рассадным способом и в защищенном грунте, знакомиться с устройством простых сооружений защищенного грунта.

67-68

2

Основы птицеводства.

Выделять основные элементы технологии выращивания молодняка сельскохозяйственной птицы. Инкубация. Знакомиться с современными технологиями животноводства.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • УМК. Учебник: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальная технология. 5 класс.
  • Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения.

К техническим средствам обучения, которые  используются на уроках технологии, относятся компьютер, проектор.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности и ключевых компетенций.

     В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,

     информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии сих предполагаемыми  функциональными

     и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные  интересы и склонности   к   изучаемым   видам   трудовой   деятельности,   составлять   жизненные и профессиональные планы;
  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов;
  • планирования бюджета домашнего хозяйства;
  •  культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

     В результате обучения учащиеся ознакомятся:

  • с   основными   технологическими   понятиями и характеристиками;
  • технологическими свойствами и назначением материалов;
  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • видами  и назначением  бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,   влиянием   различных   технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить   необходимую  информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических   операций  для изготовления  изделия,  выполнения   работ или получения продукта;
  • выбирать сырьё,   материалы,   инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  • выполнять по заданным критериям технологические операции   с  использованием  ручных  инструментов,  приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования   ручными   инструментами,   приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить   разработку   творческого   проекта   по   изготовлению   изделия   или   по лучения   продукта   с   использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
  • формирования эстетической среды бытия;
  • развития творческих способностей  и  достижения  высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  • получения  технико-технологических сведений  из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной  трудовой деятельности;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества  выполняемых работ с  применением измерительных инструментов и приспособлений;
  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
  • оценки   затрат,   необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
  • называть  и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
  • объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой ихтехнологическойчистоты;
  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

  • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
  • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
  • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
  • проводить оценку и испытание полученного продукта;
  • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
  • проводить и анализироватьразработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
  • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
  • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
  • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
  • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
  • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
  • проводить и анализироватьразработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
  • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
  • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
  • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
  • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
  • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
  • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
  • разработку плана продвижения продукта;
  • проводить и анализироватьконструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
  • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
  • разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
  • характеризовать группы предприятий региона проживания,
  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
  • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
  • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
  • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
  • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

По завершении учебного года обучающийся:

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
  •  осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
  • конструирует модель по заданному прототипу;
  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Календарно-тематический план. 5 класс.

№ п/п

Тема разделов и уроков

Кол час

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете и на УОУ.

1

Урок открытия новых знаний.

Вводный

Формирование познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

Выявление потребностей. Использование различных источников информации.

Ориентация в технологиях.

2

Потребности и технологии. История развития технологий.

1

Раздел I. Аграрные технологии. – 6 часов.

3

Значение овощеводства. Краткая характеристика овощных культур.

1

Урок формирования УУД.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

4

Уборка и учет урожая овощных культур

1

Урок применения УУД.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки.

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

5-6

Особенности осенней обработки почвы.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и

охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

7-8

Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.

2

Урок применения УУД.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки.

 Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

9

 Вводное занятие.

 Инструктаж по охране труда

1

Раздел 2. Компьютерная графика, черчение-4

10-11

Чертежи деталей.

2

Урок открытия новых знаний.

Текущий

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

12-13

Графическое изображение деталей из древесины, металла и искусственных материалов.  Знакомство с Fusion 360. КОМПАС-3D.

2

 Раздел 3. Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов -15ч.

2

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

14-15

Древесина .Пиломатериалы и древесные материалы.

16

Рабочее место и  инструменты для ручной обработки древесины.

1

Урок применения УУД.

Текущий

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

17-18

Последовательность изготовления деталей из древесины.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

19

Разметка заготовок из древесины.

1

Урок применения УУД.

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

20

Пиление заготовок из древесины.

1

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

21-22

Строгание заготовок из древесины.

2

Урок применения УУД.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

23

Сверление отверстий в деталях  из древесины.

1

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

24

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

1

Урок формирования УУД.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

25

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

1

Урок применения УУД.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

26

Соединение деталей из древесины клеем.

1

Урок формирования УУД.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

27

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

1

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

28

Отделка изделий из древесины.

1

Урок применения УУД.

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

Рраздел 4: Технология  художественно-прикладной обработке материалов.

2

Урок открытия новых знаний.

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

29-30

Выпиливание лобзиком.

31-32

Выжиганием по дереву.

2

Урок применения УУД.

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

5 раздел: Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов.

33

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

1

Урок формирования УУД.

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

34

Рабочие место для ручной обработки металлов.

1

Урок применения УУД.

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

35-36

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

2

Урок применения УУД.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

37

Правка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

1

Урок открытия новых знаний.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

38-39

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

планирование технологического процесса и процесса труда;

40

Резание заготовок из  тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

1

Урок применения УУД.

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

41

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

1

Урок применения УУД.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

42

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

Урок открытия новых знаний.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

43

Получение отверстий в заготовках из металла и искусственных материалов.

1

Урок формирования УУД.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

44

Устройство настольного сверлильного станка.

1

Урок применения УУД.

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

45-46

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

2

Урок применения УУД.

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

Раздел 6: : Технологии организации и ведения быта.

2

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

47-48

Интерьер живого помещения.

49-50

Эстетика  и экология  жилища.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

51

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой обовью.

1

Урок применения УУД.

Текущий

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

Раздел 7: Конструирование и моделирование. Робототехника -9.

52-53

Понятие о машинах и механизмах.

2

Урок открытия новых знаний.

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

54-55

Конструирование машин и механизмов.

 LEGO роботы NXT 2.0.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры,

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

выбор средств и видов представления технической

  • технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

56-57

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности

  • области предметной технологической деятельности;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

58-60

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.

3

Урок формирования УУД.

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования

Раздел I. Аграрные технологии. –8 ч.

61-62

Весенняя обработка почвы.

2

Урок открытия новых знаний.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки.

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

63-64

Подготовка семян и посадочных материалов к посеву. Посев семян.

2

Урок формирования УУД.

Текущий

Формирование сельскохозяйственной грамотности. Профессиональное самоопределение.

Анализировать и планировать предстоящую работу на учебно-опытном участке весенний и осенний период. Оценивать выполненную работу и анализировать допущенные ошибки

Выбирать культуры, планировать их размещение на участке. Выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

65-66

Технология выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте.

2

Урок применения УУД.

Текущий

Формирование представления о выращивании растений.

Выбирать культуры для выращивания рассадным способом и в защищенном грунте, знакомиться с устройством простых сооружений защищенного грунта.

Знать последовательность и правила выполнения основных технологических приёмов выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте

67-68

Основы птицеводства.

2

Урок применения УУД.

Текущий

Готовность к занятиям сельскохозяйственным трудом.

Определять свое отношение к природной среде. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Характеризовать группы профессий. Рациональное использование учебной и технологической информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только с уметь раскрыть их и развивать. Робототехника вошла в мир в середине 20 века. Это было одн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника и лего конструирование»

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...

Рабочая программа "Лаборатория программирования и робототехники"

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного ин...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Робототехника", 5 класс (35 часов)

Программа внеурочной деятельности по робототехнике и программированию «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования ...

Рабочая программа по элективному курсу «Робототехника» 5 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Робототехника» 5 класс...