Проблемное обучение на уроках профильного труда
методическая разработка

Саяпина Мария Григорьевна

Проблемное обучение на уроках профильного труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саяпина М.Г.

Доклад на тему:

«Проблемное обучение на уроках профильного труда»

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Психолого-педагогическая наука накопила не мало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.

          На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает

В своей работе при обучении детей с отставанием в умственном развитии швейному делу использую как традиционные, так и инновационные методы и приемы обучения. Это – доступность, индивидуальная направленность, самостоятельная деятельность обучающихся.

Так как в 2021-2022 учебном году у меня были старшеклассники я решила чаще использовать технологии бригадного метода как оптимальной формы организации трудового обучения умственно отсталых (далее по тексту у/о) детей в условиях специальной коррекционной школы.

Выбор указанно технологии связан с тем, что основную свою функцию как преподавателя трудового обучения я вижу в следующем:

1.     Ученик специальной коррекционной школы в производительном труде на предприятии, не предназначенном для инвалидов, должен выполнять работу на том же уровне, что и рабочий с нормальным интеллектом.

2.     Профессиональная подготовка у/о учащихся должна быть в значительной мере ориентирована на требования, предъявленные к рабочим с нормальным интеллектом, т.е. определяться из условий качества и производительности труда.

Таким образом, результатом обучения у/о подростков является определение состояния их профессиональной подготовки к моменту окончания обучения.

Бригадный метод как оптимальная форма организации трудового обучения умственно отсталых детей в условиях специальной коррекционной школы

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе, так же как и в массовой школе, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков и профориентации учащихся.

Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить школьников к самостоятельному труду, выполнению несложных видов работ в условиях современного производства.

Основная цель вводимой мной на уроках технологии: адаптация подростка в обществе после окончания специальной коррекционной школы. Умение работать на практике бригадным методом.

Задачами освоенной и внедренной мной технологии являются:

·    развитие моторики мелких мышц рук;

·    освоение грамматически правильной производственной терминологии;

·    развитие скоростных навыков в работе;

·    воспитание у детей навыков самостоятельности, без чего немыслима их трудовая деятельность на производстве;

·    воспитание интереса и любви к выбранной профессии, заложить в ребенке понятие коллективизма, становление его как будущего рабочего.

Поскольку обучающиеся специальных коррекционных школ могут себя реализовать только в трудовой деятельности, то только через эту деятельность у них появляется возможность решать свои личностные и социальные проблемы. Поэтому бригадный метод явился как бы связующим звеном между школой и работой на предприятиях по окончанию школы. Данный метод позволяет вырабатывать у детей такой характер трудовых отношений, который необходим для работы на производстве.

 Производственные бригады – это первичная ячейка трудового коллектива. Здесь отношения между работниками носят более личностный характер, чем в коллективе предприятия. Поэтому при проектировании организации труда в бригаде наряду с техническими, технологическими и организационными задачами должны решаться и вопросы социально-психологического характера (взаимозаменяемость, отношение к труду, психологическая совместимость и т.п.).

Бригадный метод предусматривает разделение обучающихся на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении учеников на бригады следует учитывать индивидуальные особенности каждого, его личностные возможности для выполнения поставленной задачи.  

Мой опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек с разным уровнем подготовки. Комплектование бригад осуществляю с учетом психологической совместимости обучающихся.

Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, поэтому каждый член бригады выполняет 1-2 определенных операций технологического процесса.

В каждой бригаде назначается бригадир, который осуществляет планирование, руководство, контроль, оказывает помощь членам бригады, по окончании работ докладывает мастеру о выполнении задания. Мастером чаще всего выступает учитель.

При теоретическом изучении тем я вводила работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использовать при повторении пройденного материала. «Сильный»ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями.

Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях:

1.Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех групп задания будут разные по сложности.

Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики остальных групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности.

2.Все ученики делятся на группы, в которых один«сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.

Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу обучающийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая форма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках и предшествует бригадному методу работы с обучающимися.

    

Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю бригадира, который знакомится с предстоящей темой урока. Вместе с бригадирами и контролерами распределяются задания между членами бригады, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по оборудованию. Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распределить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж. Контролеры и бригадиры следят за правильностью выполняемой работы, техникой безопасности, а контролер следит за качеством выполненных работ.

На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контролерам для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оценки обучающимся.

Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми обучающимися и контроль, за всем производственным процессом.

Обучающиеся выполняют задания по инструкционно-технологическим картам, а мастер проверяет правильность и качество сшитых изделий.

Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные обучающиеся иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны мастера. Поэтому мастер помогает обучающимся подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует развитию умения работать в коллективе, воспитанию чувства собственной ответственности за результаты труда бригады в целом, формированию таких черт характера, как стремление к взаимопомощи, товарищеской выручке, самоконтролю, взаимоконтролю.

Результаты совместной работы в группах стимулируют познавательную деятельность обучающихся и всегда значительно выше, чем индивидуальный пошив изделий.

 Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны мастера, так и со стороны обучающихся. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение своей деятельности и всей бригады. Члены бригады могут непосредственно при подведении итогов сравнивать свою работу с работой других бригад. Успех деятельности бригады зависит от того, насколько тесно каждый обучающийся будет связан с бригадой и всем классом.

Бригадная форма обучения создает такие условия, при которых овладение профессией превращается из сугубо индивидуальной деятельности каждого в совместный труд всей группы.

Но еще более важным показателем эффективности этой формы работы является профессиональный рост обучающихся. Получили развитие такие профессионально важные качества личности, как способность к общению, взаимопомощь, выполнение ролевых функций в коллективе.

 Я считаю, что такое обучение повышает интерес обучающихся к овладению профессией, вырабатывает чувство ответственности за конечные результаты работы каждого члена бригады, прививает навыки самоуправления, дисциплины, организованности, сознательного отношения к труду.

При введении в практическую часть урока бригадных методов работы повысился уровень работоспособность, самостоятельности при ориентировке в учебном задании, социально-личностных показателей.

Таким образом, работа по выбранной мной технологии является практико-ориентированной, эффективной и хорошо (активно) используется в работе на уроках швейного дела и обслуживающего труа. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  -...

Обучение детей с ОВЗ на уроках профильного труда с применением элементов здоровьесберегающих технологий

В сообщении изложено  применение здоровье сберегающих технологий на уроках профильного труда...

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...

Использование инновационных технологий, как активных форм обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда

Инновационные технологии являются активными формами обучения детей с ОВЗ....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...