Кабинет технологии
материал по технологии

Александр Михайлович Кошелев

   И Н С Т Р У К Ц И И по ТБ при работе в кабинете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_po_ohrane_truda.docx22.44 КБ
Файл 1.docx15.22 КБ
Файл 2.docx19.94 КБ
Файл 3.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ИОТ № 1.3

В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в слесарной мастерской (инструктора по труду, учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в слесарной мастерской допускаются лица:

  • не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в слесарной мастерской;
  • имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;
  • прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением IV группы допуска;
  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которыми оснащена мастерская.

Работающий в слесарной мастерской обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в слесарной мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в слесарной мастерской являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты);
  • химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);
  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты:

-халат хлопчатобумажный,

- рукавицы комбинированные,

- очки защитные.

Обо всех неисправностях электропроводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурного администратора, сделать запись в тетради заявок.

Мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для учащихся.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

Перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции, работник слесарной мастерской несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые; коврики диэлектрические).

Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.

Проверить отсутствие внешних повреждений станков, оборудования и механизмов, наличие и исправность контрольных, измерительных и сигнальных приборов, тумблеров, переключателей и т.п.

Убедиться в целостности крышек электророзеток и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.

Убедиться в наличии и целостности заземляющих проводников корпусов станков, оборудования и механизмов.

Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим местам учащихся.

Проверить (визуально) исправность сантехнического оборудования, мебели; целостность оконных стекол.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;
  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для предохранения рук от защемления.

Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;
  • к свободному концу рукоятка несколько утолщенная во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;
  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);
  • рукоятки напильников, шаберов, ножовок стянуты металлическими бандажными кольцами;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. На рабочей части нет повреждений, длина инструмента – не менее 150 мм. Средняя часть зубила имеет овальное или многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная часть – форму усеченного конуса;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не имеют трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев;
  • ручные рычажные ножницы надежно закреплены на специальной стойке, в любой части ножей не допускается наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно соприкасаются.

В случае обнаружения неисправности оборудования, станков, инструментов работник в слесарной мастерской обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть, при необходимости, встать на диэлектрический коврик (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

Не включать оборудование, станки и механизмы в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

Проконтролировать наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов).

Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

Перед каждым занятием необходимо провести инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнал.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.

Следить за исправной работой станков, оборудования, станков и механизмов целостностью изоляции и заземления.

Работник слесарной мастерской обязан обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;
  • контроль за расположением рабочего инструмент на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • использование защитных очков учащимися при работе инструментом ударного действия и на станках;
  • контроль за прочным закреплением учащимися обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;
  • выполнение работы только исправным хорошо заточенным инструментом;
  • контроль за исправностью и качеством заточки рабочего инструмента учащихся;
  • контроль за правильностью регулировки натяжения ножовочного полотна;
  • соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской, при работе с использованием станков, механизмов и инструментов;
  • соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;
  • соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

  • переключать электрические разъемы при включенном питании;
  • касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;
  • работать на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;
  • производить резку, правку листового металла без рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов;
  • закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;
  • производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;
  • оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;
  • сдувать стружку и опилки со станков ртом или убирать их руками;
  • производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;
  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
  • класть на электрооборудование и нагревательные устройства посторонние предметы;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
  • собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);
  • слив в канализацию кислот, щелочей и их растворов;
  • использование инструмента не по прямому назначению;
  • оставлять учащихся без присмотра.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник слесарной мастерской обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из мастерской учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов и тестовых сигналов, индицирующих о их неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При перегреве двигателей станков необходимо остановить их и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работник слесарной мастерской обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы работник слесарной мастерской обязан:

  • отключить электропитание станков и инструментов в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации с учетом характера выполняемых работ;
  • при приведении в порядок рабочих мест учащихся, работник слесарной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;
  • обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;
  • убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий труда в конкретной мастерской;
  • при внедрении новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду или органов инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда.



Предварительный просмотр:

 И Н С Т Р У К Ц И Я № 1.12

 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1.Общие требования безопасности

 

1.1.    Учитель трудового обучения обязан обучать школьников правильному
и безопасному обращению с оборудованием, следить за соблюдением уча-
щимися мер безопасности метода выполнения работ, проводит инструктаж с
учащимися по технике безопасности при работе на токарном, фрезерном, стро-
гальном, сверлильном, круглопильном (циркулярном)   стайках, электропаянии,
при кулинарных работах, работе с тканью.

1.2.  Учитель трудового обучения обязан создать здоровые и безопасные условия
проведения занятий.

1.3.    Учитель трудового обучения обязан ежегодно следить за соблюдением
санитарно-гигиенического режима в местах проведения занятий.

1.4.    В кабинете трудового обучения должна быть аптечка для оказания первой помощи, находящаяся в легкодоступном месте.

1.5.    Учитель трудового обучения разрабатывает и вывешивает на обозрение инструкции по технике безопасности при работе, оборудовании, рабочем месте по каждому виду проводимых работ после утверждения их руководителем и профкомом учреждения.

1.5. Учитель трудового обучения должен уметь оказать первую доврачебную помощь учащимся, получившим травму.

1.5. Учитель трудового обучения не допускает установки в мастерских оборудования, не предусмотренного типовыми перечнями, в том числе самодельного, без соответствующего разрешения.

1.5.    Учитель трудового обучения не допускает снятия кожухов, экранов и других защитных приспособлений со станков и оборудования.

1.6.    Учитель трудового обучения песет ответственность за выполнение правил техники безопасности, за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

1.7.    Учитель трудового обучения немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с обучающимся, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Учителю трудового обучения провести тщательный осмотр учебных мастерских. 2.2.Убедиться в исправности оборудования, защитного заземления, надежности установки и крепления инструмента, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий.

2.3.    Инструктировать учащихся о правилах выполнения работ в учебных мастерских, о мерах безопасности при   работе, рассказать   учащимся   о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовки и уборки рабочего места.

2.4.    К занятиям допускать только тех учащихся, которые должным образом изучили правила техники безопасности в учебной мастерской в пределах учебной нормы.

2.5.    К занятиям допускать учащихся, имеющих спецодежду: фартук с нарукавниками или халат, головной убор - берет или косынка.

2.6.    Перед началом работы на станках: убедиться в исправности режущего   инструмента, его прочности крепления на станке; убедиться в прочности крепления заготовки: проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки; убедиться в отсутствии на станке лишних инструментов и ненужных при работе деталей.

 

3. Требования безопасности во время работы.

 

3.1. Строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения.

3.2.  Обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимися в учебных мастерских оборудовании, правильным приемам работы.

3.3.  Правильно размещать учащихся в мастерской при выполнении работ.

3.4.  При появлении у учащихся признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу.

3.5.  Соблюдать нормы искусственного освещения мастерских.

3.6.  Во время работы на станках следить за правильным выполнением приемов работы учащегося, не допускать нарушения правил техники безопасности, при прекращении подачи электрического тока отключить все станки.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

 

4.1. Приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья: обесточивает станки и приборы с электрическим питанием, в случае необходимости обеспечивает эвакуацию учащихся п; мастерских, оказывает доврачебную помощь и вызывает врача.

 

5. Требования безопасности по окончании работы.

 

5.1.    Учитель трудового обучения обязан проследить, чтобы каждый учащийся привел в порядок свое рабочее место и сдал его учителю трудового обучения.

5.2.    Учитель трудового обучения должен тщательно осмотреть мастерскую, убедиться в отсутствии напряжения в сети, устранить обнаруженные недостатки.

5.3.   Следить за тем, чтобы проводилась уборка_мacтepcких 1 раз в день.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №1.1
по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских (мальчики)

(Вводный инструктаж)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К занятиям в учебных мастерских допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. Учителя технологии обязаны обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности.

1.4. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
- возможность травмирования при работе на станках при отсутствии и неисправности ограждения, неисправности электрооборудования, беспорядка на рабочем месте;

- ранение рук и пальцев вращающимися частями станков;
- наматывание волос на вращающиеся части станка;
- поражение глаз стружкой при обработке металлов;
- ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном;
- ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали;
- ранение рук при неправильном обращении с резцом;
- ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;
- травмирование глаз: ранение, ожоги, засорение;
- ранение ног упавшим инструментом.
1.5. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных и учебно-производственных мастерских, на школьных учебно-опытных участках несут учителя, которые руководят этой работой.

1.7. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
1.8. В кабинете должны быть средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).

1.9. Учебные мастерские должны быть обеспечены необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными  материалами (аптечкой), телефоном ближайшего медицинского учреждения.

1.10. В кабинете должен быть  комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.11. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.

1.12. Для школьников рабочие места организуются в соответствии с требованиями техники безопасности.

1.13. Проведение обучения и работа учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских в школах допускается при выполнении всех требований Правил работы в мастерских.

1.14. Учитель должен довести до сведения учащихся, что:
- необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей;
- во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка;

- передвигаться по гимназии необходимо организованно, строем в сопровождении классного руководителя или учителя;

- нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
- нельзя трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;
- нельзя хлопать дверью;
- запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;

- необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, циркулем, линейкой и т.д.;

- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии.

1.15. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

1.16. Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

1.17. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.18. Учащиеся во время занятий, а также учитель должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: фартуками, нарукавниками, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.

1.19. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

1.20. Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.
1.21.  Учитель по трудовому обучению обязан строго следить за выполнением учащимися  в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.22. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу, директору, заместителю директора.
1.23. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения.

1.24. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ


Учитель должен:

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов, исправности имеющихся станков и приборов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить недалеко от входа; классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места; расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.; расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами - не менее 70 см.; в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов; токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены; заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
Ученики должны:

- правильно надеть спецодежду; застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой, спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов), убрать все лишние инструменты и детали;
- соблюдать инструкции при подготовке к работе станка

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ


Учитель должен:

3.1. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отво¬дятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.3. Окна запрещается  загромождать  изделиями, инструментами, материалами и другими предметами.
3.4. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами; заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

3.5. Учитель трудового обучения обязан: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

3.6. Инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри нее.
3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.
3.8. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением  учителя труда.

3.9. Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.

3.11. При работах зубилом и крейцмейселем для защиты глаз учащегося отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера, инструкторы и учителя труда должны следить за их обязательным применением.

3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.
Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.
3.14. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.

3.15. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения  целевого инструктажа.

3.16. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители.
Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами не вставать на подоконник.

3.17. Допускать работать на станках только после прохождения целевого инструктажа, знакомства с инструкцией работы на данном станке.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Учитель  должен:

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.4. В случае появления неисправности в работе станка выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.

4.5. При поражении пользователями ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

Ученик должен:

4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ


Учитель должен:

5.1. Выключить станок, оборудование, отключить прибор от питающей среды в соответствии с имеющимися инструкциями.

5.2.Проветрить и провести  влажную уборку кабинета.

5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Ученик должен:

5.4. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

5.5. Проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем.

5.6. Убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой.

5.7. Привести себя в порядок.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ИОТ № 1.3

В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в слесарной мастерской (инструктора по труду, учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в слесарной мастерской допускаются лица:

  • не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в слесарной мастерской;
  • имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;
  • прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением IV группы допуска;
  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которыми оснащена мастерская.

Работающий в слесарной мастерской обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в слесарной мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в слесарной мастерской являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты);
  • химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);
  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты:

-халат хлопчатобумажный,

- рукавицы комбинированные,

- очки защитные.

Обо всех неисправностях электропроводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурного администратора, сделать запись в тетради заявок.

Мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для учащихся.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

Перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции, работник слесарной мастерской несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые; коврики диэлектрические).

Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.

Проверить отсутствие внешних повреждений станков, оборудования и механизмов, наличие и исправность контрольных, измерительных и сигнальных приборов, тумблеров, переключателей и т.п.

Убедиться в целостности крышек электророзеток и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.

Убедиться в наличии и целостности заземляющих проводников корпусов станков, оборудования и механизмов.

Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим местам учащихся.

Проверить (визуально) исправность сантехнического оборудования, мебели; целостность оконных стекол.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;
  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;
  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для предохранения рук от защемления.

Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;
  • к свободному концу рукоятка несколько утолщенная во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;
  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);
  • рукоятки напильников, шаберов, ножовок стянуты металлическими бандажными кольцами;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. На рабочей части нет повреждений, длина инструмента – не менее 150 мм. Средняя часть зубила имеет овальное или многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная часть – форму усеченного конуса;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не имеют трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев;
  • ручные рычажные ножницы надежно закреплены на специальной стойке, в любой части ножей не допускается наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно соприкасаются.

В случае обнаружения неисправности оборудования, станков, инструментов работник в слесарной мастерской обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть, при необходимости, встать на диэлектрический коврик (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

Не включать оборудование, станки и механизмы в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

Проконтролировать наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов).

Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

Перед каждым занятием необходимо провести инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнал.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.

Следить за исправной работой станков, оборудования, станков и механизмов целостностью изоляции и заземления.

Работник слесарной мастерской обязан обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;
  • контроль за расположением рабочего инструмент на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • использование защитных очков учащимися при работе инструментом ударного действия и на станках;
  • контроль за прочным закреплением учащимися обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;
  • выполнение работы только исправным хорошо заточенным инструментом;
  • контроль за исправностью и качеством заточки рабочего инструмента учащихся;
  • контроль за правильностью регулировки натяжения ножовочного полотна;
  • соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской, при работе с использованием станков, механизмов и инструментов;
  • соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;
  • соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

  • переключать электрические разъемы при включенном питании;
  • касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;
  • работать на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;
  • производить резку, правку листового металла без рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов;
  • закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;
  • производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;
  • оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;
  • сдувать стружку и опилки со станков ртом или убирать их руками;
  • производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;
  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;
  • класть на электрооборудование и нагревательные устройства посторонние предметы;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
  • собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);
  • слив в канализацию кислот, щелочей и их растворов;
  • использование инструмента не по прямому назначению;
  • оставлять учащихся без присмотра.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник слесарной мастерской обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из мастерской учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов и тестовых сигналов, индицирующих о их неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При перегреве двигателей станков необходимо остановить их и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работник слесарной мастерской обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы работник слесарной мастерской обязан:

  • отключить электропитание станков и инструментов в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации с учетом характера выполняемых работ;
  • при приведении в порядок рабочих мест учащихся, работник слесарной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;
  • обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;
  • убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий труда в конкретной мастерской;
  • при внедрении новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду или органов инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет технологии. Инструкции для оформления стендов по техники безопасности.

Краткие инструкции для учащихся по технике безопасности при выполнении различных работ в кабинете технологии: кулинарных работ, работ по ВТО, ручных работ, работ на швейной машине. Инструкции составле...

Кабинет технологии. Перспективный план дооборудования учебной мастерской

Перспективный план дооборудования учебной мастерской по кулинарии и обработке ткани на 5 лет....

Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год

Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...

Паспорт кабинета Технологии

паспорт учебного кабинета технологии для неделимых классов...

Паспорт кабинета технологии

Описание кабинета технологии, наличие оборудования, план развития кабинета, инструкция по санитарно-гигиеническим нормам, воздушно-тепловой режим в учебных мастерских и т.д....

«ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ», САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ».

Первые уроки сложны в проведении, так как дети приходят после каникул в расслабленном состоянии. Чтобы активизировать их внимание и обеспечить плавный переход от каникул к учебному процессу, мы провод...

Паспорт кабинета технологии

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.Оптимизация ...